В описаниях средних (а далее основных) танков, созданных после Второй Мировой войны (ВМВ), принято указывать их принадлежность к тому или иному поколению. Данная градация достаточно условная, а иногда и спорна, но в целом она описывает танки, созданные в одни и те же временные периоды (десятилетия) и имеющие схожие технические параметры и конструктивные решения. Замечу, что временные периоды верны, когда речь идёт о танках ведущих стран. Отстающие могут создавать танки, принадлежащие к предыдущему поколению с большим запозданием.
Американский демонстратор технологий TTD (Tank Test Bed) на базе М1 «Абрамс».
Обычно речь идёт о 1-м, 2-м и 3-м поколениях. Однако в последние годы в различных источниках упоминаются и танки 4-го поколения. Несколько примеров:
- На Википедии есть категория «ОБТ 4-го поколения».
- В статье Википедии «К2 ‘Чёрная пантера’» сказано: «По состоянию на 2022 год, К2 наряду с Т-14 являются единственными в мире танками четвертого поколения, которые находятся на вооружении» (замечу: К2 принят на вооружение в 2014 г., Т-14 - официально в 2021 г., но его наличие в линейных боевых частях пока не подтверждено).
- В статье «Military Watch сравнил ‘Армату’ с другими современными танками» сказано: «Как отмечает журнал Military Watch, сейчас в опытной или войсковой эксплуатации находятся три танка четвертого поколения. Речь идет о российской ‘Армате’, японском Type 10 и южнокорейском K2 Black Panther. Также упоминается турецкий Atlay, но он был создан на основе K2 Black Panther».
- В статье «’Тип 90’ - самый дорогой танк четвертого поколения» на сайте «Военное оружие и армии мира» танком 4-го поколения назван японский Тип 90.
- В ролике «У каких стран самые современные танки» на YouTube канале ‘Military Wolf’ Type 10 и K2 Black Panther названы наиболее приближающимися к 4-му поколению, Atlay отстоит чуть дальше (но его планируемый вариант Altay T3 с не обитаемой башней возможно будет танком этого поколения), а Т-14 вполне можно уже сейчас назвать танком 4-го поколения.
- Попадались также упоминания, что к 4-му поколения относятся «Меркава-4 Мем», M1 Abrams в варианте M1A2C (предыдущее обозначение M1A2 Abrams SEP v3, SEP - System Enhanced Package), Leopard 2 начиная с модели Leopard 2A6.
Click to view
Что это за 4-е поколение? Верно ли причисление указанных выше танков к этому поколению? К каким поколениям относятся танки «Меркава»? Все эти вопросы я и хочу осветить в статье ниже. Для начала - о танках 1-го, 2-го и 3-го поколений. В основном я пишу о серийных машинах, лишь в отдельных случаях упомянуты опытные.
Танки 1-го поколения
Танки 1-го поколения - это машины, созданные в 1945-1960 гг., т.е. пошедшие в серию сразу после окончания Второй Мировой войны (ВМВ). Для этого поколения характерно то, что как и ранее, средние танки выпускались параллельно с лёгкими и тяжёлыми:
- СССР: лёгкий ПТ-76 (годы производства: 1951-1967 гг.), средние Т-54 (1945-1974), Т-55 (1958-1979) и Т-62 (1962-1975), тяжёлый Т-10 (1954-1966).
- США: лёгкий M41 «Уокер Бульдог» (1951-1954), средние М46 «Паттон» (1949-1951), М47 «Паттон 2» (1951-1953) и М48 «Паттон 3» (1952-1959), тяжёлый М103 (1953-1954).
- Великобритания: средний «Центурион» (1945-1962), тяжёлый «Конкэрор» (1955-1959).
- Франция: лёгкий АМХ-13 (1952-1964), тяжёлый АМХ-50 (1949-1958, серийно не строился); собственных средних танков этого поколения Франция не имела, использовала американские М46 и М47.
- Швеция: средний Strv 74 (1957-1960).
- Япония: средний Тип 61 (1962-1972).
- КНР: лёгкие Тип 62 (облегчённый Тип 59 с 85-м пушкой, 1962-1989) и Тип 63 (ПТ-76 с башней и пушкой от Тип 62, 1963-2005), средние Тип 59, Тип 69 и Тип 79 (1958-1988 гг.) и тяжёлый WZ-111 (начало 60-х, серийно не строился).
