БРИТАНСКИЕ БОМБАРДИРОВКИ АСТРАХАНИ

Oct 31, 2023 13:21

В 2010 году увидела свет книга ‘Gone to Russia to fight. RAF in the south Russia” (Amberley Publishing; Illustrated edition, написанная John T. Smit.
Участие британской авиации в гражданской войне на юге России событие известное специалистам, хотя и незнакомое для широкой аудитории и недостаточно исследованное. Тем интереснее представляется возможность сопоставить отечественные и английские источники при рассмотрении этих событий.

Осенью 1918 года в Астрахани приземлились самолеты Красной авиации. Из Петрограда сюда был переброшен гидродивизион Демченко в составе двух авиаотрядов. Один из отрядов должен был работать над морем, второй (истребительный)- над материком. В морском авиаотряде имелось 12 гидросамолетов М-5 и М-9, в истребительном - семь «Ньюпоров» и два «Спада».



К новогодним праздникам в город перебросили 47-й разведотряд в составе пяти самолетов: трех «Ньюпоров» и двух «Солпвичей». После смерти от пневмонии предыдущего командира, отряд возглавил Михаил Фишер. Фишер был членом партии эсеров, впервые сел за штурвал еще до войны, закончил летное училище в Великобритании, имел свыше 200 часов налета и с ноября 1916 года воевал на Западном фронте. Его товарищи были не столь опытны.

Командование Добровольческой армии, готовившее наступление на Астрахань, сделало ставку на иностранных специалистов. Деникинским ВВС не хватало собственных пилотов, и они обратились за помощью к англичанам. Из Греции на Петровск были переброшены 12 бомбардировщиков «Де Хэввиленд» DH9 и шесть гидросамолетов «Шорт-184», принадлежавшие, соответственно, 221-му дивизиону полковника Боухилла и 266-му дивизиону капитана Сэйдлера.

Англичане имели богатый опыт войны против немцев, турок и болгар, и использовали его теперь на Каспийском море. Они быстро переоборудовали один из танкеров («Усейн») в импровизированный авианосец, который мог нести три гидросамолета.

Их присутствие было отмечено Красным командованием, и прибывший на фронт 36-й красный авиаотряд получил приказ раскидать над позициями противника 10 пудов листовок, напечатанных на английском языке.

Первыми, впрочем, оценили прибытие британцев их белые союзники. 10 февраля 1919 года два DH9 отбомбились по коннице в ногайских степях, использовав шрапнель. Конница была деникинской и понесла большие потери.

Вскоре все же англичане разобрались с тонкостями российской внутренней политики и отличились в сражении за Мангышлак. 29 апреля 1919 года Форт Александровск, ныне известный как Форт Шевченко, был занят прибывшим из Астраханю по морю отрядом. В течение последующих трех недель британские гидросамолеты потопили и повредили пять кораблей Красной флотилии, вынудив советский гарнизон покинуть Мангышлак. Англичане потеряли два гидросамолета, сумев, впрочем, спасти экипажи.

Пока отряд британских гидросамолетов наносил удары по Мангышлаку, отряд бомбардировщиков был выдвинут севернее для поддержки наступления белых войск в направлении Яндыки-Оранжерейное, и далее на Астрахань.

На острове Чечень была оборудована база ВВС. Расстояние отсюда до линии фронта составляло 300 км, но английские пилоты были достаточно квалифицированы, чтобы работать на предельной дальности.

Красная авиация также выдвинулась ближе к месту боевых действий. На изгибе реки Бахтемир у села Оранжерейное была оборудована база гидросамолетов. В отряде имелось пять гидросамолетов и пять устаревших истребителей «Ньюпор» разных модификаций. Еще пара «Спадов» находилась в ремонте. Главной проблемой стало отсутствие пилотов и организации. Командир отряда Винокуренко сообщал, что у него есть только два летчика, остальные находятся в разъезде, а гидроавиация вообще не признает его как начальника.

Красная авиабаза в Оранжереях и стала первой целью британского авиаотряда.

10 мая по Оранжереям была проведена бомбардировка. Из четырех поднявшихся в воздух DH9 долетело трое, один повернул назад из-за поломки двигателя. Сбросив всего восемь бомб, британские пилоты уничтожили баржу отрядной гидроавиации, и, снижаясь до самой воды, в упор расстреливали из пулеметов личный состав базы. Из строя были выведены три гидросамолета.

