ВЫСТУПЛЕНИЕ Т.А. ГОЛИКОВОЙ, МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ В ГОСДУМЕ 1.11.2011

Nov 07, 2011 14:25

Как и обещал, "выкладываю" стенограмму выступления Т.А. Голиковой. Ее ответы на вопросы размещу чуть позже.

«Правительственный час». Информационное выступление Т.А. Голиковой, Министра здравоохранения и социального развития на заседании Государственной Думы 1 ноября 2011.
(отрывок из Стенограммы заседания)
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов
Голикова Т. А., министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Добрый день, уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хотела бы сегодня начать своё выступление с того, что Государственная Дума пятого созыва с точки зрения принятия законодательных актов в области здравоохранения и социальной сфере является необычайно эффективной. И я хотела бы сегодня сказать о направлениях совместной работы Министерства здравоохранения и социального развития, Правительства Российской Федерации и Государственной Думы пятого созыва с точки зрения уже реализации тех законодательных инициатив, которые были приняты и приобрели силу закона в период 2007-2011 годов.
Позвольте зафиксировать ваше внимание на некоторых направлениях. Первое - это изменения пенсионного законодательства, прежде всего речь идёт о повышении уровня пенсионного обеспечения наших граждан. Второе - это изменения на рынке труда и в сфере занятости населения, законы, которые были приняты в период кризиса, и отрадно, что эти изменения продолжают действовать, так скажем, в текущем режиме безотносительно к кризисной ситуации. Третье - это вопросы социальной политики, которые связаны с ратификацией социальной хартии и внесением в законодательство Российской Федерации изменений, связанных с социальными пособиями и дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей. И наконец, четвёртое направление - это сфера законодательства о здравоохранении, в которое также были внесены существенные изменения: это и закон "Об обращении лекарственных средств", и закон "Об обязательном медицинском страховании...", и рассматриваемый сегодня Государственной Думой законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Кроме этого, я хотела бы обратить ваше внимание на очень важный документ, который был принят Государственной Думой в 2008 году, - это закон "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака". И что характерно, это законодательство, о котором я сейчас сказала, не претерпевало изменений в течение пятнадцати - двадцати лет, то есть в течение очень существенного периода, поэтому я ещё раз хочу поблагодарить Государственную Думу пятого созыва за то, что эти изменения наконец были приняты, поддержаны ею. Однако эти изменения дали основания для того, чтобы на следующем среднесрочном этапе разрабатывались и другие законодательные инициативы. И здесь я хочу упомянуть не только законопроект "Об основах охраны здоровья граждан...", но и предполагаемый в самое ближайшее время к внесению законопроект "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", законопроект "О донорстве крови и её компонентов" и рассматриваемый впервые в российской законодательной истории законопроект "О размере и порядке расчёта тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". Ну и, конечно, я не могу не упомянуть законопроект о защите здоровья населения от последствий употребления табака, который должен быть принят Государственной Думой в связи с присоединением к соответствующей конвенции.
На этих четырёх направлениях, о которых я сейчас сказала, я хотела бы остановиться чуть подробнее с точки зрения их реализации в практической жизни.
Первое - то, что касается пенсионного обеспечения. Я сразу, коллеги, хочу вам сказать, что для удобства вам предложены слайды * и я буду стараться двигаться по мере их перелистывания. Итак, что касается пенсионного обеспечения. Ключевыми для граждан Российской Федерации явились решения о валоризации пенсионных накоплений, о социальных доплатах, федеральных и региональных, и о ежемесячной доплате к пенсии шахтёрам-пенсионерам. В связи с этим я хочу привлечь ваше внимание к слайду 3. Обратите, пожалуйста, внимание на... или вернитесь мысленно к 31 ноября 2007 года и обратите внимание на то, что размер пенсии в этот период составлял: 3 тысячи 352 рубля - трудовая пенсия и 3 тысячи 568 рублей - пенсия по старости. Это то, собственно, с чего стартовала Дума пятого созыва, а дальше, во второй колонке, вы видите тот результат, к которому мы пришли сегодня, по состоянию на 1 октября 2011 года: размер трудовой пенсии составляет 8 тысяч 522 рубля, пенсии по старости - 8 тысяч 890 рублей, при этом увеличение составляет 250 и чуть более процентов. Так же увеличились пенсии тех категорий пенсионеров, которые являются получателями двух пенсий, - это инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы погибших военнослужащих и родители погибших военнослужащих.