- КНДР: средний Chonma-ho («Чхонмахо», «Чонма», «Чхоллима», с 1980 г.).
Примечания:
- В некоторых источниках Т-62 причисляют ко 2-му поколению. Однако, этот танк представляет собой вариант Т-55 (новая башня и пушка на старом корпусе) и в целом по боевой эффективности не слишком превосходит последний. Революционным в Т-62 стала пушка - гладкоствольная 115-мм, однако лишь одна эта характеристика не позволяет, по моему мнению, отнести этот танк ко 2-му поколению.
- Северокорейский Chonma-ho - прямая копия советского Т-62, далее в конструкцию вносились различные доработки.
- Китайские средние танки представляют из себя лицензионное производство Т-54 и его дальнейшее развитие в КНР. Например, Тип 69 имел 100-мм гладкоствольную пушку китайской разработки, а Тип 79 - британскую 105-мм Royal Ordnance L7.
- Японский Тип 61 появился с большим запозданием, но по всем ТТХ это танк 1-го поколения, к тому же создавался он на базе американского М47.
Итак, средние танки 1-го поколения базировались на передовом опыте ВМВ, т.е. на Т-44, М26 «Першинг», «Пантера». К их отличительным особенностям можно отнести:
- Классическая компоновка с отказом от широко используемой в годы ВМВ на многих танках компоновки с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. Лишь японский Тип 61 сохранил последний вариант компоновки.
- Сокращение экипажа до 4 человек. Лишь американские М46 и М47 имели 5 членов экипажа.
- Длинноствольные пушки калибров до 90 мм (и далее 105 мм) на западных танках и 100 мм (и далее 115 мм) на советских. На британском «Центурион» пушку в процессе серийного производства меняли трижды: Мк.1 и Мк.2 имели QF 17 pounder (76.2-мм), Мк.3 - QF 20 pounder (83.9-мм, часто пишут 84-мм), а начиная с 1958 г. на Мк.7, устанавливалась Royal Ordnance L7 (105-мм), впоследствии на L7 перевооружались и ранее выпущенные модели.
- Индивидуальная торсионная подвеска, лишь «Центурион» имел пружинную подвеску Хорстманна с попарной блокировкой катков.
- Западные танки всё ещё сохраняли бензиновые двигатели, лишь на японском Тип 61 использовался четырёхтактный дизель воздушного охлаждения (впрочем, появился этот танк поздно, когда и на американском М60 уже был дизель; к тому же, японцы широко использовали на танках дизеля и в годы ВМВ).
- Постепенное внедрение стабилизаторов пушки. Например Т-54 стабилизатора не имел, на Т-54А был установлен стабилизатор в вертикальной плоскости, на Т-54Б - в двух плоскостях. На «Центурион» двухплоскостной стабилизатор установлен начиная с Мк.3. А вот американские танки стабилизатора в этом поколении не имели, хотя ещё на М4 «Шерман» в годы ВМВ применялся стабилизатор в вертикальной плоскости.
- Постепенное внедрение приборов ночного видения (ПНВ) на основе подсветки ИК прожекторами.
Два замечания: лёгкие танки и модернизация
Начиная со 2-го поколения многие армии отказались от лёгких танков в пользу боевых разведывательных машин (БРМ) и различных истребителей танков (как ракетных, так и пушечных) и машин огневой поддержки (как колёсных, так и гусеничных). Однако, отдельные случаи создания таких танков продолжались и продолжаются, как для специальных нужд (пример: американский M551 «Шеридан» для ВДВ), так и на экспорт (пример: американский «Стингрей» для Таиланда). Тут можно вспомнить и опытный лёгкий танк, созданный в Израиле в
конце 90-х или начале 2000-х гг., и танк
«Сабра» (Sabrah), выпускающийся компанией «Эльбит» в последние годы на экспорт и уже поставляемый на Филиппины. Более о лёгких танках я в данной статье не пишу.
