Интервью с Давидом Иври

Jun 27, 2022 22:03


В статье о завершении 184-го лётного курса ВВС Израиля (23.06.22) я писал, что церемония окончания проходила под знаком 40-летия Первой Ливанской войны 1982 г., а на традиционном групповом фото выпускников с командующим ВВС присутствовал и командующий ВВС 1982 г. генерал-майор (в отставке) Давид Иври. А 26.06.22 сайт ВВС опубликовал интервью с Давидом Иври.



Давид Иври в центре, в гражданской одежде.


Давид Элькана Иври (87 лет) родился в Тель-Авиве в 1934 г. в Тель-Авиве в семье Авраама и Шошаны Круиз. Поменял фамилию на Иври уже во время службы в рамках существовавшей тогда политики правительства. Был призван в 1952 г., завершил 14-й лётный курс. ВВС командовал с октября 1977 г. по декабрь 1982 г. Далее короткий период был председателем IAI, а в 1983 г. вновь вернулся в АОИ, был заместителем НГШ и начальником ГУ ГШ (АГАМ). В 1985 г. вновь стал председателем IAI, а в 1986-1996 гг. - гендиректором МО. Далее был советником министра обороны по стратегическим вопросам, а в 2000-2002 гг. - послом Израиля в США.

Сравнивая выпускников 14-го и 184-го курса, Иври рассказывает, что в его время всё было очень быстро. Те, кто не был женат в 21 год, считался закоренелым холостяком. В 21 он уже был ведущим четвёрки, а в 29 лет - командиром эскадрильи. Лётчиков не хватало, руководство хотело, чтобы выпускники как можно быстрее стали оперативно готовыми. Сейчас нет ощущения спешки, всё происходит гораздо медленнее, но профессиональнее и куда основательнее.

В период, когда Иври был молодым лётчиком, аварийность в ВВС была огромной. Когда он после окончания Лётной школы прибыл на авиабазу Рамат-Давид для прохождения Курса оперативной тренировки (КААМ), его первым делом послали на похороны нести гроб лётчика, только что погибшего в авиакатастрофе. А неделей ранее погиб лётчик, которого Иври знал по учёбе в старшей школе («Тихон»). Из 12 выпускников его курса за 2 года погибла треть. По сути не проходило недели без похорон, и всё - в авиакатастрофах, без каких-либо боевых действий.

Немало катастроф происходило просто потому, что лётчики соревновались между собой. Причём не в том, как сделать ту или иную вещь более профессионально, а кто сделает что-то более опасное, продемонстрировать, что он «умнее и смелее».

Сегодня выпускники Лётного курса старше, в среднем 22 года вместо 20 в 50-е гг. (сам Иври закончил курс в возрасте 19.5 лет). Сейчас у всех высшее образование, для сравнения - в курсе Иври большинство не закончили старшую школу, т.е. не имели аттестат зрелости. Иври рассказывает, что в те времена немногие семьи в Израиле имели частные машины, сам он получил водительские права через 3 года после окончания Лётной школы...

Несравненно улучшился процесс отбора на лётный курс. Во времена Иври многие инструктора были выходцами из МАХАЛь (добровольцы из-за границы с лётным опытом 2МВ), часть из них не знала иврита, говоря только по-английски или только на голландском. Часто ученики допускали ошибки просто потому, что не понимали что от них хотят инструктора. Так или иначе, если ученик был не способен совершить одиночный полёт («Соло») после 10 полётов с инструктором - его отчисляли. У выходцев из кибуцев, имевших водительские права на трактор, было преимущество - управление лёгким самолётом было куда более механическим, чем сегодня...

Во времена Иври выпускники курса не обязывались на сверхсрочную (в отличии 7 лет сегодня). Сверхсрочная служба среди молодых лётчиков часто рассматривалась чем-то чуть ли не неприличным. Большинство уходили после срочной службы и продолжали полёты в резерве. От выходцев из кибуцев ожидалось, что после службы они вернутся домой работать в с/х. Сам Иври не намеревался оставаться в армии и уже успел записаться в Технион, учиться на инженера. Изменил ситуацию Эзер Вейцман, командующий ВВС в 1958-1966 гг. Он ввёл лозунг «Лучшие - в полёт» («hа-Товим ле-Таис»), создал кварталы семей на базах ВВС и лично убедил Иври и ещё 6 лётчиков подписать первый год на сверхсрочной (было это в 1955 г., когда Вейцман был командиром базы Рамат-Давид).

В середине 50-х гг. лётчики МАХАЛь уже покинули Израиль, а своих хронически не хватало. Было немало таких, кто не верил, что Израиль выстоит против арабских стран, даже после победы Операции Кадеш 1956 г. Многие эмигрировали из Израиля. И только победа в Шестидневной войне 1967 г. изменила настроения. Сверхсрочная превратилась в почётную профессию, желающих выйти на неё стало хватать, что улучшило уровень остающихся и снизило нагрузку на сверхсрочников в целом.

Что касается войны в Ливане 1982 г., то тогда ВВС преодолели проблему ЗРК противника, возникшую в период Войны на Истощение 1967-1970 гг. и резко усилившуюся в войну Судного дня 1973 г. Также это была последняя для Израиля война с массированными воздушными боями. В период, когда Иври командовал ВВС, воздушные бои происходили практически каждый год (от себя добавлю: в 1979-1982 гг.). Но после уничтожения 82 сирийских самолётов без потерь в июне 1982 г. - бои прекратились. Также в эту войну впервые для ВВС Израиля массово использовались БПЛА и боевые вертолёты.

Есть у Иври и критика профессионализма. Кто такой профессионал? Это тот, кто отлично знает область, которой он занимается. Но нередко это превращается в причину, почему нельзя выполнить то или иное задание. Иври считает, что нужно быть намного больше чем просто профессионалом, понимать нужды страны в целом, нужды гражданского общества. Быть хорошим человеком и хорошим гражданином, а не только профессионалом. И это его послание тем, кто оканчивает лётный курс в наши дни.





Ссылки:
  1. Статья на сайте ВВС, 26.06.22.

Подготовка лётчиков, Авиапроисшествия, Персоналии

Previous post Next post
Up