Что касается социальных доплат, то в связи с решением законодателя такие доплаты регионального и федерального уровня на сегодняшний день из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации получают 4,7 миллиона наших граждан. При этом федеральную социальную доплату в шестидесяти семи регионах Российской Федерации получают 2,3 миллиона человек, региональную - 2,4 миллиона человек в шестнадцати субъектах Российской Федерации. При этом я хочу обратить ваше внимание на то, что такая социальная доплата была введена в прошлом году, то есть уже прошёл год. И если сравнить ситуацию 2010 года с ситуацией 2011 года, то будет видно, что в связи с тем, что мы с вами осуществляем в рамках бюджетов плановую индексацию и трудовых, и социальных пенсий, количество людей, которые получают социальные доплаты, у нас сократилось по сравнению с предыдущим периодом на шестьдесят восемь тысяч человек. Это как раз свидетельствует о том, что индексация даёт нам возможность решать эти задачи.
Кроме того, что мы приняли решение по повышению пенсий, мы ещё приняли существенные экономические решения, которые связаны с системой администрирования не единого социального налога, как это было до 2010 года, а страховых взносов. Какую это нам дало возможность? Это нам дало возможность перейти на общепринятую в мире систему страховых взносов, перейти на учёт пенсионных прав застрахованных лиц, связать уплату взносов с получением страхового возмещения соответствующего размера, ну и наконец, вы хорошо знаете, что страховые взносы в любом случае означают принцип возмездности.
Как я уже сказала, в связи с тем, что мы приняли законодательство по шахтёрам, у нас количество людей этой профессии, пенсионеров этой профессии, которые получают доплату, составляет 66 тысяч 780 человек. Средний размер доплаты 2 тысячи рублей, максимальный - 4 тысячи 175 рублей. Если говорить о том, как сработал на сегодняшнюю дату, за девять месяцев отчётных, Пенсионный фонд в новой системе администрирования, то надо сказать, что сумма поступлений страховых взносов в 2011 году по сравнению с 2010-м в связи с повышением страховых взносов возросла практически на 800 миллиардов рублей, что касается сопоставимых условий, то мы идём с некоторым перевыполнением плана, на 3,8 процента.
Было бы уместно сейчас, и это на слайде 9 представлено, привести статистику так называемых добровольных пенсионных взносов, которые осуществляют наши граждане в рамках 56-го закона. Заявления о вступлении в программу на сегодня подали 5 миллионов 770 тысяч человек, численность застрахованных лиц, которые осуществили эти взносы, составляет 830 тысяч человек, средняя сумма взноса составляет 6 тысяч рублей, естественно, расходы на эти цели - 3,4 миллиарда рублей.
Но изменение уплаты страховых взносов коснулось не только пенсионной системы, оно коснулось системы и социального страхования, и обязательного медицинского страхования. И на слайде 10 показано, какое оказало влияние на рост пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения возраста полутора лет изменение порядка взимания страховых взносов. Начиная с 1 января 2010 года были сняты границы максимального размера пособий по всем этим выплатам, и размер пособия возрос в зависимости от стажа работы от 11 процентов до 85 процентов. Соответственно, здесь представлены максимальные размеры пособия по категориям.
Как я уже сказала, были приняты изменения в законодательство о материнском капитале. И сегодня я могу доложить вам, что экспертным образом оценённая цифра рождений вторых и последующих детей за прошедший период, о котором мы с вами говорим, то есть за период работы Думы пятого созыва, составила 3,7 миллиона детей. При этом количество семей, которые воспользовались правом на получение сертификата, на данный момент времени составляет 3,1 миллиона, из них 800 тысяч семей сегодня уже в настоящем виде воспользовались материнским (семейным) капиталом. На эти цели было истрачено из федерального бюджета 257,7 миллиарда рублей. При этом самой востребованной оказалась норма по жилью, и на эти цели было истрачено 217,4 миллиарда рублей из федерального бюджета. Кроме того, как вы помните, на 2010-2011 годы в рамках антикризисных мер было принято решение о единовременной выплате по 12 тысяч рублей ежегодно. Этой нормой воспользовались 1,6 миллиона семей, на эти цели было потрачено 39,7 миллиарда рублей.