На протяжении серийного производства танки постоянно модернизируются, последние производственные модели могут достаточно сильно отличаться от первых. Есть и модернизация уже выпущенных машин, причём нередко она позволяет поднять боевые возможности танков на поколение. Например, Израиль в конце 60-х - начале 70-х гг. модернизировал М48А1 («Магах-1») и М48А2С («Магах-2») до уровня «Магах-3» и этот танк соответствовал американскому М48А5 («Магах-5» в АОИ), т.е. был близок по боевым возможностям к американскому же танку 2-го поколения - М60. Аналогично произошло и с «Центурион» («Шот»), модернизированным до уровня «Шот Каль». А в ЮАР «Центурион» довели по-сути до уровня 2.5 поколения (Olifant Mk.2). Тем не менее, рассматривая поколения танков, с моей точки зрения правильно говорить о базовой модификации того или иного танка, и лишь как примечание указывать то, что та или иная модель по своим возможностям соответствует более высокому поколению.
Танки 2-го поколения
Танки 2-го поколения - это машины, созданные в 1960 гг. и начале 1970 гг. В данном поколении полностью прекратилась разработка и производство новых тяжёлых танков и родился новый класс, т.н.
«Основной боевой танк» (ОБТ) или «Основной танк» (ОТ), объединивший как возможности тяжёлых танков (мощная пушка и бронезащита), так и средних (высокая подвижность и возможности массового производства). На английском -
Main Battle Tank (MBT), на иврите -
«Танк Маараха hа-Икари» или просто «Танк Маараха». В дальнейшем к данному классу были причислены и средние танки 1-го поколения, тем более что их модернизированные варианты были близки по своим возможностям к ОБТ 2-го поколения.
Итак, ко 2-му поколению относятся:
- СССР: Т-64 (1963-1985), Т-72 (1973-2005).
- США: М60 (1960-1987).
- Великобритания: «Виккерс» Mk 1 и Mk 3 (1964-1994; главным образом Mk 1 в Индии как «Виджаянта», 1965-1986), «Чифтен» (1965-1983).
- Франция: AMX-30 (1966-1986).
- Германия: «Леопард-1» (1965-1984).
- Швеция: Strv 103 или S-танк (1966-1971).
- Швейцария: Pz 61 (1965-1966) и Pz 68 (1971-1984).
- Румыния: TR-77 (TR-580, 1979-1985), TR-85 (TR-800, 1986-1990) и TR-85M1 (1999-2009 гг.).
- Аргентина: TAM (1979-1985).
- Бразилия: Bernardini MB-3 Tamoyo (1983, опытный).
- Япония: Тип 74 (1975-1988).
- КНР: Тип 80, Тип 85, Тип 88 (1985-1995).
- Иран: «Зульфикар» (Zulfiqar, Zolfaghar или Zolfaqar; с 1996 г.).
- КНДР: Pokpung-ho (Chonma-215, Chonma-216; с 2004 г.).
Примечания:
- Румынские танки из списка выше представляют из себя развитие конструкции Т-55 на удлинённом шасси (6 катков меньшего диаметра на борт вместо 5 на Т-55). TR-77 по боевой эффективности не превосходил Т-55, прочие машины были его дальнейшей модернизацией (более мощный двигатель и кое-какая современная электроника). Тем не менее, поздние года выпуска и серьёзные изменения шасси и систем позволяют отнести эти танки ко 2-му поколению.
- На базе советского Т-72 были созданы многочисленные местные варианты, например М-84 в Югославии, М-91 «Вихор» в Югославии (серийно не строился), М-95 «Дегман» в Хорватии (серийно не строился), TR-125 в Румынии (серийно не строился), PT-91 Twardy в Польше.
- На базе «Леопард-1» в Италии был создан OF-40 (строился в 1981-1985 гг. для ОАЭ).
- Танки «Зульфикар-1» и Pokpung-ho поступили в серийное производство с большим запозданием относительно 2-го поколения. Тем не менее, их технические решения базируются на иностранных танках 2-го поколения. «Зульфикар-3» по своим возможностям приближается к 3-му поколению.
- Шведский Strv 103 многими рассматривается как истребитель танка, а не танк. На данной машине внедрено множество технических новинок: оригинальная компоновка (безбашенная с жёсткой установкой пушки в корпусе, наличие автомата заряжания и моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса), сочетание дизельного опозитного двигателя и газотурбинного двигателя (ГТД), использование регулируемой гидропневматической подвески. Впрочем, в целом опыт был не удачный: за границу танк не экспортировался, а сама Швеция с 1994 г. начала выпускать по лицензии «Леопард-2» (Strv 122). Кстати, в ФРГ в начале 70-х был создан безбашенный танк VT1 («Леопард-3»), однако проект был признан не состоятельным и работы свернули.
