Политический сегмент Телеграма пришел в ажиотаж от двух небольших высказываний - президента Владимира Путина и гендиректора Ростеха Сергея Чемезова.
Гадание на полутонах и между строк - любимое развлечение комментаторов, а не будь их - критики подобного занятия тоже сидели бы без дела. Мы много раз говорили (и с каждым разом все более уверены): Владимир Путин имеет в виду ровно (и буквально!) то, что говорит (а говорит то - что имеет в виду).
Люди имеют право на протест, но в рамках закона. Правоохранители имеют право подавлять противоправные действия - но тоже в рамках закона. А преступать его - недопустимо. Подобные слова президент говорил много десятков (а то и сотен) раз.
В этом есть здравый смысл и понимание самобытности российской ситуации. Вот оно действительно является достаточно новаторским. Российская власть окончательно уходит от восприятия любого протеста в категориях «Майдан - Антимайдан», а это означает, что постепенно исчезает истерика по поводу событий в Украине.
Иного ничего ровным счетом президент не сказал. «Без перегибов», - данный посыл Путина легко считывается, но в нем нет никаких новых нот. Это кредо президента, которому он не изменяет.
Слова Сергея Чемезова стали искрой на складе пороха (просушенного и подогретого московскими протестами). Кто-то сватает его в Правительство, кто-то в лидеры новой (еще не существующей) партии.
Однако, и он не сказал ровным счетом ничего сверхъестественного. Люди раздражены и должны иметь право голоса - разве когда-то тот же Путин говорил иное? Здравая оппозиция - это разумное требование любого человека. И Сергею Чемезову прекрасно известен тот масштаб проблем, который несет «единственно верный вариант» - что в технологиях, что в политике.
Заметьте, полная версия интервью выйдет на РБК в сентябре - и очень может быть, что это означает «после 8-го», а точнее - скорее после того, как станет ясно - произойдут ли массовые протесты или нет.
Да, в свой день рождения Сергей Чемезов хочет застолбить за собой право на «свечной заводик» и «виллу у моря», где он сможет спокойно и в полном достатке прожить много счастливых лет. Чего мы ему бы и пожелали, если бы в ближайшие год-два-несколько лет он бы не был столь востребован для прорыва. А вот потом - подготовив технологическую базу и спокойно передав дела - пожалуйста, никто возражать не будет.
В целом, и Путин, и Чемезов говорят ровным счетом об одном - нужны альтернативы: мнений, политик, решений, анализа, действий. И косвенно это все упирается в проблему диалога. Он практически отсутствует в современной российской политической действительности. Ключевые игроки умеют говорить монологами, пропагандистскими речёвками или ультиматумами.
Тем не менее, умение выстраивать диалог с населением - одно из ключевых требований к губернаторам «новой формации», которые отбираются Сергеем Кириенко напрямую, через механизмы спецподготовки, управленческих конкурсов, а также социальных лифтов (Лидеры России и школа губернаторов).
Те же требования постепенно будут на всю политическую реальность. Действительно, будет странно, если губернаторы смогут говорить с населением, элитные группы подтвердят способность договариваться, а вот в сфере публичной политики диалога так и не будет.
И Владимир Путин, и Сергей Чемезов высказали ключевую мысль - есть ценности (в первую очередь - стабильность государства), которые должны быть незыблемыми в процессе трансфера. Однако, он не будет представлять собой «езду по рельсам» - скорее по широкому, но не очень-то и торному тракту. Где будут и слепые повороты, и коварные ямы. Выбор верного маршрута как раз и зависит от умения говорить, договариваться, слушать и слышать.
Однако, главное - это двигаться (что крайне важно), но по правилам (что не менее значимо). Это и есть ключевое послание и Путина, и Чемезова.
https://t.me/scienpolicy/5206