С того момента, как Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон получили Нобелевскую премию, было так много постов и статей, какие они умные мужчины и какие у них актуальные крутые идеи (входят в топ 5% самых цитируемых экономистов), и что теперь уже точно надо прочитать «Почему одни страны богатые, а другие бедные»
Но мало кто обратил внимание, что АСТ в июне выпустили
перевод их самой свежей «Power and Progress» Главная линия сюжета - труд, технологии, и что происходит на пересечении
В обширном историческом контексте
И с перспективой на будущее
«Power and Progress» можно было бы даже и назвать продолжением «Why Nations Fail»
Теперь с явными марксистскими интонациями про элиты, классы, капиталистов, и прочие эксплуатации
Развитием технологий и экономики занималась религиозная и аристократическая элита - в ущерб благосостоянию большинства населения
Господство этой элиты основывалось на силе убеждения, покоящейся на прочной основе религиозной веры, подкрепленной судебными решениями и насилием
Тем, кто верит, что выгода от повышения производительности непременно распространяется на все общество, повышая зарплаты и улучшая условия труда, трудно найти объяснение этим архетипическим историям
Однако все становится намного понятнее, едва мы признаем, что технический прогресс носит классовый характер: он отвечает интересам людей, обладающих властью, и именно их видение определяет его траекторию
Этих предпринимателей-карьеристов интересовали только собственные возможности: они старались ради себя, желая взобраться наверх и присоединиться к сливкам общества
И их видение будущего отражало и легитимизировало это желание. Ключевым понятием для них была эффективность, основным аргументом - национальные интересы
Новые технологические, экономические, политические лидеры - в авангарде прогресса; а от прогресса выиграют все
Цифровые технологии роют всеобщему процветанию могилу
Начиная примерно с 1980 года рост зарплат замедлился, вклад рабочих в национальный доход резко упал, выросло неравенство в оплате труда
Хотя в эти изменения внесли свой вклад многие факторы, начиная от глобализации и кончая ослаблением рабочего движения, самым важным стал здесь резкий поворот в направлении развития технологий
Аджемоглу и Робинсон - представители «политического» институционализма и оппонируют тем, кто объясняет «почему всё так устроено» через культурные факторы (как Аузан) или, например, через географию (как Джаред Даймонд)
То есть их модель развития обществ и государств опирается на роль политических институтов, через борьбу за власть и ресурсы между различными группами
Главными элементами их теории являются экстрактивные и инклюзивные институты, а также critical junctures hypothesis (переломные моменты)
Представление о почти неизбежном благе, исходящем от новых технологий, в том числе от разумных машин, которое внушают нам талантливые предприниматели - иллюзия
Автоматизация - путь не к общему процветанию, а в обратную сторону
И тем не менее ИИ завораживает (и обогащает) магнатов и топ-менеджеров, поскольку лишает их подчиненных какого-либо влияния и открывает новые пути монетизации информации о людях
Во «Власти и прогрессе» появляется еще одна концепция - несбалансированное портфолио технологий
Авторы говорят, что почти все беды от того, что личные интересы и спекуляции нарушают баланс в правильном сочетании технологических инноваций
А миру будущего нужна диверсификация инновационных стратегий
И перечитайте «Почему Россия не Америка»