В данном поколении наметилось резкое расхождение между советским и западными танками. Западные танки по-сути представляли из себя эволюционное развитие танков 1-го поколения. В советских же произошла полноценная революция, впрочем вопрос её эффективности спорный. Итак, к особенностям данных танков относятся:
- На советских танках внедрён автомат заряжания (АЗ), экипаж снижен до 3 человек (как и на Strv 103, о котором сказано выше; напомню, что АЗ использовался ранее и на французских АМХ-13 и АМХ-50). По этому вопросу - см. ниже ролик «АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ ИЛИ ЗАРЯЖАЮЩИЙ?».
- Для западных танков 105-м пушка стала стандартном, кроме «Чифтан», получившего 120-мм L11. На американском М60А2 и опытном MBT-70 была установлена 152-мм пушка-ПУ ПТУР. Для советских танков стандартом стал 125 мм (на Т-64 первой модели выпуска 1963-1969 гг. использовалось 115-мм орудие). КНР вначале перешли на западную 105-мм пушку, а далее на советскую 125-мм (без АЗ). Впоследствии такую начали использовать в КНДР и Иране. С середины 70-х советские танки со 125-мм пушками начинают получать комплексы управляемого вооружения танка (КУВТ).
- На западных танках наконец-то произошёл переход на дизельные двигатели.
- Стабилизатор пушки в двух плоскостях, ПНВ (включая пассивные), системы защиты от оружия массового поражения стали обязательными.
- Началось применение механических баллистических вычислителей, а в 70-е гг. - и электронных аналоговых. В 70-е гг. началось внедрение лазерных дальномеров.
- Подвеска большинства танков - индивидуальная торсионная. Великобритания на «Чифтен» по прежнему использовала пружинную подвеску Хорстманна с попарной блокировкой катков. Появились танки с гидропневматической подвеской (Strv 103, Тип 74).
- На советских танках внедрено комбинированное бронирование лобовых деталей корпуса и башни.
Click to view
Ролик «АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ ИЛИ ЗАРЯЖАЮЩИЙ?».
Click to view
Ролик «Динамическая и комбинированная защита».
Click to view
Ролик «Бронирование ОБТ».
Танки поколения 2.5
В ряде источников танки, созданные в 70-е гг., относят к «первому промежуточному поколению» или «поколению 2.5». Однако, большинство записываемых в него машин являются модификациями танков 2-го поколения или запоздалыми танками этого поколения (как японский Тип 74). По моему мнению, сюда следует отнести лишь один новый танк - «Меркава-1/2» (1979-1989). «Меркава-1» был принят на вооружение в 1979 г., т.е. в один год с «Леопард-2». Имеет разнесённое многослойное бронирование лба корпуса и передней части башни, вполне соответствующую многим первым танкам 3-го поколения систему управления огнём (СУО), однако слабую подвижность, 105-м пушку (без заложенных в конструкцию возможностей быстрой модернизации на пушку большего калибра), тепловизор установлен только в 1984 г. на «Меркава-2 Бет».
Возможно, к этому поколению следовало бы отнести советские Т-64, Т-72 и Т-80 (125-мм пушка с АЗ, комбинированная броня). Тем не менее, традиционно Т-64 и Т-72 относят ко 2-му поколению, а Т-80 - к 3-му. Отличия Т-80 от двух предыдущих танков - использование ГТД (кроме Т-80УД, имеющего 1,000-л.с. дизель) и более совершенные приборы управления огнём.
Из опытных машин к этому поколению можно отнести американо-немецкий МВТ-70 (проект прекращён в 1970 г., танк имел разнесённое бронирование) и французский АМХ-32 (работы шли с 1975 г.). Уровню 2.5 поколения соответствуют и глубоко модернизированные танки 2-го поколения, те же Т-64 и Т-72, М60 в вариантах Super M60 (прототип), «Магах-7» и «Сабра» (израильские, оба серийные) и ряд других. Но, как уже было сказано выше, я рассматриваю базовые образцы танков.
Танки 3-го поколения
- ФРГ: «Леопард-2» (с 1979).
- США: М1 «Абрамс» (с 1980).
