Танки 4-го поколения

Mar 24, 2023 17:50


В описаниях средних (а далее основных) танков, созданных после Второй Мировой войны (ВМВ), принято указывать их принадлежность к тому или иному поколению. Данная градация достаточно условная, а иногда и спорна, но в целом она описывает танки, созданные в одни и те же временные периоды (десятилетия) и имеющие схожие технические параметры и конструктивные решения. Замечу, что временные периоды верны, когда речь идёт о танках ведущих стран. Отстающие могут создавать танки, принадлежащие к предыдущему поколению с большим запозданием.



Американский демонстратор технологий TTD (Tank Test Bed) на базе М1 «Абрамс».


Обычно речь идёт о 1-м, 2-м и 3-м поколениях. Однако в последние годы в различных источниках упоминаются и танки 4-го поколения. Несколько примеров:
  • На Википедии есть категория «ОБТ 4-го поколения».
  • В статье Википедии «К2 ‘Чёрная пантера’» сказано: «По состоянию на 2022 год, К2 наряду с Т-14 являются единственными в мире танками четвертого поколения, которые находятся на вооружении» (замечу: К2 принят на вооружение в 2014 г., Т-14 - официально в 2021 г., но его наличие в линейных боевых частях пока не подтверждено).
  • В статье «Military Watch сравнил ‘Армату’ с другими современными танками» сказано: «Как отмечает журнал Military Watch, сейчас в опытной или войсковой эксплуатации находятся три танка четвертого поколения. Речь идет о российской ‘Армате’, японском Type 10 и южнокорейском K2 Black Panther. Также упоминается турецкий Atlay, но он был создан на основе K2 Black Panther».
  • В статье «’Тип 90’ - самый дорогой танк четвертого поколения» на сайте «Военное оружие и армии мира» танком 4-го поколения назван японский Тип 90.
  • В ролике «У каких стран самые современные танки» на YouTube канале ‘Military Wolf’ Type 10 и K2 Black Panther названы наиболее приближающимися к 4-му поколению, Atlay отстоит чуть дальше (но его планируемый вариант Altay T3 с не обитаемой башней возможно будет танком этого поколения), а Т-14 вполне можно уже сейчас назвать танком 4-го поколения.
  • Попадались также упоминания, что к 4-му поколения относятся «Меркава-4 Мем», M1 Abrams в варианте M1A2C (предыдущее обозначение M1A2 Abrams SEP v3, SEP - System Enhanced Package), Leopard 2 начиная с модели Leopard 2A6.

image Click to view



Что это за 4-е поколение? Верно ли причисление указанных выше танков к этому поколению? К каким поколениям относятся танки «Меркава»? Все эти вопросы я и хочу осветить в статье ниже. Для начала - о танках 1-го, 2-го и 3-го поколений. В основном я пишу о серийных машинах, лишь в отдельных случаях упомянуты опытные.

Танки 1-го поколения

Танки 1-го поколения - это машины, созданные в 1945-1960 гг., т.е. пошедшие в серию сразу после окончания Второй Мировой войны (ВМВ). Для этого поколения характерно то, что как и ранее, средние танки выпускались параллельно с лёгкими и тяжёлыми:
  • СССР: лёгкий ПТ-76 (годы производства: 1951-1967 гг.), средние Т-54 (1945-1974), Т-55 (1958-1979) и Т-62 (1962-1975), тяжёлый Т-10 (1954-1966).
  • США: лёгкий M41 «Уокер Бульдог» (1951-1954), средние М46 «Паттон» (1949-1951), М47 «Паттон 2» (1951-1953) и М48 «Паттон 3» (1952-1959), тяжёлый М103 (1953-1954).
  • Великобритания: средний «Центурион» (1945-1962), тяжёлый «Конкэрор» (1955-1959).
  • Франция: лёгкий АМХ-13 (1952-1964), тяжёлый АМХ-50 (1949-1958, серийно не строился); собственных средних танков этого поколения Франция не имела, использовала американские М46 и М47.
  • Швеция: средний Strv 74 (1957-1960).
  • Япония: средний Тип 61 (1962-1972).
  • КНР: лёгкие Тип 62 (облегчённый Тип 59 с 85-м пушкой, 1962-1989) и Тип 63 (ПТ-76 с башней и пушкой от Тип 62, 1963-2005), средние Тип 59, Тип 69 и Тип 79 (1958-1988 гг.) и тяжёлый WZ-111 (начало 60-х, серийно не строился).
  • КНДР: средний Chonma-ho («Чхонмахо», «Чонма», «Чхоллима», с 1980 г.).