Как я уже сказала, следующей нашей с вами перспективой с точки зрения совершенствования социального законодательства является закон о социальном обслуживании населения в Российской Федерации. Почему я сочла возможным здесь сказать о нём? Потому что этот законопроект подготовлен в рамках поручений президента, и мы планируем его уже в самое ближайшее время внести на обсуждение Правительства Российской Федерации, ввиду того что он прошёл, как полагается, общественное обсуждение. Я хотела бы обратить ваше внимание, что целью этого законопроекта является установление единого порядка и правил предоставления социальных услуг на территории Российской Федерации, установление законопроектом, несмотря на то что он является законопроектом совместного ведения и в большей степени направлен на юрисдикцию региональных властей, минимальной планки и минимальных стандартов, которые регионы обязаны соблюдать с точки зрения социального обслуживания. В качестве критерия законопроект устанавливает более высокую планку для оказания бесплатных социальных услуг, которая эквивалентна полуторакратному прожиточному минимуму. Безусловно, это всегда вызывает беспокойство финансово-экономических властей, но я должна вам сказать, что абсолютно все регионы поддержали этот законопроект, несмотря на то что он вводит определённые минимальные стандарты и критерии, которые так или иначе оказывают влияние на их бюджеты.
Далее я хотела бы сказать о законодательстве в сфере занятости. Это очень серьёзные... Они были точечными, эти изменения, и ключевые принимались в кризис, но тем не менее они оказали очень существенное влияние на рынок труда. Мы изменили порядок установления размера пособия по безработице гражданам, которые уволены по собственному желанию, мы предоставили право правительству, как вы знаете, и это три года работает, принимать программы снижения напряжённости на рынке труда, вменили в обязанность работодателям информировать о ситуации на их предприятиях, в случае если она становится критической. Что это нам дало? В течение трёх лет программами по снижению напряжённости на рынке труда были охвачены 5,2 миллиона наших сограждан, на эти цели было истрачено 89,8 миллиарда рублей. При этом мы сегодня находимся в следующей ситуации. Мы имеем общую безработицу такую же, как была до кризиса, то есть на 1 октября 2008 года. Что касается регистрируемой безработицы, то здесь даже произошло снижение по сравнению с 1 октября 2008 года, то есть началом кризиса, и уровень регистрируемой безработицы сейчас составляет 1,2 миллиона человек, при этом коэффициент напряжённости на рынке труда составляет 1.
Я, кстати говоря, слушала Геннадия Андреевича очень внимательно, когда он выступал на передаче "К барьеру!" и приводил примеры наших центральных регионов, Орловской, Псковской и Тверской областей, относительно того, что там очень высокий уровень безработицы. Коллеги, я вам могу сказать, что на сегодняшний день коэффициент напряжённости на рынке труда в этих регионах составляет от 0,7 до 1,1, поэтому информация эта... Это, может быть, и имело место в кризисный период, но сейчас ситуация выглядит совсем иначе.
Кроме того, Государственной Думой было принято решение по поводу разработки прогноза баланса трудовых ресурсов на уровне правительства. Нам отрадно, что это решение было поддержано, потому что это базовый документ, такой же, как прогноз социально-экономического развития, и он будет разрабатываться правительством начиная с 1 января 2013 года. Помимо того, Государственная Дума приняла изменения, дающие право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации родителям, усыновителям, опекунам, которые воспитывают детей-инвалидов и которые признаны в установленном порядке безработными.
Следующий блок законов - это законодательство о здравоохранении. Я хочу сказать о законе "Об обращении лекарственных средств". Не буду перечислять все те изменения, которые были приняты в рамках этого закона, - мы о них много раз говорили - я скажу о результатах. И первый результат таков: осовременивание законодательства об обращении лекарственных средств дало нам возможность 27 октября этого года подписать в Москве конвенцию, направленную на борьбу с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения. Эта конвенция направлена на ужесточение уголовного и уголовно-процессуального законодательства, связанного с обращением фальсифицированных лекарственных средств.