- Великобритания: МБТ-80 (1979 г., опытный), «Челенжер-1» (1983-1990) и «Челенжер-2» (1994-2009).
- Израиль: «Меркава-3» (1990-2003) и «Меркава-4» (с 2004).
- Италия: C1 «Ариете» (1986-2002).
- Индия: MBT Ex (2002 г., опытный) и «Арджун» (с 2004).
- Франция: АМХ-40 (1983 г., опытный) и АМХ-56 «Леклерк» (с 1990).
- СССР: Т-80 (1976-1998).
- Россия: Т-90 (с 1992), Т-95 (опытный), «Чёрный орёл» (опытный).
- Украина: Т-84 (вариант Т-80УД, по-сути опытный) и «Оплот» (развитие Т-84, с 2009).
- КНР: Тип 96 (VT-2), MBT 2000 (VT-1A, «Аль-Халид» в Пакистане), MBT-3000 (VT-4), Тип 98 (ZTZ-98, опытные 90-х гг.), Тип 99 (WZ-123, ZTZ-99; с 2001).
- Южная Корея: К1 (создан на базе «Абрамс», 1985-2010) и К2 «Чёрная Пантера» (с 2014).
- КНДР: М2020 (прототип).
- Япония: Тип 90 (1990-2009) и Тип 10 (с 2010).
- Бразилия: EE-T1 «Озорио» (1985-1986, опытный).
- Турция: «Алтай» (создан на базе К2; с 2020).
К особенностям данного поколения относятся:
- Защита лобовых проекций корпуса и башни многослойной комбинированной бронёй, часто в сочетании с динамической защиты (ДЗ). Некоторые танки получили модульную броню - «Меркава-3/4», «Леклерк», Тип 10.
- Усилия по снижению заброневого действия боеприпасов, в частности отделение экипажа от боеукладки на западных танках.
- Постепенное внедрение полноценных комплексов активной защиты (КАЗ). Так, в России КАЗ «Дрозд» был принят на вооружение в 1983 г., но устанавливался только на модернизированные Т-55А (т.н. Т-55АД). КАЗ «Арена» официально принята на вооружение в 1993 г., однако на практике на танки не устанавливалась, а для платформ «Армата» была разработана новая система - «Афганит» (поскольку «Армата» в войсках пока не замечена, и эта КАЗ реально не применяется). Поэтому реально работающей и используемой системой можно считать израильскую «Меиль Руах» (Trophy), устанавливаемая на танки «Меркава-4 Мем» (с 2011 г.), тяжёлые БТР «Намер» и «Намера», американские «Абрамс» (начиная с M1A2C, 2021 г.), планируется его установка на «Леопард-2» и «Челенджер-3».
- Наличие интегрированной системы управления огнем, в состав которой входят цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, комплект датчиков внешних и внутренних условий, тепловизионная система наблюдения и наведения на цель, позволяющая вести эффективный огонь в любое время дня и ночи. Замечу, что на «Меркава» тепловизионный прицел появился начиная с модели «Меркава-2 Бет» (1984 г.).
- Постепенное внедрение принципа «охотник-стрелок» (hunter/killer), когда командир, имея панорамный прицел кругового вращения, ведёт поиск цели, а обнаружив её - передаёт наводчику и продолжает поиск следующей цели. На примитивном уровне подобное можно организовать и без панорамного прицела (командирский перископ, наблюдение из командирской башенки через перископы, наблюдение через бинокль, высунувшись из люка наружу или в щель между крышей башенки и приподнятым люком, а далее - целеуказание наводчику голосом), но только днём и в условиях хорошей видимости. Но панорамный прицел в сочетании с современной СУО позволяет с одной стороны безопасное наблюдение днём, ночью и в условиях задымления, а с другой - быстрое автоматизированное целеуказание наводчику. «Леопард-2» имел панорамный прицел изначально, «Абрамс» - начиная с модели М1А2, «Меркава-3» - с конца 90-х гг. На российских танках панорамный прицел внедрён только на Т-90М.
- Постепенное внедрение боевых информационно-управляющих систем (БИУС), с автоматизированным обменом информацией между танками подразделения, разными подразделениями, подразделением и вышестоящими уровнями.
