Еще раз о зиме, или как не пропасть на машине в снегах

Jan 21, 2016 12:43

Недавно новостные ленты транслировали страшные истории автомобилистов, выехавших в «ерундовую» поездку всего-то в 280 км, и чуть не погибших в снегах и холодах Оренбургской области. Снег продолжает валить, так что стоит вспомнить, как быть и что делать, если на улице зима, а ехать - надо.



Нашумевшая история на трассе Орск-Оренбург уже прошла на всех новостных каналах и сайтах, обросла аналитикой, советами и разными комментариями экспертов. Поэтому не вижу смысла еще раз повторяться, а просто дам тут ссылку на лучшие материалы по этой теме:
Алексей - известный и очень опытный организатор и участник автомобильных экспедиций, рейдов и прочих безрассудных авантюр. Несмотря на излишнее внимание автора к собственной персоне и личным достижениям, в статье есть огромный плюс: он рассматривает проблему с точки зрения обычного человека, машина которого подготовлена для междугородних экспедиций не более, чем для поездок «дом-офис-ашан». Пожалуй, из всего, что мне встретилось - самая толковая статья.По этой статье как раз Алексей немного «прошёлся» в критическом ключе :) Тем не менее, весьма полезные для общего развития вещи пишет автор.



Самое важное, что стоит понимать: чтобы попасть в беду, не обязательно ехать в экспедицию по Арктике. Достаточно выехать на 10 км от города и перепутать дорогу.

Дальше:


Со мной лично однажды приключилась такая история. Отправился я как-то раз, с одной милой барышней, на выходные в подмосковный дом отдыха. Находился он совсем недалеко, всего-то километров 40. Но это было еще в те времена, когда мобильные уже были, а вот навигаторов еще не было, хотя это и не суть. Передвигался я тогда на переднеприводной Volvo с весьма небольшим клиренсом и длинными свесами. Дорогу нам объяснили неправильно, поэтому мы слегка заблудились и стали искать дорогу по карте. После пары часов ошибочных блужданий, дорога нас завела на деревенский просёлок, соединяющий (вроде бы) две более-менее оживленные дороги.

Сначала была уверенная колея, потом начался лес, дорога всё хуже, а в какой-то момент я понял, что вперед я уже не пробьюсь - колеи нет, а назад сдавать тоже без вариантов - в свои следы не попадаю, машину сносит. В итоге, машина крепко завязла, и ситуация осложнялось появившимся сбоку оврагом. При раскачивании машина предательски начинала сползать в сторону уклона.

Ситуация: назад - километра три по своей же колее в глубоком вязком снегу. Вперед - дороги почти нет, и её почти нет неизвестно сколько. По карте, тоже 3-4 км до асфальта. Единственный вариант, как я понял, как-то выкапывать машину и сдавать задом. Часа два я потратил на бесполезные попытки окапывания скребком, щёткой и руками. Больше не было ничего. Подкладывание под колёса веток, ковриков и прочего подручного скарба. Стравливание давления в шинах.... Температура -15, начало быстро темнеть. Бензин-то, в принципе, был, но перспектива заночевать прямо там совсем не радовала. Девушка стоически держалась и даже пыталась помогать по мере сил, но в глазах читалась подступающая паника.

Короче, я пошёл пешком в сторону дороги за помощью. Через какое-то время нашел еле заметную уходящую вбок тропу, по которой, где по колено, где по пояс в снегу, я вышел к мерцающему за рощицей дачному посёлку. Там я обнаружил сторожа. После недолгих переговоров, он выдвинулся на подмогу с двумя большими совковыми лопатами и фонарём. В общем, при наличии этих инструментов, за полчасика-час, вдвоём, мы не только выкопали безнадёжно севшую на пузо машину, но и сделали метров 100 уверенной колеи, которых как раз хватило для того, чтобы выехать задом до пятачка, где я мог развернуться. Сторож был награждён запасённым для выходных пузырём благородного напитка (эх...), ну а мы поехали отогреваться кофе на ближайшую АЗС. В дом отдыха мы приехали уже ближе к ночи...