Примечания:
  • В некоторых источниках Т-62 причисляют ко 2-му поколению. Однако, этот танк представляет собой вариант Т-55 (новая башня и пушка на старом корпусе) и в целом по боевой эффективности не слишком превосходит последний. Революционным в Т-62 стала пушка - гладкоствольная 115-мм, однако лишь одна эта характеристика не позволяет, по моему мнению, отнести этот танк ко 2-му поколению.
  • Северокорейский Chonma-ho - прямая копия советского Т-62, далее в конструкцию вносились различные доработки.
  • Китайские средние танки представляют из себя лицензионное производство Т-54 и его дальнейшее развитие в КНР. Например, Тип 69 имел 100-мм гладкоствольную пушку китайской разработки, а Тип 79 - британскую 105-мм Royal Ordnance L7.
  • Японский Тип 61 появился с большим запозданием, но по всем ТТХ это танк 1-го поколения, к тому же создавался он на базе американского М47.

Итак, средние танки 1-го поколения базировались на передовом опыте ВМВ, т.е. на Т-44, М26 «Першинг», «Пантера». К их отличительным особенностям можно отнести:
  • Классическая компоновка с отказом от широко используемой в годы ВМВ на многих танках компоновки с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. Лишь японский Тип 61 сохранил последний вариант компоновки.
  • Сокращение экипажа до 4 человек. Лишь американские М46 и М47 имели 5 членов экипажа.
  • Длинноствольные пушки калибров до 90 мм (и далее 105 мм) на западных танках и 100 мм (и далее 115 мм) на советских. На британском «Центурион» пушку в процессе серийного производства меняли трижды: Мк.1 и Мк.2 имели QF 17 pounder (76.2-мм), Мк.3 - QF 20 pounder (83.9-мм, часто пишут 84-мм), а начиная с 1958 г. на Мк.7, устанавливалась Royal Ordnance L7 (105-мм), впоследствии на L7 перевооружались и ранее выпущенные модели.
  • Индивидуальная торсионная подвеска, лишь «Центурион» имел пружинную подвеску Хорстманна с попарной блокировкой катков.
  • Западные танки всё ещё сохраняли бензиновые двигатели, лишь на японском Тип 61 использовался четырёхтактный дизель воздушного охлаждения (впрочем, появился этот танк поздно, когда и на американском М60 уже был дизель; к тому же, японцы широко использовали на танках дизеля и в годы ВМВ).
  • Постепенное внедрение стабилизаторов пушки. Например Т-54 стабилизатора не имел, на Т-54А был установлен стабилизатор в вертикальной плоскости, на Т-54Б - в двух плоскостях. На «Центурион» двухплоскостной стабилизатор установлен начиная с Мк.3. А вот американские танки стабилизатора в этом поколении не имели, хотя ещё на М4 «Шерман» в годы ВМВ применялся стабилизатор в вертикальной плоскости.
  • Постепенное внедрение приборов ночного видения (ПНВ) на основе подсветки ИК прожекторами.