- Для российских и украинских танков продолжается использование 125-мм гладкоствольных пушек, такую использовали и в КНР. Для западных танков стандартом стала 120-мм гладкоствольная пушка, исключением стали Великобритания и Индия, где 120-мм пушка осталась нарезной. На первых западных танках поколения всё ещё использовались 105-мм пушки («Абрамс» модели М1, К1 и «Озорио» EE-T1). Осуществлялись работы по пушкам ещё больших калибров (140-м на Западе, 152-мм в России), однако серийные образцы с такими пушками так и не появились.
- Советские, а далее российские и украинские танки продолжили использование АЗ, внедрённых ранее на Т-64 и Т-72. Впоследствии такие получили и танки КНР. Постепенно АЗ внедрялись и на западные танки, со снижением экипажа до 3 человек: «Леклерк», Тип 90, Тип 10, К2. Кстати на «Алтай» от АЗ отказались и экипаж вновь составил 4 человека.
- Продолжается использование дизельных двигателей практически на всех танках поколения. Исключение - ГТД на Т-80 (кроме Т-80УД) и М1 «Абрамс». Напомню, что ранее ГТД получил шведский Strv 103 (в сочетании с дизелем). Удельная мощность - 20 и выше л.с. на тонну веса.
- Использование в системах управления гидростатической передачи, обеспечивающей поворот с любым радиусом. Автоматические коробки передач (на российских танках внедрена с Т-90М).
- Хотя часть танков сохранили торсионную подвеску, а «Меркава» продолжила британскую традицию пружинной подвески (в более совершенном варианте, чем подвеска Хорстманна), всё большее распространение получила гидропневматическая подвеска. Её получили «Челенжер-1» и «Челенжер-2», «Леклерк», Тип 10, «Арджун», «Озорио», К2, «Алтай». Ряд танков имеют комбинированную подвеску (торсионная и гидропневматическая на разных катках): Тип 90 и К1. Для части танков гидропневматическая подвеска - активная.
Танки поколения 3.5
В ряде источников танки, созданные в 2010-е гг., относят ко «второму промежуточному поколению» или «поколению 3.5». Например сюда записывают японский Тип 10, корейский К2, турецкий «Алтай». По моему мнению, выделение этого поколения несколько искусственно, поэтому я уже указал все эти танки в списке танков 3-го поколения.
Но может это танки 4-го поколения? Я так не считаю. Да, Тип 10 и К2 аккумулировали основные достижения 3-го поколения, но нет чего-то по настоящему революционного, что позволяет отнести их к новому поколению.
Танки 4-го поколения
Если между 1 и 2 поколением прошло около 15 лет, а между 2-м и 3-м - около 20, то 3-е поколение существует уже свыше 40 лет. Некоторые страны успели выпустить две машины, относящиеся к данному поколению: «Меркава-3» и «Меркава-4» в Израиле, К1 и К2 в Южной Корее, Тип 90 и Тип 10 в Японии.
Подобное «долгожительство» поколения не должно удивлять. С одной стороны - исчезновение мощного мотивирующего фактора гонки вооружений (окончание Холодной войны), с другой - достижение достаточно высокого технического уровня, превзойти который уже не так просто. Тут можно сравнить с истребительной авиацией. В 2018 г. я опубликовал статью
«Качественный обзор современной авиации, часть 2. Истребители». Как в ней показано, первые поколения реактивных истребителей сменяли друг друга достаточно быстро. А вот 4-е поколение, начав поступать на вооружение в 1972 г., находится в производстве до сих пор, включая США, где уже налажено серийное производство истребителей 5-го поколения (F-22 поступил на вооружение в 2003 г., серийное производство продолжалось в 1997-2011 гг.; F-35 поступил на вооружение в 2015 г., серийное производство идёт с 2006 г.).
Как уже ясно из сказанного выше, я не считаю Тип 10, К2, «Меркава-4 Мем» и «Меркава-4 Барак», Leopard 2A6/2А7 и M1A2C танками 4-го поколения. А есть ли они вообще?
Посмотрим на новейшие проекты разных стран:
«Челенжер-3», «Леклерк» XLR и «Арджун» Мк2 - модернизации своих предшественников и в целом не выходят за 3-е поколение. По большинству других проектов данных нет. Так что остаются Т-14 «Армата» и KF51 Panther. Причём первый в 2021 г. официально принят на вооружение и начато его серийное производство. В боевых частях он пока не замечен, машина скорее всего сырая и требует значительных доработок, так что пока можно рассматривать её как концепцию, а не реальный танк, полноценно состоящий на вооружении.
