Продолжаю приводить данные по документам периода ВСД (о чём идёт речь -
см. в первой части статьи). На этот раз речь пойдёт о технических поломках танков (стр. 11).
Напомню прошлогоднюю статью
«Танковый парк и потери в танках АОИ в 1973 г.». Там подробно описан танковый парт АОИ к началу войны и его потери в ходе войны. На момент начала войны на Синае находилась 252-я бронетанковая дивизия (единственная полностью регулярная дивизия АОИ). Она имела 280 танков, в т.ч. 85 (из состава 14-й брт бр) непосредственно вблизи Суэцкого канала. На Голанских высотах находилась 36-я дивизия (частично регулярная), а в её распоряжении - 177 танков.
Война началась в целом внезапно, поэтому мобилизация резерва СВ началась по-сути с начало боёв (06.10.73 в 13:50). Как следствие предвоенные планы перевозок танков на транспортёрах (АОИ имела чуть более 300 таких транспортёров, т.е. на танки одной дивизии за один круг, с. статью
«Документы ВСД (4) - инженерная техника и транспорт») и поездах были сорваны.
Как следствие танкам и прочей гусеничной технике пришлось ехать на фронт на гусеницах. Речь шла о 143-й и 162-й резервных дивизиях ЮВО, 210-й резервной дивизии СВО, частях усиления регулярных дивизий, отдельных бригадах и батальонах. Утром 07.10.73 было принято решение направить на Голанские высоты и 146-ю дивизию ЦВО и лишь один из её батальонов двигался на фронт на транспортёрах.
Следствием стали механические поломки в 166 танках. К тому же надо учесть:
- 50 танков находились на момент начала войны на техобслуживании в мастерских (14 «Шот Каль» и 36 «Магах-6»).
- В ходе движения 13 танков попали в аварии (11 перевернулись, 1 сгорел, 1 затонул, по-видимому в соляных болотах севера Синая).
Т.е. если брать весь танковый парк (2,118 машин), вычесть из него танки на фронте (280+177) и танки на техобслуживании (50), то поломки и аварии (166+13) составили 11% от доступного резервного парка. Понятно, что все эти танки ремонтировались и в последующем прибывали на фронт.
Из 166 сломавшихся танков 48 были «Шот» (27 «Шот Каль» и 21 «Шот Метеор»), 20 «Магах» (4 «Магах-3» и 16 «Магах-6»), 97 «Шерман» и 1 «Тиран». При этом 11 танков вообще не вышли с мобилизационных танков (ЙАМАХ), в т.ч. 10 «Шот» (1 «Шот Каль» и 9 «Шот Метеор») и 1 «Тиран». Причины поломок на складах разделены на 2 категории: поломки двигателей (1 «Шот Каль» и 1 «Шот Метеор») и прочее (9, в т.ч. 8 «Шот Метеор» и 1 «Тиран»).
Что касается движения на гусеницах, сломались 155 танков (38 «Шот», в т.ч. 26 «Шот Каль» и 12 «Шот Метеор», 20 «Магах», в т.ч. 4 «Магах-3» и 16 «Магах-6» и 97 «Шерман»). При этом дано подробное деление по типам поломок:
- 21 - подвеска, бортовые редукторы, направляющее или ведущее колёса (9 «Шот Каль», 1 «Магах-3», 2 «Магах-6» и 9 «Шерман»);
- 7 - сброс гусеницы или поломки гусеницы (4 «Шот Каль», 2 «Магах-6», 1 «Шерман»);
- 46 - силовой блок (6 «Шот Каль», 3 «Шот Метеор», 4 «Магах-6», 33 «Шерман»);
- 27 - топливная система (2 «Шот Каль», 4 «Шот Метеор», 1 «Магах-3», 20 «Шерман»);
- 13 - система охлаждения (1 «Шот Каль», 12 «Шерман»);
- 5 - масляная система (3 «Магах-6», 2 «Шерман»);
- 13 - электросистема (2 «Шот Каль», 2 «Шот Метеор», 1 «Магах-3», 2 «Магах-6», 6 «Шерман»);
- 10 - рулевая и тормозная системы (1 «Шот Каль», 3 «Шот Метеор», 1 «Магах-6», 5 «Шерман»);
- 4 - управление башней (1 «Шот Каль», 1 «Магах-3», 2 «Шерман»);
- 5 - сцепление (5 «Шерман»);
- 4 - разное (2 «Магах-6», 2 «Шерман»).
Ссылки:
- Документы ГШ/ГУ ТО для Комиссии Аграната, файл pdf.
- Обсуждение на Фреш.