В прошлое воскресенье, 30.10.22, 106-я эскадрилья отмечала 40-летие создания в качестве второй эскадрильи F-15A/B/C/D («Баз»), первой была
133-я эскадрилья. Открытие эскадрильи было намечено на 06.06.82, однако 03.06.82 в Лондоне палестинские террористы тяжело ранили посла Израиля в Великобритании Шломо Аргова (он выжил, но стал парализованным от шеи и ниже, всё время находился в больнице «Хадаса Хар а-Цофим» в Иерусалиме, вплоть до кончины 23.02.03). ВВС Израиля ответили бомбардировкой 9 баз ООП в Ливане, те - массированным обстрелом севера Израиля (около 500 ракет и артиллерийских снарядов), АОИ возобновила бомбардировки, а 06.06.82 ввела войска в Ливан - началась Первая Ливанская война. Как следствие церемония открытия эскадрильи была отложена и прошла 13.06.82, после заключения соглашения о прекращении огня с Сирией 11.06.82.
В прошлом в составе ВВС уже существовала 106-я эскадрилья - транспортная. Большую часть Войны за Независимость (с начала 1948 г. и до 19.12.48) тяжёлая транспортная авиация была сведена в т.н.
Транспортное авиационное командование (ЛАТА - «Лаhак Товаля Авирит»). На вооружении имелись Curtiss C-46 Commando, Lockheed Model 18 Lodestar, Lockheed Constellation, Douglas DC-4 (в военной версии C-54 Skymaster). Только C-46 был массовым самолётом, прочие были представлены единичными экземплярами. Обычно единовременно командование имело не более 10 исправных самолётов. После расформирования командования и была создана 106-я эскадрилья (самолёты C-46 и C-54). Однако уже в мае 1949 г. эскадрилью расформировали, передав её самолёты авиакомпании «Эль-Аль» и новой
103-й эскадрильи. Таким образом, 106-я эскадрилья 1982 г. не имела ничего общего со 106-й эскадрильей 1948-1949 гг., кроме одного факта: и та, и другая находились
на авиабазе Тель-Ноф (в прошлом - Экрон).
133-я эскадрилья была создана в 1976 г. и все закупаемые «Баз» поступали в её состав. Первая партия из 25 F-15A/B прибыла в 1976-1978 гг., вторая из 15 F-15C/D - в 1981-1982 гг. Число самолётов достигло 39 (с учётом разбившегося 29.09.79 в катастрофе F-15A), см. приложения к статье
«Израиль изучает вопрос закупки новых F-15I». 39 самолётов - слишком много для одной эскадрильи, тем более Израиль уже планировал закупку ещё 11 F-15C/D (прибыли в 1984-1985 гг.). Уже в ноябре 1981 г. началась подготовка к открытию новой эскадрильи, 106-й, как уже было сказано выше она открылась 13.06.82. Название - «Таесет Ход hа-Ханит» («Эскадрилья Остриё копья»), а также «Таесет hа-Баз hа-Шния» («Вторая эскадрилья Баз»).
Интересно отметить, что после 11.06.82 истребители ВВС Израиля сбили 5 пилотируемых самолётов противника (т.е. не считая БПЛА и перехватов огнём наземного ПВО). И все 5 - на счету 106-й эскадрильи: 24.06.82 сбиты 2 сирийских МиГ-23МФ, 31.08.82 - сирийский МиГ-25Р (совместно с ЗРК «Хок»,
операция «Гозаль») и 19.11.85 - 2 сирийских МиГ-23МЛ.
Из чистых истребителей ПВО работа «Баз» постепенно всё больше и больше смещалась в атаку наземных целей. Самая известная операция - атака главного штаба ООП в Тунисе 01.10.85 (
операция «Регель Эц»). Удар был нанесен совместно 106-й и 133-й эскадрильями, в 2,300 км от Израиля - самая дальняя атака ВВС Израиля в их истории.
В ходе речи на праздновании юбилея командующий ВВС генерал-майор Томер Бар назвал эскадрилью двухместной («Таесет Ду-Мошавит»). Т.е. она имеет в своём составе только F-15B и F-15D. Также он перечислил состав эскадрильи: Технический отдел («Гаф Техни»), Лётный отдел («Гаф Тиса») и Отдел кадров («Гаф Шлишут»). В составе Лётного отдела - т.н. МАНАТ («Модиин, Нивут, Тихкур»), т.е. те, кто отвечает за разведку, навигацию и разбор полётов, и «Мивцаим», т.е. те, кто отвечает за организацию и проведение полётов.
Ссылки:
- 106-я эскадрилья на Википедии.
- Статья на сайте ВВС, 01.11.22.