В спорах вокруг боевого значения шпор на Руси обычно забывают о другом элементе управления - удилах. А ведь если шпоры сружать только для того, чтобы заставить коня начать движение (и удобство заключается в том, что не нужно при этом использовать руки), то удила уже служат для постоянного управления. Мундштучные удила, соотвественно, обеспечивают жесткое управления, обычной уздечкой управляют "мягко".
Вкратце история мундштука. Появился за века до н. э. где-то на будущей территории восточных районов римской империи, у фракийцев или восточных кельтов. Известны в Византии, поздней Парфии, государстве Сасанидов, откуда перешёл в Халифат. Под арабским влиянием распространился в Тропической Африке. В Латинской Европе начала распространяться в 11 в., скоро став неприменным атрибутом рыцарства. В Степи,как и на Дальнем Востоке, не использовался. Примерно с налом Крестовых походов шпоры получили широкое распространение Византии, Леванте, Закавказье, Магрибе, Судане. Соответственно, обчыно стали одновременно использовать и шпоры, и мундшутки. Редким исключение составляла Русь, на территории которой шпоры известны с римских времён (прежде всего, у балтов), но мунштучные удила так и не появились (точнее в 17 в. у московской аристократии появилась мода на мундштуки, при том, что шпоры так и не возродились)
Русские удила, как отмечают архелоги, с 12 по 17 вв. конструктивно практически не менялись. А вот на землях ВКЛ как было? Отразилась ли на этом преслловутая "вестренизация"? Что пишет основопоожник этой теории Ю. Бохан? У него в книге приведены только обычные удила (хотя на рисунках-реконструкциях мундштуки показаны). Есть ещё одни показательный источник - архологические находки в Тушинском лагере. Там аж 7 гусарких шпор, но удила только "обычные русские". "Поляки" там как раз болшей частью выходцы с бывшей территории ВКЛ.
Есть ли ещё источники? Достоверных изображений конницы ВКЛ нет чуть ли не до середины 17 в. (картины находившегося при Радзивилле художника Абрагама ван Вестерфельда).
Гербештейн пишеть про убранство литовской конницы не совсем внятно, но переводят, как и про московитов и татар "легкие уздечки". Так же (простые уздечки) понял текст Герберштейна де Брюн, когда
в 1576 г. рисовал литовских всадников.Формально есть один источник, где у литовских гусар видны мундштуки.
Немецкая гравюра 1568 г. "вид Гродно" Но там столько вопросов к деталям...
Так же
на картине Питера Снаерса "битва при Кирхольме" (нарисована в 1630 г.) у всадников видны мундштуки, а конница там в основном литовская была. Но кого и как художник там нарисовал...