Два замечания: лёгкие танки и модернизация

Начиная со 2-го поколения многие армии отказались от лёгких танков в пользу боевых разведывательных машин (БРМ) и различных истребителей танков (как ракетных, так и пушечных) и машин огневой поддержки (как колёсных, так и гусеничных). Однако, отдельные случаи создания таких танков продолжались и продолжаются, как для специальных нужд (пример: американский M551 «Шеридан» для ВДВ), так и на экспорт (пример: американский «Стингрей» для Таиланда). Тут можно вспомнить и опытный лёгкий танк, созданный в Израиле в конце 90-х или начале 2000-х гг., и танк «Сабра» (Sabrah), выпускающийся компанией «Эльбит» в последние годы на экспорт и уже поставляемый на Филиппины. Более о лёгких танках я в данной статье не пишу.

На протяжении серийного производства танки постоянно модернизируются, последние производственные модели могут достаточно сильно отличаться от первых. Есть и модернизация уже выпущенных машин, причём нередко она позволяет поднять боевые возможности танков на поколение. Например, Израиль в конце 60-х - начале 70-х гг. модернизировал М48А1 («Магах-1») и М48А2С («Магах-2») до уровня «Магах-3» и этот танк соответствовал американскому М48А5 («Магах-5» в АОИ), т.е. был близок по боевым возможностям к американскому же танку 2-го поколения - М60. Аналогично произошло и с «Центурион» («Шот»), модернизированным до уровня «Шот Каль». А в ЮАР «Центурион» довели по-сути до уровня 2.5 поколения (Olifant Mk.2). Тем не менее, рассматривая поколения танков, с моей точки зрения правильно говорить о базовой модификации того или иного танка, и лишь как примечание указывать то, что та или иная модель по своим возможностям соответствует более высокому поколению.

Танки 2-го поколения

Танки 2-го поколения - это машины, созданные в 1960 гг. и начале 1970 гг. В данном поколении полностью прекратилась разработка и производство новых тяжёлых танков и родился новый класс, т.н. «Основной боевой танк» (ОБТ) или «Основной танк» (ОТ), объединивший как возможности тяжёлых танков (мощная пушка и бронезащита), так и средних (высокая подвижность и возможности массового производства). На английском - Main Battle Tank (MBT), на иврите - «Танк Маараха hа-Икари» или просто «Танк Маараха». В дальнейшем к данному классу были причислены и средние танки 1-го поколения, тем более что их модернизированные варианты были близки по своим возможностям к ОБТ 2-го поколения.

Итак, ко 2-му поколению относятся:
  • СССР: Т-64 (1963-1985), Т-72 (1973-2005).
  • США: М60 (1960-1987).
  • Великобритания: «Виккерс» Mk 1 и Mk 3 (1964-1994; главным образом Mk 1 в Индии как «Виджаянта», 1965-1986), «Чифтен» (1965-1983).
  • Франция: AMX-30 (1966-1986).
  • Германия: «Леопард-1» (1965-1984).
  • Швеция: Strv 103 или S-танк (1966-1971).
  • Швейцария: Pz 61 (1965-1966) и Pz 68 (1971-1984).
  • Румыния: TR-77 (TR-580, 1979-1985), TR-85 (TR-800, 1986-1990) и TR-85M1 (1999-2009 гг.).
  • Аргентина: TAM (1979-1985).
  • Бразилия: Bernardini MB-3 Tamoyo (1983, опытный).
  • Япония: Тип 74 (1975-1988).
  • КНР: Тип 80, Тип 85, Тип 88 (1985-1995).
  • Иран: «Зульфикар» (Zulfiqar, Zolfaghar или Zolfaqar; с 1996 г.).
  • КНДР: Pokpung-ho (Chonma-215, Chonma-216; с 2004 г.).

