Подготовка операторов БПЛА ВВС Израиля осуществляется в специализированной Школе операторов БПЛА («Бейт hа-Сефер ле-Мафъилей КАТМАМ») на базе Пальмахим (БАХА-30). Командир школы - в звании подполковник. Школа была создана в 2001 г. на базе Эйн-Шемер, а в 2004 г. перебралась в Пальмахим. В 2010 г. симуляторы БПЛА были выделены из состава школы и переданы специализированной
320-й эскадрильи, также в Пальмахим, - эскадрильи симуляторов БПЛА и вертолётов («Таесет Меамней КАТМАМ вэ-Масоким»).
Школа проводит как минимум 3 различных курса:
Интересные данные об истории школы рассказал её первый командир, подполковник (рез.) Й. Кстати, он до сих пор продолжает службу в резерве, в этой школе, посещая её обычно раз в неделю на полный день и тренируя курсантов курса операторов БПЛА, передавая им знания из своего 34-летнего опыта.
Й. был курсантом лётного курса, но в 1987 г. был отчислен. В то время в ВВС была
одна эскадрилья БПЛА, 200-я, созданная в 1971 г. С 1979 г. она использовала и БПЛА «Заhаван» (Scout), тогда-то и появилась профессия операторов БПЛА. Й. прошёл быстрый курс переподготовки («Курс hасаба») для управления «Заhаван», внутри эскадрильи. Никакой торжественной церемонии окончания небыло. В пятницу, в сопровождении отца и командира эскадрильи, Й. прибыл в офис Начальника отдела офицеров («Рош Махлекет Кциним») ВВС, где ему вручили звание лейтенанта.
Обучение внутри 200-й эскадрильи продолжалось ещё более 10 лет. Но в конце 90-х началось создание парка БПЛА «Зик» (Hermes-450 компании «Эльбит»). В 1999 г. в ВВС создали 166-ю эскадрилью, а в 2000 г. в артиллерии - подразделение «Зик». Тогда-то стало ясно, что обучение надо сосредоточить в единой школе. Ещё одно важное изменение, в прошлом БПЛА управляли специалисты 2 разных профессий: операторы («Мафъилим») и специалисты по расшифровке видеосъёмки («Мефаанхим»). С созданием школы (или же чуть позже) эти профессии были объединены. И если ранее команда управления включала 3 человек (оператор, специалист по расшифровке и командир), то с появлением «Зик» (а затем и на БПЛА прочих типов) перешли к командам из 2 человек: 2 оператора, один из которых более опытный и имеет должность командира.
Школа была официально открыта 01.07.2001. При этом команда по её созданию («Цевет hа-hакама») начала работу за 2 месяца до этого. Команда включала специалистов разных областей, лучших из лучших, все работали интенсивно и с большим воодушевлением по созданию школы. Вначале работа шла в маленькой комнате в 200-й эскадрильи, далее переместилась на базу Эйн-Шемер. Был создан технический отдел школы («Гаф Техни»), планы уроков («Силибусим») из расчёта на полугодовой курс.
По словам Й., за прошедшие годы школа увеличилась в несколько раз. За счёт накопленного опыта общий уровень преподавания и качество инструкторов также значительно выросли. Неизменным остаётся высокая мотивация и самоотдача инструкторов, общий дух школы.
Под конец Й. рассказал такую историю. Вскоре после создания школы её навестил командир
Лётной школы ВВС (скорее всего речь идёт об Ади Шахам, командовавшим Лётной школой в 2000-2002 гг.). Он и Й. долго сидели вместе и разговаривали. В ходе разговора Й. сказал, что по его мнению через 15 лет школа операторов БПЛА станет факультетом («Мегама») в Лётной школе ВВС. На это командир Лётной школы ответил: «Я думаю, ты путаешь. Через 15 лет Лётная школа превратится в Лётный факультет в школе БПЛА».
Так или иначе, по мнению Й. на каком-то этапе школы будут слиты. Из года в год парк БПЛА растёт, его роль постоянно увеличивается и в целом будущее за ним.
Ссылки:
- Первый командир школы БПЛА рассказывает, сайт ВВС, 26.10.20.
- Школа БПЛА, статья Википедии.