Бюджет-2024

Nov 06, 2023 10:29

К БЮДЖЕТУ-2024

Вот уже десять лет как я в основном сам для себя делаю сравнительные таблицы изменений Астраханского бюджета. И, понятно, что я делюсь ими и в публичном пространстве, и с областной Думой.

Что мы видим как главное?-

2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024

Налог на прибыль

КГН

Иные
9.6

6.1

3.5
7.5

3.8

3.7
6.0

2.7

3.3
11.3

6.1

5.2
14.5

8.1

6.3
16.1

9.1

6.9
8.8

2.2

6.6
17.0

8.6

8.4
22.8

16.6

7.1
19.4
18.7

НДФЛ
7.6
7.8
7.5
8.1
9.3
9.6
10.3
10.6
11.2
12.8
13.4

Акцизы
1.4
1.6
2.1
1.8
1.9
2.5
2.8
3.5
4.7
5.1
4.7

Налог на имущество
3.7
3.9
3.8
5.1
6.7
7.2
7.7
8.6
11.3
10.8
11.2

Всего свои доходы
24.4
23.0
21.8
28.5
34.0
37.8
31.6
42.5
55.0
53.9
54.4

Помощь от РФ
7.3
6.4
9.2
7.1
13.1
12.0
24.0
24.3
26.1
21.5
17.6

Все доходы
31.7
29.4
31.1
35.6
408
49.8
55.6
66.8
81.3
75.3
72.0

Госдолг
18.8
24.6
26.6
27.8
27.7
19.2
15.7
15.7
14.8
16.1
17.2

(1) Собственные доходы Астраханской области за десять лет выросли на 14.5%. В среднем на полтора процента в год:

СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ

Номинальные данные
Очищенные от инфляции
Нарастающим итогом

2015
- 6%
- 18.9%
81.1%

2016
- 10.7%
- 16.1%
68.0%

2017
+ 30.7%
+ 28.2%
87.2%

2018
+ 19.3%
+ 15%
100.3%

2019
+ 11.2%
+ 8.2%
108.5%

2020
- 16.4%
- 21.3%
85.4%

2021
+ 34.5%
+ 26.1%
107.7%

2022
+ 29.4%
+ 17.5%
126.6%

2023 (ожидания)
- 2.0%
- 9.5%
114.5%

2024 (проект)
+ 7.3%
+ 2.8%
110.2%

В основе доходов лежит нефтегаз и поэтому крайне чувствительно отражаются геополитические изменения. Мы видим как трижды - в 2015 году (падение мировых цен на нефть), 2020 году (ковид) и 2023 году (война) доходы буквально обрушались.
Мы видим, как после первого падения лишь в  2018 году был достигнут выход на уровень 2014 года. В 2020 году бюджет рухнул на уровень 2015 года, но восстановился на фоне нефтяного отскока за год. В 2022 году рост продолжился, достигнув пиковой отметки 126% к уровню 2014 года. И опять вниз.
В следующем году ожидается уровень собственных доходов бюджета к 2014 году на отметке 110%.
То есть фактический рост бюджета составляет 1.5% в год.

(2) Столь же хорошо видно, как отразились последние события на обрабатывающей промышленности, не связанной с Газпромом и Лукойлом (не КГН). Прибыль в ней в 2022 году упала с 15%, а с учетом инфляции и на все 27%. К сожалению, с 2023 году отдельный ее учет уже не ведется, поэтому оценить насколько производство адаптировалось к новым реалиям по бюджетным показателям уже не получится.

(3) Заложенный рост 2024 года условный, так как прибавка в 0.7 млрд ожидается от продажи билетов на автобусы притом, что частной фирме из Петербурга, которой были отданы все перевозки, будет перечислено в несколько раз больше денег. Вообще, предполагается, что от продажи билетов на автобусы бюджет получит 2.3 млрд рублей. Однако за девять месяцев текущего года удалось выручить только 0.34 млрд, то есть по итогам года поступления не составят и 0.5 миллиарда. С чего в следующем году произойдет почти пятикратный взрывной рост - совершенно неизвестно.

(4) Но по таким показателям как налог на прибыль и НДФЛ доходы следующего года представляются заниженными.
Так, НДФЛ вырастает всего на 4.6%. При этом в бюджетной сфере фонд оплаты труда он увеличивается на 9.6% (с 12.5 до 13.7 млрд). При таком развитии в частном секторе зарплаты должны просто встать на месте. Но очевидно, что они вырастут примерно на уровень официальной инфляции (4.5%). То есть по этой позиции недоучтен минимум миллиард налоговых поступлений.
Также не стоит ожидать снижения налога на прибыль. Рынок адаптировался к новым реалиям и как минимум сохранятся показатели текущего года, то есть мы можем говорить о разнице примерно в 0.7-1 млрд дополнительных бюджетых доходов.
Previous post
Up