Примечания:
  • Румынские танки из списка выше представляют из себя развитие конструкции Т-55 на удлинённом шасси (6 катков меньшего диаметра на борт вместо 5 на Т-55). TR-77 по боевой эффективности не превосходил Т-55, прочие машины были его дальнейшей модернизацией (более мощный двигатель и кое-какая современная электроника). Тем не менее, поздние года выпуска и серьёзные изменения шасси и систем позволяют отнести эти танки ко 2-му поколению.
  • На базе советского Т-72 были созданы многочисленные местные варианты, например М-84 в Югославии, М-91 «Вихор» в Югославии (серийно не строился), М-95 «Дегман» в Хорватии (серийно не строился), TR-125 в Румынии (серийно не строился), PT-91 Twardy в Польше.
  • На базе «Леопард-1» в Италии был создан OF-40 (строился в 1981-1985 гг. для ОАЭ).
  • Танки «Зульфикар-1» и Pokpung-ho поступили в серийное производство с большим запозданием относительно 2-го поколения. Тем не менее, их технические решения базируются на иностранных танках 2-го поколения. «Зульфикар-3» по своим возможностям приближается к 3-му поколению.
  • Шведский Strv 103 многими рассматривается как истребитель танка, а не танк. На данной машине внедрено множество технических новинок: оригинальная компоновка (безбашенная с жёсткой установкой пушки в корпусе, наличие автомата заряжания и моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса), сочетание дизельного опозитного двигателя и газотурбинного двигателя (ГТД), использование регулируемой гидропневматической подвески. Впрочем, в целом опыт был не удачный: за границу танк не экспортировался, а сама Швеция с 1994 г. начала выпускать по лицензии «Леопард-2» (Strv 122). Кстати, в ФРГ в начале 70-х был создан безбашенный танк VT1 («Леопард-3»), однако проект был признан не состоятельным и работы свернули.

В данном поколении наметилось резкое расхождение между советским и западными танками. Западные танки по-сути представляли из себя эволюционное развитие танков 1-го поколения. В советских же произошла полноценная революция, впрочем вопрос её эффективности спорный. Итак, к особенностям данных танков относятся:
  • На советских танках внедрён автомат заряжания (АЗ), экипаж снижен до 3 человек (как и на Strv 103, о котором сказано выше; напомню, что АЗ использовался ранее и на французских АМХ-13 и АМХ-50). По этому вопросу - см. ниже ролик «АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ ИЛИ ЗАРЯЖАЮЩИЙ?».
  • Для западных танков 105-м пушка стала стандартном, кроме «Чифтан», получившего 120-мм L11. На американском М60А2 и опытном MBT-70 была установлена 152-мм пушка-ПУ ПТУР. Для советских танков стандартом стал 125 мм (на Т-64 первой модели выпуска 1963-1969 гг. использовалось 115-мм орудие). КНР вначале перешли на западную 105-мм пушку, а далее на советскую 125-мм (без АЗ). Впоследствии такую начали использовать в КНДР и Иране. С середины 70-х советские танки со 125-мм пушками начинают получать комплексы управляемого вооружения танка (КУВТ).
  • На западных танках наконец-то произошёл переход на дизельные двигатели.
  • Стабилизатор пушки в двух плоскостях, ПНВ (включая пассивные), системы защиты от оружия массового поражения стали обязательными.
  • Началось применение механических баллистических вычислителей, а в 70-е гг. - и электронных аналоговых. В 70-е гг. началось внедрение лазерных дальномеров.
  • Подвеска большинства танков - индивидуальная торсионная. Великобритания на «Чифтен» по прежнему использовала пружинную подвеску Хорстманна с попарной блокировкой катков. Появились танки с гидропневматической подвеской (Strv 103, Тип 74).
  • На советских танках внедрено комбинированное бронирование лобовых деталей корпуса и башни.

image Click to view


Ролик «АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ ИЛИ ЗАРЯЖАЮЩИЙ?».

image Click to view


Ролик «Динамическая и комбинированная защита».

image Click to view


Ролик «Бронирование ОБТ».

