Когда сильные раздражения реального мира уступают место слабым раздражениям

Feb 06, 2023 00:34


Под руководством известного советского психотерапевта К. И. Платонова были поставлены исследования по изучению биохимических сдвигов в организме, происходящих под влиянием внушения гипнотизируемому мнимого облегчения или утяжеления производимой им работы. Испытуемому, находящемуся в состоянии бодрствования или гипноза, предлагали поднимать с определенной скоростью грузы весом в 5-10кг (или напоминающие их по внешнему виду макеты) на высоту 0,5 м. В гипнозе внушалось, то утяжеление истинной нагрузки, то облегчение ее, то чувство усталости после легкой работы, то отсутствие усталости после тяжелой. Полученные данные показали, что наступающие при этом изменения пульса, газообмена и двигательной хронакеии соответствовали не характеру действительно производившейся работы, а содержанию проводившегося во время нее внушения.

Ряд советских авторов занимался изучением количественного и качественного состава слюнной секреции у человека в гипнозе во время внушения еды кислых, сладких и других пищевых веществ. Путем этих экспериментов было установлено, что ни количество, ни состав слюны не соответствовали характеру действительно дававшейся в момент внушения пищи. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что как количественный, так в некоторых случаях и качественный состав слюны, выделяемой при внушении еды той или иной пиши, в значительной мере изменяется соответственно характеру внушенных пищевых раздражений.

Изучение сосудистой реакции в ответ на температурные раздражения с помощью метода плетизмографии показало, что, внушая испытуемому температурное раздражение, противоположное приложенному в то же время к его руке, можно полностью извратить характер ответной сосудистой реакции. Так, если прикладывая к одной руке гипнотизируемого (другая рука которого помещена в плетизмограф) колбу со льдом, одновременно внушать ему, что к его руке приложена теплая вода, то на плетизмограмме регистрируется кривая, характерная для реакции сосудов на тепловой раздражитель, а именно наблюдается подъем кривой, что свидетельствует о расширении сосудов. Между тем в состоянии бодрствования, в норме, как известно, сосуды в ответ на приложенное к поверхности кожи холодовое раздражение реагируют сужением, при регистрации плетизмограммы в таких случаях отмечается снижение кривой.

И. П. Павлов убедительно показал, что физиологическую основу извращения реакций у человека, находящегося в гипнотическом состоянии, составляет парадоксальная фаза, возникающая на тех или иных стадиях гипноза в коре больших полушарий головного мозга.

«Факт, что гипнотизируемому можно внушить все противоположное действительности и вызвать реакцию, прямо противоположную действительным раздражениям: сладкий вкус вместо горького, необыкновенное зрительное раздражение вместо обыкновенного и т. д. без натяжки можно бы понять как парадоксальную фазу в состоянии нервной системы, когда слабые раздражения имеют больший раздражающий эффект, чем сильные.
Реальное раздражение, напр., от сладкого вещества, идущее прямо в соответствующую нервную клетку, надо думать, больше сравнительно с раздражением словом „горький", переходящим из соответствующей звуковой клетки в клетку, отвечающую реальному раздражению горьким, как условный раздражитель первого порядка всегда сильнее условного раздражения второго порядка»

«Я думаю, что наша парадоксальная фаза, - писал в другом месте И. П. Павлов, - есть действительный аналог особенно интересной фазы человеческой гипнотизации, фазы внушения, когда сильные раздражения реального мира уступают место слабым раздражениям, идущим от слов гипнотизера»
Previous post Next post
Up