После Оранжерей настала очередь Астрахани. Первый налет на город был совершен еще 21 апреля, но был неудачен и, как отмечено выше, события вынудили англичан прерваться для борьбы за Мангышлак.
31 мая три бомбардировщика «Де Хэввиленд» появились над городом, совершили несколько кругов над его центральной частью, и, не торопясь, раскидали листовки с призывами к капитуляции. Спустя пять дней, 5 июня, англичане вновь достигли Астрахани и сбросили на город фугасные бомбы. Астраханцам повезло, поскольку бомбежка не оказалась особо эффективной и не повлекла за собой масштабных пожаров в деревянных жилых кварталах. Горожане толпами собирались на улицах и с интересом наблюдали за полетами бомбардировщиков.

Попытки перехвата противника не удались, в том числе ввиду отсутствия системы воздушного наблюдения и оповещения об угрозе с неба.

Из событий были сделаны выводы. Командир красного авиаотряда Фишер принял решение об организации постоянного дежурства в воздухе. То есть, днем двигатели вообще не выключались. Особая роль отводилась двум двадцатилетним красным авиаторам, только что закончившим Московскую летную школу и направленным в далекую Астрахань - Даниилу Щекину и Анатолию Короткову.
16 июня британские пилоты, позавтракав и выпив кофе, поднялись с авиабазы на острове Чечень, и в третий раз взяли курс на Астрахань.

Им предстояло уничтожить важнейший Болдинский железнодорожный мост, тем самым усложнив доставку грузов из Центра для Астрахани. Четыре оливково-зеленых бомбардировщика шли на высоте 2100 метров.

Неожиданно для себя англичане увидели в лазурном южном небе две приближающиеся точки. Это были самолеты Щекина и Коротова, которые как раз вели патрулирование над городом.

В статье, размещенной на сайте британского музея Королевских ВВС, бой описывается так: «примечательно, что красный истребитель представлял собой старый французский Nieuport 17, который был медленнее DH9A. Вместо преследования красные пилоты провели лобовую атаку, попав DH9A в радиатор, после чего двигатель перегрелся и сгорел».

Атаку провел летевший чуть впереди Щекин, получивший премию в размере 5000 рублей

Самолет упал в районе Уваров. Оба летчика были пленены конным разъездом красноармейцев. Лейтенанты J Mantle и H Ingram были этапированы в Москву и вернулись на родину через год.

Изношенная за время мировой войны материальная часть приводила к авариям, подчас с потерями пилотов. Уже к апрелю ввиду аварий был утрачено шесть самолетов. 15 мая потерпел крушение очередной DH9. Самолет упал объятый пламенем. Экипаж погиб.

Это был выдающийся результат. Победы были достигнуты на устаревшей технике, в условиях превосходства сил противника и наличия у него огромного опыта. Более того, ранее сбить британских воздушных мастеров не удавалось еще никому во всей красной авиации.

Однако, авианалеты продолжались. 18 июня английские пилоты разрушили дом в Цареве, погибли рабочий и двое его детей. 19 июня бомбы, сброшенные в район аэродрома, убили женщину и двух коров. 27 июня на город было сброшено 27 бомб. Одна из них упала в порту, погибли девять человек. Британцы также прошлись на высоте в 30 метров над аэродромом и обстреляли два стоявших там самолета.
12 июля среди жертв бомбардировки оказался известный большевик Соломон Гольдберг. 27 августа было разрушено два дома, погибли двое детей.

Кроме бомб англичане сбрасывали листовки с обещанием передать власть Учредительному собранию. Листовки вводили в заблуждение. На подконтрольной англичанам и их белым союзникам территории никакими полномочиями депутаты Учредительного Собрания не обладали.

Болезненные потери над Астраханью принудили их командование сменить тактику. Теперь британские самолеты держались на высоте 4000 метров, куда старые советские «Ньюпоры» просто не могли забраться. Но это означало, что бомбежки не могли носить точный характер и вред от них теперь был чисто психологический.
Но вред был. Работники расположенного на правобережье судоремонтного завода бр. Нобель, ходатайствовали о переносе работ на ночное время: «ввиду частого налета неприятельских аэропланов и сбрасывания с них большого количества бомб производимая работа в дневное время не продуктивна. Мы, рабочие и служащие предприятия бывш. Нобель, просим соответствующие учреждения и власти Совета разрешить производить работу на заводе, в складах, конторах с 4 часов вечера до 10 часов вечера, т.к. производимая нами работа в это время будет являться более продуктивной и успешной, чем дневная».