Танки поколения 2.5

В ряде источников танки, созданные в 70-е гг., относят к «первому промежуточному поколению» или «поколению 2.5». Однако, большинство записываемых в него машин являются модификациями танков 2-го поколения или запоздалыми танками этого поколения (как японский Тип 74). По моему мнению, сюда следует отнести лишь один новый танк - «Меркава-1/2» (1979-1989). «Меркава-1» был принят на вооружение в 1979 г., т.е. в один год с «Леопард-2». Имеет разнесённое многослойное бронирование лба корпуса и передней части башни, вполне соответствующую многим первым танкам 3-го поколения систему управления огнём (СУО), однако слабую подвижность, 105-м пушку (без заложенных в конструкцию возможностей быстрой модернизации на пушку большего калибра), тепловизор установлен только в 1984 г. на «Меркава-2 Бет».

Возможно, к этому поколению следовало бы отнести советские Т-64, Т-72 и Т-80 (125-мм пушка с АЗ, комбинированная броня). Тем не менее, традиционно Т-64 и Т-72 относят ко 2-му поколению, а Т-80 - к 3-му. Отличия Т-80 от двух предыдущих танков - использование ГТД (кроме Т-80УД, имеющего 1,000-л.с. дизель) и более совершенные приборы управления огнём.

Из опытных машин к этому поколению можно отнести американо-немецкий МВТ-70 (проект прекращён в 1970 г., танк имел разнесённое бронирование) и французский АМХ-32 (работы шли с 1975 г.). Уровню 2.5 поколения соответствуют и глубоко модернизированные танки 2-го поколения, те же Т-64 и Т-72, М60 в вариантах Super M60 (прототип), «Магах-7» и «Сабра» (израильские, оба серийные) и ряд других. Но, как уже было сказано выше, я рассматриваю базовые образцы танков.

Танки 3-го поколения

  • ФРГ: «Леопард-2» (с 1979).
  • США: М1 «Абрамс» (с 1980).
  • Великобритания: МБТ-80 (1979 г., опытный), «Челенжер-1» (1983-1990) и «Челенжер-2» (1994-2009).
  • Израиль: «Меркава-3» (1990-2003) и «Меркава-4» (с 2004).
  • Италия: C1 «Ариете» (1986-2002).
  • Индия: MBT Ex (2002 г., опытный) и «Арджун» (с 2004).
  • Франция: АМХ-40 (1983 г., опытный) и АМХ-56 «Леклерк» (с 1990).
  • СССР: Т-80 (1976-1998).
  • Россия: Т-90 (с 1992), Т-95 (опытный), «Чёрный орёл» (опытный).
  • Украина: Т-84 (вариант Т-80УД, по-сути опытный) и «Оплот» (развитие Т-84, с 2009).
  • КНР: Тип 96 (VT-2), MBT 2000 (VT-1A, «Аль-Халид» в Пакистане), MBT-3000 (VT-4), Тип 98 (ZTZ-98, опытные 90-х гг.), Тип 99 (WZ-123, ZTZ-99; с 2001).
  • Южная Корея: К1 (создан на базе «Абрамс», 1985-2010) и К2 «Чёрная Пантера» (с 2014).
  • КНДР: М2020 (прототип).
  • Япония: Тип 90 (1990-2009) и Тип 10 (с 2010).
  • Бразилия: EE-T1 «Озорио» (1985-1986, опытный).
  • Турция: «Алтай» (создан на базе К2; с 2020).