Итак, каковыми будут особенности 4-го поколения?
- По-видимому будут 2 подхода к компоновке: (1) весь экипаж в корпусе, как в Т-14; (2) наличие обитаемой башни, как на KF51 Panther.
- Обязательное наличие АЗ, экипаж не более 3 человек. В дальнейшем - автоматизация процесса вождения и сокращение экипажа до 2 человек (или сохранение 3-го члена экипажа как оператора БПЛА и сухопутных роботов, работающих вместе с танком). В дальней перспективе - опционально пилотируемый или полностью роботизированный танк.
- Максимальная изоляция экипажа от боекомплекта и топлива.
- Обязательное наличие КАЗ. Возможность её использования для ПВО танка.
- Наличие средств РЭБ для защиты от ударных мультикоптеров, малых БПЛА и барражирующих боеприпасов.
- Увеличение калибра пушки: 130-140 мм для западных танков, 152 мм для российских. На первом этапе возможно сохранение 120- и 125-мм пушек соответственно с заранее заложенным потенциалом по переходу на больший калибр.
- Двигатель - дизель мощностью 1500-2000 л.с.
- Подвеска - активная гидропневматическая.
- Прицелы и электроника - все достижения новейших образцов 3-го поколения и их дальнейшая модернизация. Применение нашлемных дисплеев как минимум у командира танка, а возможно - у всего экипажа. Наличие камер дневного и ночного видения обзора окрестностей танка на 360 градусов, без мёртвых зон.
- Наличие пулемётной установки с дистанционным управлением даже на танках с обитаемой башней.
- Возможное наличие дополнительного вооружения и разведсредств (мультикоптеры, барражирующие боеприпасы).
Итог
Я изложил свой взгляд на танки 4-го поколения и объяснил, почему с моей точки зрения таких танков на вооружении практически пока нет. Что касается «Меркава», то «Меркава-1/2» - это танки поколения 2.5, а «Меркава-3/4» (включая «Меркава-4 Мем», «Меркава-4 Мем 400», «Меркава-4 Барак») - танки 3-го поколения. О различиях между моделями «Меркавы» - см. статьи
«’Меркава’ - разные модели танков или модификации одного танка?» и
«’Меркава’ - модели, модификации и машины на базе».
Ссылки:
- Танки по странам, категория на Википедии.
- Танки 4-го поколения, категория на Википедии.
- Классификация танков, статья Википедии.
- Основной боевой танк, статья Википедии.
- Список основных боевых танков по поколениям, ru.frwiki.wiki.
- Список основных боевых танков по поколениям, ru.abcdef.wiki.
- Танки и их поколения, статья на btvt.
- Поколение танков, статья на vpk.
- Танки четвертого поколения, статья на arsenal-info.
- Танки четвертого поколения, статья на scibook.net.
- Концепция современного танка, armor.kiev.ua.
- В США усомнились, что российский Т-90М относится к танкам третьего поколения, gazeta.ru, 08.06.22.
- Military Watch сравнил «Армату» с другими современными танками, rg.ru, 14.09.20.
- Неуязвимые: самые мощные танки в мире, которые сейчас находятся на вооружении, quto.ru, 06.10.21.
- Средние и основные танки XXI века, статья на coollib.com.
- ДЕНЬ ТАНКИСТА. ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ, mto.ric.mil.ru, 11.08.20.
- Как устроен основной боевой танк, naked-science.
- Т 14 вооружение. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. История и предпосылки создания нового танка ‘Армата’», статья на rf-gk.ru.
- Каким будет следующее за Т-14 «Армата» поколение танков на фоне других, topwar.ru.
- Танк Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет», vpk.name.
- Представлен новый немецкий танк «Пантера KF51»: как «Армата», но без необитаемой башни, vpk.name, 14.06.22.
- Выживаемость экипажа «Меркавы», topwar.ru, 29.10.17.
- Южнокорейский танк К2 Black Panther (Черная Пантера), btvt.narod.ru.
- Лучший танк в мире - не Армата и не Абрамс. Вы вряд ли о нём слышали до сегодня. Конечно же, это корейский K2 Черная Пантера, статья на ferra.ru.
- «Тип 90» - самый дорогой танк четвертого поколения, warfor.me.