Скорбное предчувствие

Nov 17, 2013 20:50

Новогодний праздник в свободной России обрел устойчивые, прежде не характерные для него ритуалы. Все уже привыкли: только испарится похмелье, как опять появляется повод выпить, теперь уже не по причине отвлеченной радости, а по случаю прихода вполне конкретных счетов за коммуналку и ценовых магазинных "сюрпризов". Из наступающего новогодья, судя по прогнозам экспертов, лучше вообще не выходить. Высоколобые пророчат крах нынешней мировой экономической системы, тьму кромешную, хаос и развал. Степан Демура даже называет точные сроки: все произойдет уже в феврале. Президент и правительство никаких заявлений не делают, но судорожная рефлекторность властных решений выдает их панический страх. Как наперсточники, отобрали у людей накопительную часть будущих пенсий. Распечатали Фонд народного благосостояния, решив промеж собой не отдавать все два с лишним триллиона рублей на спасение банков, как в прошлый кризис, а подремонтировать Транссиб и БАМ, доделать ЦКАД, с подспудной, похоже, мыслью: доделать может и не доделаем, зато попилим.
В экономике постиндустриализма не произведенный продукт, не баланс спроса и предложения, не себестоимость и рентабельность и прочие показатели в решающей степени влияют на ситуацию,а коллективное сознание, поскольку главенствуют в ней виртуальные финансы, обеспеченные не золотом, а только напрямую общественным признанием. И ровное настроение населения не помешает кризису заявиться, если тренд о его неизбежности обосновался в головах чиновников, производителей, финансистов, аналитиков - всех вершителей экономической жизни.
Иногда кажется, что  постиндустриализм - это только выдумка угодливых теоретиков, обслуживающих финансовых воротил. Что это за экономика знаний, если все с большим трудом выводим аппараты на околоземную орбиту? Похоже, она ограничивается умением сляпать дериватив и обеспечить высокие биржевые котировки виртуальным проектам.
Михаил Хазин http://khazin.livejournal.com/profile утверждает: ссудный процент, который толкал капитализм вперед подобно локомотиву, перестал работать.  Что означает конец нынешних экономических отношений и расплату за грех преодоления библейского табу на ростовщичество. Но и божья кара, говоря рационально, имеет свою механику, как гильотина. Что случилось с ссудным процентом? Почему он вдруг стал неэффективен? Ответ на поверхности. Финансистам выгодней делать деньги из денег, надувать "пузыри", чем кредитовать реальную экономику. Обслуга рулит. Взбесившиеся ростовщики совсем не похожи на тихо шуршащего бумажками бальзаковского Гобсека. Они парализовали президентов, правительства, государства и играют в свои сверхдоходные забавы, часто напоминающие аферы. Оценка, рейтинг, ожидание - вот важнейшие показатели сегодняшней глобальной экономики. Народы и общественные институты превращены в трюкачей, постоянно ходящих над пропастью. Кризис перманентен.
Хазин предлагает заменить ссудный процент солидарным финансированием. В пример он приводит русских купцов конца XIX века, меценатов, благотворителей. Большинство из них были старообрядцами. Староверческая община собирала внутри себя деньги, назначала "бизнесмена", вручала ему капитал - давай, вперед. Новоявленные купцы кредиты не брали. Людей старообрядцы подбирали таких, которые не забывали, что своим богатством обязаны обчеству и должны платить ему добрыми делами.
Чувствуется, известный экономист не готов "рвать горло" за свое предложение, так, бросил идейку, не вредную, может где-то сработает. Он, конечно, понимает: сейчас нет общественных групп с той же степенью доверия  друг к другу, как в старообрядческих общинах. Строго говоря, бюджет - это и есть солидарный капитал. Как распоряжающееся им государство наделить совестью и ответственностью старого русского купечества? Если мы решаем эту задачу, все в нашем обществе приходит в норму, и экономика тоже. И тогда можно сделать ручкой глобальному рынку финансовой мафии.
Но сама эволюция Михаила Хазина от вестника бед, кризисов, несчастий, от такой птицы Гамаюн, к попыткам проектировать будущее, обещающа.
Если с присущей ему пытливостью на этом пути он однажды решится прочесть "Самоспас", многое в его поисках, думаю, встанет на место.
Другой Михаил, Ходорковский, в своем открытом письме поразил всех смиренным соображением, мол, в послепутинской России должны быть учтены интересы его нынешних тюремщиков. Возможно, узник сформулировал свою мысль. исходя из тактических эадач, но это не отменяет  ее отрезвляющей сути: раз уж нам выпало одновременно жить на земле, давайте учиться разговаривать друг с другом, взаимодействовать, а не прорежать ряды оппонентов с дурной последовательностью. Сделать всех окружающих удобоваримыми для себя - затея в любом случае невыполнимая. Самоспас - система, при которой  праведники и гаденыши, умники и глупцы, трудоголики и лентяи будут сообща работать на созидание, а не гнобить друг друга. Отрадно, что общественное сознание медленно, трудно, но все-таки движется в правильном направлении.
Даст бог, придет однажды и Новый год с главной составляющей праздника - беспечностью.

политика, Самоспас, злоба дня

Previous post Next post
Up