К особенностям данного поколения относятся:
  • Защита лобовых проекций корпуса и башни многослойной комбинированной бронёй, часто в сочетании с динамической защиты (ДЗ). Некоторые танки получили модульную броню - «Меркава-3/4», «Леклерк», Тип 10.
  • Усилия по снижению заброневого действия боеприпасов, в частности отделение экипажа от боеукладки на западных танках.
  • Постепенное внедрение полноценных комплексов активной защиты (КАЗ). Так, в России КАЗ «Дрозд» был принят на вооружение в 1983 г., но устанавливался только на модернизированные Т-55А (т.н. Т-55АД). КАЗ «Арена» официально принята на вооружение в 1993 г., однако на практике на танки не устанавливалась, а для платформ «Армата» была разработана новая система - «Афганит» (поскольку «Армата» в войсках пока не замечена, и эта КАЗ реально не применяется). Поэтому реально работающей и используемой системой можно считать израильскую «Меиль Руах» (Trophy), устанавливаемая на танки «Меркава-4 Мем» (с 2011 г.), тяжёлые БТР «Намер» и «Намера», американские «Абрамс» (начиная с M1A2C, 2021 г.), планируется его установка на «Леопард-2» и «Челенджер-3».
  • Наличие интегрированной системы управления огнем, в состав которой входят цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, комплект датчиков внешних и внутренних условий, тепловизионная система наблюдения и наведения на цель, позволяющая вести эффективный огонь в любое время дня и ночи. Замечу, что на «Меркава» тепловизионный прицел появился начиная с модели «Меркава-2 Бет» (1984 г.).
  • Постепенное внедрение принципа «охотник-стрелок» (hunter/killer), когда командир, имея панорамный прицел кругового вращения, ведёт поиск цели, а обнаружив её - передаёт наводчику и продолжает поиск следующей цели. На примитивном уровне подобное можно организовать и без панорамного прицела (командирский перископ, наблюдение из командирской башенки через перископы, наблюдение через бинокль, высунувшись из люка наружу или в щель между крышей башенки и приподнятым люком, а далее - целеуказание наводчику голосом), но только днём и в условиях хорошей видимости. Но панорамный прицел в сочетании с современной СУО позволяет с одной стороны безопасное наблюдение днём, ночью и в условиях задымления, а с другой - быстрое автоматизированное целеуказание наводчику. «Леопард-2» имел панорамный прицел изначально, «Абрамс» - начиная с модели М1А2, «Меркава-3» - с конца 90-х гг. На российских танках панорамный прицел внедрён только на Т-90М.
  • Постепенное внедрение боевых информационно-управляющих систем (БИУС), с автоматизированным обменом информацией между танками подразделения, разными подразделениями, подразделением и вышестоящими уровнями.
  • Для российских и украинских танков продолжается использование 125-мм гладкоствольных пушек, такую использовали и в КНР. Для западных танков стандартом стала 120-мм гладкоствольная пушка, исключением стали Великобритания и Индия, где 120-мм пушка осталась нарезной. На первых западных танках поколения всё ещё использовались 105-мм пушки («Абрамс» модели М1, К1 и «Озорио» EE-T1). Осуществлялись работы по пушкам ещё больших калибров (140-м на Западе, 152-мм в России), однако серийные образцы с такими пушками так и не появились.
  • Советские, а далее российские и украинские танки продолжили использование АЗ, внедрённых ранее на Т-64 и Т-72. Впоследствии такие получили и танки КНР. Постепенно АЗ внедрялись и на западные танки, со снижением экипажа до 3 человек: «Леклерк», Тип 90, Тип 10, К2. Кстати на «Алтай» от АЗ отказались и экипаж вновь составил 4 человека.
  • Продолжается использование дизельных двигателей практически на всех танках поколения. Исключение - ГТД на Т-80 (кроме Т-80УД) и М1 «Абрамс». Напомню, что ранее ГТД получил шведский Strv 103 (в сочетании с дизелем). Удельная мощность - 20 и выше л.с. на тонну веса.
  • Использование в системах управления гидростатической передачи, обеспечивающей поворот с любым радиусом. Автоматические коробки передач (на российских танках внедрена с Т-90М).
  • Хотя часть танков сохранили торсионную подвеску, а «Меркава» продолжила британскую традицию пружинной подвески (в более совершенном варианте, чем подвеска Хорстманна), всё большее распространение получила гидропневматическая подвеска. Её получили «Челенжер-1» и «Челенжер-2», «Леклерк», Тип 10, «Арджун», «Озорио», К2, «Алтай». Ряд танков имеют комбинированную подвеску (торсионная и гидропневматическая на разных катках): Тип 90 и К1. Для части танков гидропневматическая подвеска - активная.

