Приближается принятие «Орон» на вооружение

Jun 25, 2023 00:05


04.04.21 в Израиль прибыл новый самолёт семейства «Нахшон» (на базе административного самолёта Gulfstream G500/G550) - «Орон» (конкретно он - на базе G550). В отличии от «Нахшон Шавит» (самолёт РТР) и «Нахшон Эйтам» (самолёт ДРЛОиУ), «Нахшон Орон» (или просто «Орон») предназначен для построение общей разведкартины размещения наземных и морских сил противника, плюс может в некоторой степени выполнять функции и самолёта ДРЛОиУ.




Прибытие самолёта в Израиль не означало начало его немедленной эксплуатации. Уже тогда было сказано, что самолёту предстоят 2 года установки систем и различных испытаний, и лишь после этого он войдёт в состав 122-й эскадрильи на базе Неватим, эксплуатирующей все самолёты «Нахшон».

За прошедшие годы было несколько публикаций об «Орон», например на сайте «Валла» от 04.10.21 и 25.07.22. В них подтверждалось, что самолёт поступит на вооружение в 2023 г. и станет боеготовым в 2024 г., а работы по нему идут уже 10 лет (на 2021 г.). Но в целом новой информации по самолёту небыло.

18.06.23 премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу посетил корпорацию «Израильская Авиационная Промышленность» (IAI). Среди показанных ему образцов оружия и боевой техники был и «Орон» (на видео - на 0:13 - 0:28, 1:05-1:12). Среди прочего видно, что Нетаниягу поднимается на борт самолёта.

Далее самолёт был представлен на авиасалоне Ле-Бурже в Париже (19-25.06.23). Причём, как оказалось, в IAI он имеет собственное коммерческое название - MARS2, что означает «Многоцелевая авиационная система наблюдения и разведки» (Multi-Mission Airborne Reconnaissance and Surveillance System). На сайте IAI есть и соответствующая страница - MARS2 ELI-3150, где EL - это первые буквы от ELTA (ЭЛьТА, «Электроника, Таасия Авирит»), т.е. Отделение и дочерняя компания IAI по производству электронных систем, а буквой ‘I’ обозначаются разведсистемы (от Intelligence).

В статье на «Вайнет» от 21.06.23 приводится следующая информация:
  • самолёт станет боеготовым в ВВС через несколько месяцев;
  • общая стоимость программы (включая закупку специально изменённого Gulfstream G550 в США, разработку и установку спецсистем IAI, различные испытания) - около 1 млрд долларов;
  • самолет предназначен для выполнения стратегических задач по сбору разведданных путем периферийного наблюдения в радиусе тысяч километров с помощью современных камер, больших РЛС, прослушивающих устройств и, прежде всего, инновационных технологий искусственного интеллекта и алгоритмов обработки огромных объёмов информации в считанные минуты; всё это для создания точной, актуальной разведывательной картины и её быстрой передачи с пилотируемой воздушной платформы на землю;
  • самолёт способен производить больше разведданных, чем 10 крупных стратегических БПЛА;
  • штабы и КП на земле получают с самолёта в режиме реального времени не просто поток информации, а готовый разведывательный продукт;
  • как и «Шавит» и «Эйтам», «Орон» имеет рабочую высоту 40-50 тысяч футов (12-15 км), выход на такую высоту занимает самолёту около 25 минут;
  • дальность действия - более 1,000 км (замечу, что для гражданского Gulfstream G550 дальность полёта составляет 12,500 км);
  • электроника самолёта значительно миниатюризирована по сравнению с использованной на «Шавит» и «Эйтам», что позволило при примерно том же весе значительно увеличить производительность всех систем; самолёт способен засекать тысячи объектов на суше и на море, идентифицировать их и выявлять цели; почти треть массы самолёта - это «железо» десятков компьютеров;
  • основное оборудование самолёта - РЛС производства ЭЛьТА;
  • самолёт несёт 8 постов операторов оборудования; в принципе «Орон» не предназначен действовать как полноценный воздушный КП, но на случай необходимости на нём будет пост старшего командира.

По сайту IAI MARS2 - это многоцелевая платформа разведки и целеуказания (ISTAR - Intelligence, Surveillance, Target Acquisition, and Reconnaissance) наземных целей. Описанные технологии схожи с описанными в статье о РЛС ELM-2060PES, т.е. РЛС АФАР (AESA), технология синтезирования апертуры (SAR) и индикация движущихся целей (GMTI). С помощью РЛС самолёт может эффективно вести разведку, находясь на безопасном расстоянии (standoff range) в 60-80 км от линии фронта. Кроме РЛС, самолёт несёт электрооптические системы дневного и ночного видения для точной идентификации целей, системы РТР (SIGINT), системы связи стандарта НАТО (включая спутниковую связь), системы дальней перспективной (диагональной) фотосъёмки (Long Range Oblique Photography System), активные и пассивные системы самозащиты.

image Click to view



Ссылки:
  1. Статья на walla, 04.10.21.
  2. Статья на walla, 25.07.22.
  3. Статья на ynet, 21.06.23.
  4. Статья на mignews, 21.06.23.

Средства наблюдения и разведки, РЛС, g-550

Previous post Next post
Up