Интервью с бывшим командиром Школы БПЛА

Sep 26, 2022 16:39


Несколько недель назад подполковник Р. завершил командование Школой БПЛА ВВС АОИ («БИС ле-Мафъилей КАТМАМ» - «Бейт hа-Сефер ле-Мафъилей Клей Таис Мутасим ми-Рахок»). Сейчас Р. в процессе демобилизации из армии после более 22 лет службы, в т.ч более 20 - как оператора БПЛА. 25.09.22 сайт walla опубликовал большое интервью с Р. Ниже - основные моменты из этой беседы.




Р. начал службу на лётном курсе, но через 1.5 года был отчислен. Далее был принят в Школу БПЛА (создана в 2001 г.), где прошёл полугодовое обучение. Принимал участие в операции «Хомат Маген» 2002 г. и «Йамей Тшува» 2004 г. в Газе. Судя по сказанному в 2004 г. БПЛА уже широко использовались для непосредственной поддержки СВ.

В 2006 г., в ходе Второй Ливанской войны, был заместителем командира одной из эскадрилий БПЛА. В операции «Цук Эйтан» 2014 г. управлял работой всего парка БПЛА в оперативном штабе ВВС. Далее стал командиром 161-й эскадрильи БПЛА «Зик» (Hermer-450), основными задачами которой являются атака наземных целей, патрулирование и разведка. Последние 3 года командовал Школой БПЛА.

Уже в первый год своего командования Школой Р. перевёл обучение всех курсантов на «Зик», самый массовый БПЛА ВВС. Это позволило сделать обучение однородным и дать всем операторам стандартный уровень знаний. Тем более что пилотирование БПЛА автоматизировано, обучение сосредоточено вокруг вопросов разведки и применения. Поэтому переход на другой тип БПЛА требует всего 3-х недельного переобучения. Оператор БПЛА занимается всеми задачами: управление БПЛА (в рамках того, что осталось с учётом автоматизации), устранение поломок, наблюдение («Срика») и расшифровка наблюдаемой картинки («Пиануах»).

Большинство курсантов Школы - отчисленные с Лётного курса. Небольшое число - из артиллерийских войск. И самая маленькая часть - т.н. «офицеры-отличники» ВВС, т.е. офицеры других специальностей (авиауправление, РЭБ и т.п.) с высокими характеристиками, принявшие решение перейти на БПЛА и прошедшие необходимые дополнительные проверки.

В Школе подготовка операторов ведётся с 3 базовых точек зрения: (1) командир ЛА, (2) член команды, (3) воздушный боец. При начале службы в эскадрильях первая должность - младший оператор («Мафъиль Зутар»). Далее он становится командиром задачи («Мефакед Месима»), командует своей командой. Далее командир задачи может командовать 2 и более БПЛА (при совместной работе).

Операторы находятся вдали от поля боя и в кондиционированном вагончике управления. Работа идёт посменно (4 часа, максимум 2-3 такие смены в сутки), т.е. нет ни волнений связанных с риском для жизни, ни чрезмерной физической усталости. Однако когнитивная нагрузка огромна: система связи с более чем 20 каналами, параллельная связь с различными представителями ВВС (в т.ч. штаб ВВС), СВ (командиры рот, батальонов, бригад), военной разведки, ГШ (ГУ операций - АМАЦ), других сил безопасности. Работа с до 4 БПЛА одновременно (видимо для командира задачи).

Обучение ударным задачам в ходе первичной полугодовой учёбы в Школе и последующего Курса оперативной тренировки (КААМ) не проводится. Но через пол года, год и 4 года после конца обучения операторы возвращаются в Школу и проходят обучение таким задачам. В самой Школе - наземное обучение (теория и занятия на симуляторах), практика - в эскадрильях. Важное место уделяется ментальной подготовке. Сам Р. Регулярно проводит курсантам лекцию об операции «Пирот Тропиим» («Тропические фрукты») в Хан-Юнисе в 2018 г., когда спецподразделение АОИ было раскрыто и погиб подполковник Махмуд Хир А-Дин. Р. участвовал в операции как командир задачи БПЛА. В целом ментальная подготовка хорошая и случаев пост-травматического синдрома (ПТСР) нет.

После КААМ, когда идёт распределение между эскадрильями, есть операторы, которые предпочитают службу на БПЛА, не занимающихся ударными задачами. Причём обычно это не связано с самим отсутствием этих задач, а с тем, что разведзадачи, выполняемые этими эскадрильями, гораздо более интересные.

В отличии от операторов БПЛА в США, которые могут находится за тысячи км от района боёв в Ираке или Афганистане, израильские операторы достаточно близки к фронту. Они слышат сирены воздушной тревоги «Цева Адом», а их семьи могут в это время прятаться в убежищах от ракетных обстрелов. С офицерами-пехотинцами, работающим на земле и которых они прикрывают с воздуха, операторы нередко знакомы лично, и это не только совместные инструктажи, но и, например, учёба на курсе командиров рот, в Командно-штабном колледже (ПУМ) или 2-х годичная учёба на 1-ю степень в гражданском университете.

В ВВС в целом переход на 5-е поколение начался в 2016 г., с поступлением на вооружение F-35I («Адир»). Но для парка БПЛА подобное началось гораздо раньше, ещё в 2004 г., с началом регулярного участия БПЛА в атаках наземных целей. Кстати, БПЛА проводят регулярные совместные учения и с «Адир».

В последние годы ВВС находятся в ситуации «Сражения между войнами» (МАБАМ - «Маараха ше-Бейн hа-Мильхамот»), под этим подразумевают регулярные атаки ВВС в Сирии и других местах. Но для парка БПЛА ничего нового тут нет, для них МАБАМ продолжается уже 20 лет, главным образом в Секторе Газа.

Сейчас на счету БПЛА - 80% оперативных часов ВВС. И это число будет расти, всё больше и больше задач будут переходить БПЛА. И не только благодаря развитию технологий, но и за счёт людей, умеющих правильно использовать эти технологии.

Р. не получил должность полковника. Но по его словам в ВВС уже сейчас есть несколько полковников-выходцев из операторов БПЛА. Скоро появится и первый бригадный генерал. Всё больше операторов-женщин, в т.ч. заместителей командиров эскадрилий. Недавно ещё 3 женщины были утверждены на эту должность. Растёт число операторов в оперативном штабе ВВС, на должностях, ранее занимаемых лётчиками.

Все операторы-инструкторы из состава Школы имеют боевые должности на случай войны или крупной операции. Например майор К., командир отдела подготовки («Гаф hакшарот») Школы. Как и Р., он был отчислен с Лётного курса, прошёл курс операторов БПЛА, с 2017 г. - оператор «Зик», имеет квалификацию командира задания и командира ударных задач («Мефакед Ткифа»; эту должность обычно занимают опытные командиры в званиях капитан-майор и выше). Прошёл курс командиров рот СВ. Имеет запасную должность 2-го заместителя командира эскадрильи («Сган Мефакед Таесет Бет») на случай войны.

















Ссылки:
  1. Статья на сайте walla, 25.09.22.

Подготовка операторов БПЛА

Previous post Next post
Up