Танки поколения 3.5

В ряде источников танки, созданные в 2010-е гг., относят ко «второму промежуточному поколению» или «поколению 3.5». Например сюда записывают японский Тип 10, корейский К2, турецкий «Алтай». По моему мнению, выделение этого поколения несколько искусственно, поэтому я уже указал все эти танки в списке танков 3-го поколения.

Но может это танки 4-го поколения? Я так не считаю. Да, Тип 10 и К2 аккумулировали основные достижения 3-го поколения, но нет чего-то по настоящему революционного, что позволяет отнести их к новому поколению.

Танки 4-го поколения

Если между 1 и 2 поколением прошло около 15 лет, а между 2-м и 3-м - около 20, то 3-е поколение существует уже свыше 40 лет. Некоторые страны успели выпустить две машины, относящиеся к данному поколению: «Меркава-3» и «Меркава-4» в Израиле, К1 и К2 в Южной Корее, Тип 90 и Тип 10 в Японии.

Подобное «долгожительство» поколения не должно удивлять. С одной стороны - исчезновение мощного мотивирующего фактора гонки вооружений (окончание Холодной войны), с другой - достижение достаточно высокого технического уровня, превзойти который уже не так просто. Тут можно сравнить с истребительной авиацией. В 2018 г. я опубликовал статью «Качественный обзор современной авиации, часть 2. Истребители». Как в ней показано, первые поколения реактивных истребителей сменяли друг друга достаточно быстро. А вот 4-е поколение, начав поступать на вооружение в 1972 г., находится в производстве до сих пор, включая США, где уже налажено серийное производство истребителей 5-го поколения (F-22 поступил на вооружение в 2003 г., серийное производство продолжалось в 1997-2011 гг.; F-35 поступил на вооружение в 2015 г., серийное производство идёт с 2006 г.).

Как уже ясно из сказанного выше, я не считаю Тип 10, К2, «Меркава-4 Мем» и «Меркава-4 Барак», Leopard 2A6/2А7 и M1A2C танками 4-го поколения. А есть ли они вообще?

Посмотрим на новейшие проекты разных стран:
  • Россия - Т-14 «Армата».
  • Германия - KF51 Panther.
  • Великобритания - Challenger 3.
  • Франция - Leclerc XLR.
  • Германия-Франция - MGCS (Main Ground Combat System). Программа танка будущего, начатая в 2012 г.
  • Южная Корея - К3 или NG MBT (Next Generation of Main Battle Tank).
  • США - DLP (Decisive Lethality Platform) в рамках более широкой программы NGCV (Next Generation Combat Vehicle). Программа начата в 2017 г.
  • Индия - FMBT (Future MBT) или NGMBT (Next Generation Main Battle Tank) или «Арджун» Мк2.
  • Израиль - программа «Ракия».

«Челенжер-3», «Леклерк» XLR и «Арджун» Мк2 - модернизации своих предшественников и в целом не выходят за 3-е поколение. По большинству других проектов данных нет. Так что остаются Т-14 «Армата» и KF51 Panther. Причём первый в 2021 г. официально принят на вооружение и начато его серийное производство. В боевых частях он пока не замечен, машина скорее всего сырая и требует значительных доработок, так что пока можно рассматривать её как концепцию, а не реальный танк, полноценно состоящий на вооружении.

