В теории "ориентализации" и "европейского пути", помимо прочего, делается противоставление "бой копьями в характерной двуручной фехтующей манере восточных всадников - копья становились оружием прежде всего индивидуального боя" и "таранный европейский удар копьём". А что мы занем о деталях копейных приёмов на Западе и Востоке в 12-16 вв.?
Противопставление "двуручного" и "рыцарского" хвата в принципе неверно. "Рыцарский хват" - одноручный, а одноручными являются также верхний и нижний хваты, которые имеют совершенно другие тактические свойства. "Рыцарский хват" является "таранным" (статичным), но первым "таранным хватом" является двуручный "сарматский", который дожил практически до 20 в. При этом есть множество вариантов двуручных хватов разного назначение - для укола сверху-вниз, для удара-отбива древком, для прямого укола движением рук и пр.
Явным преимуществом рыцарского хвата является возможность пользоваться большим щитом - как раз это мы видим у первых западных рыцарей с такой манерой боя.
О копейных приёмах в мусульманских военных книгах можно почитать в статье
В. В. Понарядова, где изложеы приёмы из мамелюкской «Муньят аль-гузат» XIV в., андалузской «Хильят аль-фурсан ва-ши‘ар аш-шудж‘ан» 1392 г., османской «Силахшор-наме» 1499 г. Можно посмотреть картинки из мамелюкской
«Кита̄б ал-мах̮зӯн джа̄миʻ ал-фунӯн» 1470 г. А есть ещё много других книг с описанием копейных приёмов. Изучение этих источников всё ещё находится в начальном состоянии, и мы пока имеем самое общее представления о копейных приёмах на Ближнем Востоке, а тем более об их роли на поле боя. Но видно, что копейный поединок всадника с всадником виделся как манёвренная схватка с отбивами и ложными движениями. При этом "статичные хваты" (и рыцарский, и сарматский) знали. Примечательно, что именно их отрабатывали на мишенях. Собственно говоря, это обычное явление - "строевые приёмы", основные на поле боя, требовали гораздо менее сложной подготовки, чем приёмы для "сложных ситуаций". Можно заметить, что на иллюстрациях всадники без доспехов, что дополнительно характеризуется "мамелюкские турниры", их тренировочную специфику.
То, что рыцари в 13-15 вв. не только таранили копьями, но также кололи сверху-вниз (в т. ч. двумя руками), отбивали копья противника и т.д., мы знаем из художественных иллюстраций и описаний в хрониках действий отдельных рыцарей. А в 15 в. появились фехтбухи, которые затрагивали и вопросы подготовки к конному поединку.
Они выложены в сети.
Первой были книги итальянца Фиоре де Лебери (
«Trattato della scherma» 1400 г., «
Fior di Battaglia» около 1404 г., «
Flos Duellatorum in Armis» 1410 г.). В плане приёмов копьём верхом они повторяли друг друга . Затем были фехтбухи, написанные немцами: Ганс Талхоффер (фехтбухи, написанные
между 1446 и 1459 гг.,
в 1459 и
в 1467 гг.),
Паулюс Кал (около 1470 г.), Петер Фалькнер (
«Kunste Zu Ritterlicher Were», около 1495 г.), Йорг Вилльям Гуттер («
Kunst zu Augspurg», после 1523 г.),
Антониус Раст (1553 г.). Большинство этих книг не раз перездавались в виде творческих копий (с другой манерой изображения). Между 1535 и 1540 гг. немецкий художник Георг Лембергер составил фехтбух
«Голиаф». В XVI в. в Германии создавали «турнирные книги» («Turnierbuch Ritterspiele» около 1511 г., «Eyb Turnierbuch» 1519 г., «Burgkmair Turnierbuch» 1540 г. и др.).
Турнирые книги показывли только таранные удары в специальных турнирных доспехах. В фехтбухах "рыцарский хват" видится основным, но по совокупности болшая часть места уделена не удару этим хватом.
У де Лебери видим
---укол верхним хватом
---укол нижним хватом.
---действие копьём против преследователя
У Талхоффера только один раз показано столкновение всадников с "рыцарским хватом", да и то - в специальных турнирных доспехах.
Зато мы видим такие приёмы, как отвделение копья противника рукой
Захват рукой копья преследователя
Действия копьём против преследователя
Уколы верхним хватом
Видим укол влево-назад из положения «рыцарского хвата»
Специальный вариант для укола верхним хватом «таранным» копьём
Остальные (Паулюс Кал, Петер Фалькнер, Йорг Гуттер и Антониус Раст) фактически только по одной иллюстрации посвятили ударам «рыцарским хватом». В "Голиафе" две такие картинки.
У Гуттера видим отвод копья противника рукой
Отбивание копья противника двуручным хватом.
Паулюс Кал, Петер Фалькнер и Антониус Раст большое внимание уделили действию против более длинного копья (по картинкам не всегда понятно, что это длинное против короткого копья - но есть подписи).
Вариант Паулюса Кала - отбивание двуручным хватом с последующим ударом.
Фалькнер показывает свой вариант двуручного отбивания
Обманный приём
Раст показывает отбив с ударом своим вариантом двуручного хвата. А также ещё три приёма против длинного копья.
В "Голиафе" длинное копьё у гусара/турка. Против него применяли отбив-удар двуручным хватом и отвод рукой.
У Паулюса Кала, Фалкнера, в «Голиафе» показаны действия своим копьём против преследующего всадника с копьём.
Так же во всех этих книгах очень болшое внимание уделено продиводействию меча копью (и в целом верховому бою на мечах).
Сравнивая копейные приёмы в немецко-итальянских и исламских военных книгах, видим, что и там, и там есть «статичные хваты», уколы из разных положений, отбивание копья противника и обманные движения. Использование того или иного приёма зависело от тактических задач и ситуации на поля боя. Нужно обязательно учитывать, что зачастую приёмы, используемые в бою в нечастых "сложных" ситуациях, требовали гораздо большей проработки, чем обычные «строевые» приёмы (им, соответсвенно, в учебных пособиях уделялось больше места).
Разница между классическими рыцарскими и мамелюкскими копейными турнирами может наглядно показывать боевые акценты. Но значение этих акцентов можно понять только, изучив применяемую на практике общую тактику боя (и нельзя сравнивать эти турниры как развнозначные мероприятия - были различия в целях их проведения). По итогу, детальное рассмотрение делает неуместным односложное противопоставление «западный таранный удар копьём»/ «восточное двуручное фехтование». Возможность использовать сравнительный метод для реконструкции роли копья в русской конной тактике будет возрастать по мере изучения этой роли в других регионах.