Мораль сей басни такова: во-первых, я искренне полагал, что мы сядем в машину возле дома в Москве, и выйдем из неё на расчищенной стоянке возле дома отдыха, проехав по асфальтированной трассе. Биться в неравной схватке с природой я вовсе не предполагал.
Во-вторых, наличие лопатки и базовое умение предвидеть ситуацию могло бы спасти положение без лишних трудностей.
В-третьих, не стоит недооценивать ситуацию. Замерзнуть можно очень быстро.



Резюмируя вкратце, что должно быть в машине, если вы едете настоящей зимой за город:
  • Надежная лопатка. Но не сапёрная (вы не на войну собрались), а лучше - пластиковая, совковая, с ручкой средней длины. Такая, которой можно вытаскивать снег из-под днища и раскапывать путь для движения.
  • Трос. Хороший трос, который лучше купить не в "запчастях", а в магазине для джиперов. Обязательно убедитесь в наличии в машине штатной буксировочной проушины (сейчас они, обычно, вкручиваются отдельно через такой лючок в бампере)
  • Колёса. Нужно быть уверенным что есть запаска, фиговинка для откручивания секреток, домкрат, хороший балонный ключ. Что секретки не сорваны, и вы можете их открутить сами. Непосредственно к зиме это не относится, но если где-то в ебенях спустит колесо, зимой хочется поменять его как можно быстрее, с наименьшем количеством танцев с бубном.
  • Лучше всегда иметь побольше топлива в баке. Да, четверть бака на трассе хватит до ближайшей заправки или даже до дома, но когда застрянешь, этого не хватит на ночь. На холостых уходит примерно 1,5 литра в час.
  • Незамерзайка. А еще неплохо бы бутылку спиртного (но не пить! на подарки трактористам ))), какую-нибудь еду типа мюслей и шоколадок.
  • Пледы, одеялки, теплая одежда. Теплые перчатки для работы (и колёсо менять, и копать, и толкать). В строительных магазинах типа Леруа продаются плотные утеплённые и непромокаемые перчатки для работы, то что надо. Тонкие с пупырками - оставьте на лето.
  • В машине обязательно нужно возить хороший фонарик. Вообще всегда.
  • Смартфон, зарядки для него. Лучше если еще и планшет с интернетом. И адреса-телефоны искать удобно, и если что - пока ждёшь помощи, не скучно.
  • Деньги наличные.
Про аптечку, знак аварийной остановки всё и так ясно. Огнетушитель я советую купить в специальном магазине (в Москве есть «Магазин 01»), хороший достаточно большой огнетушитель. Баллончики «из набора» никуда не годятся, если что. Это тоже не зимняя штука, просто однажды может пригодиться, даже если и не вам лично.

Вообще, я не большой любитель постоянно возить в машине полный набор ненужной ерунды, поэтому цепи, пуско-зарядные устройства, хайджеки, подкатные домкраты, сандтреки, газовые горелки с примусами и т.д. оставим настоящим крутым джиперам (которым мы, если что, как раз и позвоним ;)), но если ехать даже на дачу в 50км от города снежной зимой (как сейчас), стоит озаботиться вышеперечисленным списком.

Также желательно не выезжать, если «что-то там по ходовке гремит на ямах», если что-то подтекает типа антифриза, если машина не всегда уверенно заводится на морозе, и если вы не знаете точно, когда крайний раз меняли ремни и свечки. Где тонко, там рвётся, и эта ерунда подведёт в самый неудачный момент.



Но главное - это, конечно, здравый смысл и умение вовремя включить голову (что со мной лично, не всегда вовремя случается).
Ну и очень в жизни помогают друзья, готовые по приколу сорваться в любую тундру часа в три ночи с тросом наперевес. Цените их!

Всем хороших зимних поездок!

Журнал, Выходные, 4x4, Авто

Previous post Next post
Up