Итак, каковыми будут особенности 4-го поколения?
  • По-видимому будут 2 подхода к компоновке: (1) весь экипаж в корпусе, как в Т-14; (2) наличие обитаемой башни, как на KF51 Panther.
  • Обязательное наличие АЗ, экипаж не более 3 человек. В дальнейшем - автоматизация процесса вождения и сокращение экипажа до 2 человек (или сохранение 3-го члена экипажа как оператора БПЛА и сухопутных роботов, работающих вместе с танком). В дальней перспективе - опционально пилотируемый или полностью роботизированный танк.
  • Максимальная изоляция экипажа от боекомплекта и топлива.
  • Обязательное наличие КАЗ. Возможность её использования для ПВО танка.
  • Наличие средств РЭБ для защиты от ударных мультикоптеров, малых БПЛА и барражирующих боеприпасов.
  • Увеличение калибра пушки: 130-140 мм для западных танков, 152 мм для российских. На первом этапе возможно сохранение 120- и 125-мм пушек соответственно с заранее заложенным потенциалом по переходу на больший калибр.
  • Двигатель - дизель мощностью 1500-2000 л.с.
  • Подвеска - активная гидропневматическая.
  • Прицелы и электроника - все достижения новейших образцов 3-го поколения и их дальнейшая модернизация. Применение нашлемных дисплеев как минимум у командира танка, а возможно - у всего экипажа. Наличие камер дневного и ночного видения обзора окрестностей танка на 360 градусов, без мёртвых зон.
  • Наличие пулемётной установки с дистанционным управлением даже на танках с обитаемой башней.
  • Возможное наличие дополнительного вооружения и разведсредств (мультикоптеры, барражирующие боеприпасы).

Итог

Я изложил свой взгляд на танки 4-го поколения и объяснил, почему с моей точки зрения таких танков на вооружении практически пока нет. Что касается «Меркава», то «Меркава-1/2» - это танки поколения 2.5, а «Меркава-3/4» (включая «Меркава-4 Мем», «Меркава-4 Мем 400», «Меркава-4 Барак») - танки 3-го поколения. О различиях между моделями «Меркавы» - см. статьи «’Меркава’ - разные модели танков или модификации одного танка?» и «’Меркава’ - модели, модификации и машины на базе».

Ссылки:
  1. Танки по странам, категория на Википедии.
  2. Танки 4-го поколения, категория на Википедии.
  3. Классификация танков, статья Википедии.
  4. Основной боевой танк, статья Википедии.
  5. Список основных боевых танков по поколениям, ru.frwiki.wiki.
  6. Список основных боевых танков по поколениям, ru.abcdef.wiki.
  7. Танки и их поколения, статья на btvt.
  8. Поколение танков, статья на vpk.
  9. Танки четвертого поколения, статья на arsenal-info.
  10. Танки четвертого поколения, статья на scibook.net.
  11. Концепция современного танка, armor.kiev.ua.
  12. В США усомнились, что российский Т-90М относится к танкам третьего поколения, gazeta.ru, 08.06.22.
  13. Military Watch сравнил «Армату» с другими современными танками, rg.ru, 14.09.20.
  14. Неуязвимые: самые мощные танки в мире, которые сейчас находятся на вооружении, quto.ru, 06.10.21.
  15. Средние и основные танки XXI века, статья на coollib.com.
  16. ДЕНЬ ТАНКИСТА. ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ, mto.ric.mil.ru, 11.08.20.
  17. Как устроен основной боевой танк, naked-science.
  18. Т 14 вооружение. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. История и предпосылки создания нового танка ‘Армата’», статья на rf-gk.ru.
  19. Каким будет следующее за Т-14 «Армата» поколение танков на фоне других, topwar.ru.
  20. Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет», vpk.name.
  21. Представлен новый немецкий танк «Пантера KF51»: как «Армата», но без необитаемой башни, vpk.name, 14.06.22.
  22. Выживаемость экипажа «Меркавы», topwar.ru, 29.10.17.
  23. Южнокорейский танк К2 Black Panther (Черная Пантера), btvt.narod.ru.
  24. Лучший танк в мире - не Армата и не Абрамс. Вы вряд ли о нём слышали до сегодня. Конечно же, это корейский K2 Черная Пантера, статья на ferra.ru.
  25. «Тип 90» - самый дорогой танк четвертого поколения, warfor.me.

БТТ, Меркава

Previous post Next post
Up