Что же касается непосредственно изменений, которые были направлены на опрозрачивание процедуры регистрации и ограничение роста цен на лекарственные препараты, то здесь мы имеем следующие результаты. До вступления в силу закона "Об обращении лекарственных средств" документы на регистрацию лекарственных препаратов подавались приблизительно на уровне 4,5 тысячи ежегодно, но при этом регистрацию и какое-то юридическое завершение получала только 1 тысяча документов. Когда мы получили документы из Росздравнадзора, оказалось, что 9 тысяч документов с 2001 по 2010 год фактически не были обработаны соответствующим экспертным учреждением, и числился долг в размере 1 миллиарда рублей по заключённым, но не исполненным договорам. Что произошло в период с 1 сентября 2010 года по сегодняшний день? Министерством здравоохранения и социального развития было принято 16 тысяч 135 заявлений, что в четыре раза превышает годовой оборот Росздравнадзора, - безусловно, это было связано с тем, что документы не обрабатывались в течение довольно длительного времени. К 1 марта этого года кредиторская задолженность снизилась с 1 миллиарда до 20 миллионов рублей. За этот период зарегистрировано 784 лекарственных препарата, из которых 467 отечественных, подтверждена государственная регистрация 1006 лекарственных препаратов и выдано 460 разрешений на проведение клинических исследований.
Что касается цен на лекарственные препараты. В вопросах Либерально-демократической партии, которые звучали в том числе как обращённые к министерству в преддверии "правительственного часа", были приведены цифры достаточно высокого роста цен на препараты, которые не находятся в регулируемом сегменте. Я вам хочу доложить, что в 2010 году снижение цен в амбулаторном сегменте составило 2,6 процента, в госпитальном сегменте - 2,6 процента. В 2011 году есть некоторое повышение - на 1,8 в амбулаторном сегменте и 1,2 в госпитальном сегменте, - но это повышение связано с тем, что вы в рамках закона приняли решение, чтобы 1 октября 2010 года все цены на отечественные препараты были проиндексированы на уровень инфляции - 8,5 процента, а на иностранные лекарственные препараты сообразно курсу, действовавшему на тот момент, переведены в российскую валюту. Что касается нерегулируемого сегмента, то, по оценкам экспертов, цены возросли за 2010 год на 3 процента.
Следующий закон - это закон "Об обязательном медицинском страховании...". Я также не буду перечислять те новеллы, которые есть в этом законе, но на 20-м слайде вы можете видеть предварительные итоги его реализации. Мы уже знаем ориентировочную статистику 2012 года: количество медицинских организаций, которые участвуют в системе обязательного медицинского страхования государственного и муниципального уровня, возросло на 291 единицу, и в том числе включившихся в ОМС негосударственных медицинских организаций - на 97 единиц.
Как вы знаете, в этом году с 1 мая начали выдаваться новые полисы обязательного медицинского страхования... Уже сейчас едиными полисами нового образца охвачено порядка 9 миллионов наших граждан. Ежегодно за обменом полиса обязательного медицинского страхования обращаются около 80 тысяч наших граждан. Как вы помните, мы ввели совершенно свободный переходный период, поэтому никакой проблемы с точки зрения получения полисов нового образца у нас не имеется.
Очень важна тема, которая касается улучшения качества и доступности медицинской помощи в рамках реализуемых регионами Российской Федерации программ модернизации здравоохранения. На два года на эти цели из Федерального фонда обязательного медицинского страхования направляется 460 миллиардов рублей, при этом вместе со средствами регионов совокупный объём средств, которые используются на эти цели, составит 618 миллиардов рублей на два года.
На 21-м слайде вы видите распределение средств федерального фонда по основным направлениям, но я вам хочу сказать, что они не распределены в полном объёме, при утверждении программ было распределено только 395 миллиардов рублей. 25 миллиардов рублей предполагается направить на федеральные учреждения в рамках программы модернизации, 11 миллиардов рублей из этих средств - максимальная сумма, которую предполагается использовать на реализацию той инициативы, которая сегодня внесена депутатами "ЕДИНОЙ РОССИИ", по введению подъёмных в размере 1 миллиона рублей для тех наших молодых граждан, которые поедут работать в 2011 и 2012 годах в сельскую местность.
Кроме этого, есть резерв на стимулирование субъектов в объёме 38,7 миллиарда рублей. В случае если регионы Российской Федерации по итогам 2011 года и последующих периодов 2012 года будут успешно заканчивать те мероприятия, которые сами для себя запланировали, естественно, им будет оказываться соответствующая государственная поддержка.
