Авиакатастрофа вертолёта «Аталеф» (AS565 Panther) 03.01.22 произошла в непосредственной близости от порта Хайфа, поэтому не удивительно, что первыми на помощь пришли именно служащие морского отдела Полиции Израиля с базы в этом порте. И именно они подняли из воды единственного спасшегося в этой катастрофе - капитана Рона Бирмана.
Майор Эрез Йехуда и старший прапорщик Ярив Малька.
Морская полиция использует катера американской компании SAFE Boats International (Defender-class boat), аналоги «Циръа» подразделения «Снапир» ВМС. В 2016 г. было завершено приобретение 10 таких катеров,
о чём я писал в отдельной статье (в ВМС «Циръа» используются с 2005 г.).
Организационно станция морской полиции в Хайфе подчиняется
Береговому округу полиции («Махоз Хоф»). Округ был создан в 2011 г., после отделения от
Северного округа полиции («Махоз hа-Цафон»). Отвечает за приморские города от границы с Ливаном и до Хадеры и Зихрон-Яаков, Кармель, Бака-эль-Гарбия и Умм-эль-Фахм.
Командует станцией майор полиции («Рав-Пакад») Эрез Йехуда. По его словам, морская полиция регулярно тренируется совместно со 193-й эскадрильей, поэтому с экипажем вертолёта он и его подчинённые были знакомы лично, что делает происшествие для них особенно тяжёлым.
В момент катастрофы (20:50) Эрез был дома, в квартале Неве-Шаанан в Хайфе. Полиция стала получать первые сообщения от граждан в 20:55. Сообщалось об «огненном шаре», упавшем в воду напротив района Шикмона, об упавшем ЛА, о сильном запахе топлива на побережье.
На базе морской полиции («Басис hа-Шитур hа-Йами») в Хайфском порту в тот момент были на дежурстве два старших прапорщика (РАСАБ): Ярив Малька (49 лет, в т.ч. 25 лет в морской полиции, командир экипажа) и Дуди Элькабец. Уже в 21:02 они вышли в море, непрерывно поддерживая связь с береговой станцией («Таханат Хоф») ВМС и центром управления («Мерказ hа-Шлита») ВВС.
В момент прибытия над районом уже находился другой вертолёт «Аталеф», указывавший полицейским примерную зону падения светом прожектора. На воде было большое пятно от топлива. Вскоре (21:20) полицейские заметили человека в море, державшегося за красный поплавок. Это был капитан Рон Бирман, причём он использовал свой смартфон, включив его фонарь и мигая им в сторону катера. Далее полицейские заметили ещё один огонь - мигавший светомаячок на красном поплавке, часть системы удержания на плаву вертолёта («Маарехет hа-Цифа») при его приводнении (сам вертолёт уже был под водой).
Полицейские увидели на человеке в воде лётный комбинезон с погонами капитана. Была полная тьма, волны высотой в пол метра, вокруг плавали обломки вертолёта. Полицейские аккуратно подошли к Бирману и руками вытянули его из воды на катер. Прыгать в воду не пришлось - Бирман был в сознании и сам помогал подыматься на борт.
На этот момент Бирман был уже крайне обессилен и переохлаждён, к тому же надышался парами топлива, а всё его тело зудело от этого топлива. Но успел рассказать полицейским, что в воде есть ещё двое - лётчики. Он 4 раза пытался открыть им двери вертолёта, в какой-то момент нащупал руку одного из них и пытался тянуть за неё, но не смог, а далее вертолёт погрузился. Полицейские сообщили о этом на берег и вызвали водолазов.
Бирмана полицейские поместили внутрь кабины для обогрева. Катер сделал круг по месту катастрофы в надежде, что кто-то из лётчиков смог выбраться. А в 21:30 к месту подошла «Двора» - сторожевой катер ВМС и взяла командование на себя. Тогда «Циръа» взяла курс назад в порт, сообщая о происходящем командиру подразделения Эрезу и на станцию «Скорой помощи» (МАДА).
В порту их уже ждала машина «Скорой помощи» («Амбуланс»). Бирман вышел сам, но сделав несколько шагов пожаловался на сильную боль в спине (как выяснилось позже, у него повреждён один из позвонков), после чего его уложили в машину. Ярив Малька поехал с Бирманом в больницу «Рамбам» (1 км от порта), до приёмного отделения, разговаривая с Бирманом всю дорогу. В приёмном отделении их уже ждал медперсонал во главе с директором больницы профессором Мики Хальбертелем, в больницу прибыл и один из офицеров ВМС. После этого Ярив вернулся в порт.
К этому моменту в порт прибыл полковник Амир Гольдштейн, оперативный офицер Берегового округа. Катер снова вышел в море в район катастрофы, но к тому времени там уже были значительные силы ВМС и помощь не понадобилась. Домой Ярив и Дуди вернулись около 02:30, но заснуть уже не могли.
Майор Эрез Йехуда. На заднем плане «Циръа», а далее - «Саар-6».
Один из обломков вертолёта.
Ссылки:
- Статья на walla, 05.01.22.