С конца июня красная авиация совершила несколько рейдов на приморском направлении. Поднявшись с базы в Оранжерейном, две летающие лодки М-9 отработали по передовым частям белых в Лагани, Воскресенском и по артбатарее у Михайловки. Впрочем, одна лодка вскоре разбилась, но второй гидросамолет методично продолжал вылетать на задания неделю за неделей. Пилотировавший его Полозенко отличился в боях близ Михайловки-Басов. Полозенко ранее служил на флоте и поэтому носил бескозырку. Его предплечье украшала татуировка с драконом. Вначале он разбомбил обоз белых у Михайловки, уничтожив при этом английский аэроплан. А затем обратил в панику противника близ Яндык.

«Механиком были сброшены две бомбы в расположение кавалерии, - докладывал Полозенко, - после разворота были сброшены еще две бомбы. В рядах противника была обнаружена настолько сильная паника, что после третьего сбрасывания бомб они пустились, давя друг друга, к мосту на Промысловку. Аппарат направился к мосту, и вблизи него в самое густое скопление белогвардейцев вновь сбросил бомбу. Что произошло после этого, не поддается описанию».

К Полозенко в усиление направили летчика Константина Михау. Он отработал по Лагани, потопив несколько судов снабжения.
Белая авиация противодействия не оказывала, более того, самолет деникинского капитана Егорова взорвался на собственных бомбах, после чего белые отвели второй самолет на тыловые дагестанские базы.

Активность проявляли только англичане. Они получили несколько новых машин и сопровождали с воздуха белую кавалерию, пытавшуюся прорваться к Астрахани. В основном англичане вели разведку.

В июле часть британской авиации переключилась на бои под Царицыным, но Астрахань тоже не забывали. 9 июля была повреждена баржа и разбомблен колесный пароход. По пути назад один из участвовавших в рейде самолетов был вынужден сесть на землю из-за неисправности двигателя. К счастью для экипажа это произошло за линией фронта. В ходе другого рейда был уничтожен танкер, дым от пожара поднялся на высоту более чем в два километра. По итогам этого рейса вновь последовала поломка, вынужденная посадка и возвращение на базу.

17, 21 и 24 июля англичане бомбили корабли на рейде и окрестные села Яндыки и Басы, в которых красные части обороняли подступы к Астрахани.

24 июля при налете на советский гидроавиатранспорт «Орленок» был сбит британский гидросамолет «Шорт». Англичане приводнились на небольшую реку, смогли исправить повреждения и уйти на базу.

В ходе одного из рейдов англичанам пришлось проявить весь свой профессионализм, чтобы вернуться на базу. Самолет капитана Андерсона неосмотрительно снизился и красный пулеметчик смог повредить бензобак. Второй номер экипажа лейтенант Митчелл взобрался на нижнее крыло, и держась одной рукой за крепления, второй закрыл течь в бензобаке. На этом приключения не закончились. Видимо, пулеметчик оказался очень опытным. Еще один британский самолет снизился и рухнул в степи. Андерсон принял решение спасти экипаж и посадил свою машину рядом. Пока Митчелл отстреливался из пулемета от приближающейся красной кавалерии, к ним прибежали пилоты из второго самолета. Митчелл вновь встал на крыло, заткнув рукой дыру в бензобаке, и самолет уже с четырьмя пилотами на борту поднялся в воздух.

Июльское наступление белых на Астрахань провалилось. Аварии, малярия и не понимание причин нахождения в России деморализовывали британских летчиков. В августе они ограничились одним разведывательным полетом и на этом воздушная борьба над Астраханью закончилась.

Исход войны решался не только в России. В далекой Англии люди требовали мира. Они не хотели, чтобы их близкие погибали за непонятные цели в бескрайней восточной стране. 1 сентября британский парламент принял решение о выводе войск из России. В течение месяца Каспийский британский авиаотряд был расформирован, пилоты отозваны, а техника передана белым. Впрочем, белые пилоты, в отличие от английских, никакой угрозы для Астрахани создать не смогли.
Previous post Next post
Up