На 22-м слайде обратите, пожалуйста, внимание на статистику, которая связана с планом 2011 и 2012 годов и состоянием исполнения на 1 октября 2011 года. Ну, я не буду озвучивать эти цифры, они достаточно репрезентативно представлены на слайде. Я при этом хочу обратить внимание на то, что в рамках мониторинга за реализацией программ модернизации здравоохранения мы создали межведомственную комиссию из представителей Росздравнадзора, Роструда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые в ежемесячном режиме осуществляют мониторинг исполнения программ, и, собственно, на основе этого мониторинга мы осуществляем доклады вам и в Правительство Российской Федерации. Наиболее успешными с точки зрения реализации программ на сегодняшний день являются Белгородская область, Республика Алтай и Республика Дагестан. Это абсолютные лидеры как с точки зрения осуществления мероприятий, так и с точки зрения кассового исполнения тех мероприятий, по которым реализуются программы.
Сегодня в рамках "часа голосования" вы будете рассматривать законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Вы достаточно подробно обсуждали эти темы, но я хочу сказать, что ключевыми моментами здесь как раз являются регламентация порядка выбора гражданами врача и медицинской организации, введение единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи по всей территории, введение понятия орфанных заболеваний и ряд других новаций, которые дадут возможность решить те проблемы, которые годами не решались в рамках существующего законодательства. При этом часто задают вопрос - я знаю, что и сегодня такой вопрос звучал, - и я на него сразу отвечаю депутату, который, улыбаясь, сейчас на меня смотрит: у нас нет падения расходов на здравоохранение. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на презентацию, которая сделана на 24-м слайде, это презентация данных 2007 и 2011 годов, здесь дано сравнение тех расходов, которые были в 2007 году и которые есть в 2011 году.
Что касается 2012 года, то расходы на здравоохранение также растут по всем источникам - и по федеральному бюджету, и, самое главное, по бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Сейчас готовится ко второму чтению, как я уже говорила, впервые в законодательстве Российской Федерации законопроект о страховых платежах на неработающее население. Общее увеличение расходов только за счёт этого источника в 2012 году составит 40 миллиардов рублей, и соответственно система получит дополнительный ресурс, который в первую очередь пойдёт на обеспечение тарифа оказания бесплатной медицинской помощи и, как следствие, на увеличение заработной платы, на финансовое обеспечение расходных материалов, лекарств и питания. И в этой части я бы ещё хотела сказать о том, что к 2015 году стоимость базовой программы обязательного медицинского страхования возрастёт по сравнению с 2011 годом практически в три раза.
Ещё один документ как перспектива, о которой я сказала, документ, который сейчас готовится в рамках правительства, - это проект федерального закона, разрабатываемый во исполнение Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Этот законопроект вызывает множество дискуссий, много критики, но в том или ином виде мы его всё равно будем принимать, потому что он способствует в первую очередь здоровому образу жизни наших граждан.
И в заключение (я с этого начала и хочу этим закончить) как итог работы Думы пятого созыва - сравнение демографических показателей в Российской Федерации в течение этого периода. Я хочу вам сказать, что у нас число родившихся за этот период времени увеличилось на 10 процентов, коэффициент рождаемости увеличился на 11 процентов, число умерших сократилось на 8 процентов. Остальные тенденции вы можете увидеть в этой таблице. Но я бы также хотела обратить внимание на следующее. Август этого года, как вы знаете, был вторым месяцем за период после 1991 года, когда в Российской Федерации достигнут естественный прирост населения. Казалось бы, август - это традиционно месяц, когда очень высокая рождаемость: естественный прирост составил достаточно большую цифру - 10,7 тысячи человек. Но более отрадно, что и сентябрь этого года показал естественный прирост населения, в сентябре этого года естественный прирост населения составил 4,2 тысячи человек. Действительно, впервые с 1991 года Российская Федерация благодаря нашим семьям, благодаря нашим женщинам демонстрирует высокие показатели рождаемости и низкие показатели смертности.
Я хочу ещё раз поблагодарить Государственную Думу пятого созыва за ту плодотворную работу и за те законодательные изменения, которые были этой Думой поддержаны. И я думаю, что в связи с этим эта Государственная Дума по-хорошему войдёт в историю.
Спасибо.

пенсии, здоровье, бедность, безработица, смолин, страхование, лечение, инвалиды, политика, труд, пенсионный фонд, здравоохранение, минздрав, государство

Previous post Next post
Up