В 1576 г. фламанский гравер де Брюн создал альбом, где были изображены 76 всадников разных народов. В том числе московиты... Хотя тогда начался закат эры копейщиков, именно копейщики были любимыми персонажами... И эти изображения московитов, ныне популярных, нужно рассматривать в контексте всего альбома
Московиты
нарисованы в двух вариантах.
Основным источником явно был творчески переработанный Герберштейн - характерные "тегиляи" у всех всадников, кроме воеводы и царя, месяцевидный топор, приобретший особо зверский вид кистень у воеводы вместо булавы. Воеводе и царю для солидности щедро дали "турецкие" перья. Один всадник просто несколько переработанный всадник у Герберштейна. Источник на "гусар-московитов" на самом деле у художника мог быть "авторитетный" - сам великий энциклопедист Павел Иовий, который записал создал описании Московии на основе бесед с русским послом, но при этом использовал свой "багаж знаний" античных историков (это хорошо видно на географических описаниях) и сведений о Восточной Европе. Соответственно о вооружении русских всадников он записал: "Конница их ведет борьбу заостренными копьями, железными булавами и стрелами; только немногие имеют сабли. Тело у них защищено круглыми большими щитами, как у Азиатских Турок, или маленькими, изогнутыми и угловатыми, наподобие Греков, а также бронёю, на голову же они надевают пирамидальный шлем"... То что это не соответствует реальности, известные по документам и другим источником объясняется тем, что краткие слова о схожести вооружения русских с вооружением других восточноевропейцев эрудит расширил своими знаниями (это отдельная тема разговора). Два варианта гусара в шлемах полностью соответствует этому описанию (тарч, копье, булава, саадак, сабли нет - у одного длинный нож)... Второй вариант гусара приближен к сведениям Герберштейна (тоже ноже вместо сабли, секира, шапка с меховой опушкой, также известная по гравюрам у Г. - во втором случае основательно "переосмысленная")...
Любовь художника к "гусарам" показывает и то, как он изобразил индийского всадника
Для сравнения нужно вначале посмотреть на литвинов
.
Видим что литвины представлены именно гусарами, хотя один совмещает образ гусара и казака (реально такие комплексы были редкими).
Дальше смотрим на венгров
валахов
польских гусар
прочих польских всадников - музыкантов и офицеров
мамелюки
дели
разного рода турецкие военачальники
ну я для понимания стиля художника турецкий сипах
Видно, что "гусары" очень полюбились автору. Можно видеть топорик-алебарду, которые художник давал всадникам разных народов. Бросаются в глаза обилие пышных перьев. В целом образы всадников переплетаются. Хотя автор некоторые особенности у разных народов выдерживал четко. Так обычно у "гусара" сапоги с каблуками и шпорами и мундштучная узда. У московитов и литвина-казака-гусара обычная уздечка, сапоги без каблуков и шпор, а у второго литвина сапоги со шпорами, но без каблуков, и уздечка трензельная, а не с классическим мундштуком.
Сама по себе попытка охватить столь широкий спектр народов предопределяет многие неточности и условности. Автор не мог сам рисовать все с натуры - в основном пользовался рисунками разных художников, не брезгуя "творческим переосмыслением" деталей и смешивая их между собой... В результате реальность сильно исказилась, и как самостоятельный источник этот альбом не может использоваться.
Есть в этом альбоме рисунок татарина.
образ явно переплетается с описанием Герберштейна джигитующего московита. И зверский кистень - очень характерный штрих.
в связи с "гусарами-московитами" нельзя не вспомнить
гравюру вид Гродно Гравюра сделана в 1568 г. в Нюрберге с рисунка, сделанного в период прибытия посольств в июле 1567 г. Однако насколько "с натуры" были нарисованы московиты - неясно. Все-таки это в первую очередь панорама города (Неман, кстати, течет не в ту сторону). Московиты от литвинов отличаются (например шапками), но в целом они похожи (что, в принципе, соответствует реальности)... Изображение привлекает гусарскими тарчами и копьями у московитов. А саадаков не видно. Замечу ещё что у них ещё мунштучная узда... С повозками также вопросы. Слишком много "уникальностей" при том, что документальность зарисовки не отмечена.