Этнический состав Крыма, 1926

Nov 16, 2019 20:58

Традиционно для моих карт показаны все населённые пункты более 100 человек (пара десятков из них примерно - точного места найти не удалось, так что плюс-минус пара километров).
Цвета:
русские
татары
украинцы
немцы
евреи
греки
болгары
армяне
белорусы
эстонцы
чехи

Карта (большого размера)

Вообще мало где за последние 250 лет национальный состав ( Read more... )

карты, Крым, перепись 1926, этнография, история

Leave a comment

Comments 17

timbes5 November 16 2019, 20:26:39 UTC
тут самое интересное, как именно нацсостав не раз полностью сменится в течение 21-го века:)

Reply

oleg_lisowski November 16 2019, 20:37:20 UTC
Да, тут сценариев много можно придумать)
А из текущих процессов - поскольку значительная часть крымскотатарских сёл вообше не сохранилась (хотя и русские и украинские многие не дошли до наших дней), то крымскотатарскими часто становятся сёла, основанные как русские или украинские.

Reply


jirzik November 16 2019, 21:13:15 UTC
А кстати, данные-то откуда?

Reply

oleg_lisowski November 16 2019, 21:22:13 UTC
Отсюда, там есть ещё несколько регионов.
Именно Крым вот: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_2557144/

Reply

acer120 November 16 2019, 21:51:35 UTC

А татарию нигде не находили пл населенным пунктам??

Я намедни в ленинке отфоткал том со средним поволжьем по 26му, так что планирую собрать шаблон примерно в тех же границах, что и мои поселенческие-2010 по Урало-Поволжью, но в разрезе волостей.

По Башкирии уже немнго порисовал...

... )

Reply

oleg_lisowski November 16 2019, 22:04:04 UTC
Не находил, но называется так:
Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам
Т.А.С.С.Р. / ТАССР; Гос. Плановая Комиссия; Стат. сектор. - Казань, 1930. - 160 с.

Reply


jirzik November 16 2019, 21:21:39 UTC
Да, кстати, цвета украинцев в легенде выше и на карте как-то очень не похож друг на друга.

Reply

oleg_lisowski November 16 2019, 21:25:21 UTC
сделал светлее

Reply


mockingbird19 November 25 2019, 02:37:01 UTC
Прекрасная карта) Огромное Вам спасибо за столь качественную работу!

С Вашего позволения, я Вас поправлю. Правильно писать "мухаджирство" (проверочные слова - "хадж", "хиджра", или по нашему "переезд"), такова вот логика словообразования у арабов.

Скажите пожалуйста, а чем отличаются крымчаки от караимов? И те, и другие вроде бы тюркоговорящие иудеи, при этом в переписях их по отдельности считают...
И еще момент - на Ваш взгляд, насколько сегодня статистически реально из массы т.н. "крымских татар" вычленить ногайцев и крымских готов?

Reply

oleg_lisowski November 25 2019, 21:22:05 UTC
Да, просто опечатка, но спасибо, исправил.

У крымчаков и караимов и языки разные, и история, и другие особенности. Если кратко, то крымчаки просто тюркоязычные иудеи, то у караимов и сама вера сильно отличается. Сами караимы считают, что караимизм вообще не ветвь иудаизма, а самостоятельная религия.

Сам этим вопросом интересовался, по публикациям, которые нашёл - за годы депортаций большинство перемешалось и сейчас три группы живут вместе в одних и тех же сёлах. Язык тоже, похоже, пришёл к общему стандарту. В Турции же есть сёла, основанные потомками разных групп - и горными, и ногайцами, поэтому вычленять было бы проще там. Ещё отмечу, что пара сотен ногайцев по последней переписи в Крыму была, то есть очень частично идентичность у ногайцев всё же сохраняется.

Reply

mockingbird19 November 27 2019, 03:07:49 UTC
То бишь это крымчаки ведут от хазар свой род? Забавно получается, что караимов в таком случае можно назвать эдакими мормонами от иудаизма:)
А что до ногайцев - то они просто уж слишком по быту и культуре от крымских горных и прибрежных татар отличались ( и даже по внешности), чтобы так просто и быстро ассимилироваться.

Reply

oleg_lisowski November 27 2019, 06:12:52 UTC
Как я понимаю, крымчаки точно нет, это потомки разных волн евреев, оседавших в Крыму и перешедших на тюркский. Хазарская теория популярна у караимов, но подтверждений ей
вроде бы нет, они тоже преимущественно семитского происхождения.

Reply


Leave a comment

Up