Небесные ласточки

Dec 07, 2015 14:36

Лётное дело - ремесло не исключительно мужское. В одном лишь «Аэрофлоте» сегодня работает полтора десятка женщин-пилотов, из них трое - командиры воздушных судов. В ряде авиакомпаний мира, доля женщин за штурвалом достигает 10 %!
По случаю Международного дня гражданской авиации, сегодня расскажу о тех, кто стоял у истоков «женской авиации». Всех с праздником!



Амелия Эрхарт на фоне её самолёта Локхид 10Е Электра. Бербанк, Калифорния, 1937

Первыми в мире женщинами-авиаторами считаются француженки Тереза Пельтье и Раймонда де Ларош.
Тереза Пельтье первой поднялась в воздух в кабине самолета 8 июля 1908 года. Сама она не имела пилотских «прав» - самолетом управлял ее друг Леон Делагранж. Но есть свидетельства того, что Тереза активно участвовала в управлении летательным аппаратом. Впрочем, полёт длился всего 200 м. Но это никоим образом не умаляет заслуги мадмуазель Пельтье: оторваться от земли и подняться в воздух в те времена могли лишь настоящие герои!

Что было дальше:


Баронесса Раймонда де Ларош (настоящее имя: Элиз Дерош) пыталась добиться славы на театральной сцене, но в историю ей посчастливилось войти как первой женщине-пилоту. После ряда полетов на воздушных шарах, Раймонда познакомилась в Шалоне с авиатором Шарлем Вуазеном и 22 октября 1909 года самостоятельно поднялась в воздух на его аэроплане. Говорили, что Вуазен, которого де Ларош попросила обучить её пилотированию, разрешил ей только пробежку аэроплана по земле. Но она ослушалась, подняла машину в воздух и пролетела на ней несколько сотен метров.

8 марта 1910 года, по результатам авиационных соревнований и квалификационного полета, Национальный аэроклуб Франции выдал де Ларош удостоверение пилота (Международной авиационной федерации, ФАИ) № 36. Так она официально стала первой летчицей Франции и мира.

Таким образом, для девушек-пилотов, 8 марта - праздник вдвойне! :)



Раймонда де Ларош стала первой женщиной, получившей настоящее пилотское удостоверение

Через несколько недель Раймонда, к несчастью, открыла счет летным происшествиям с женщинами-пилотами. 8 июля 1910 года в Реймсе самолет задел дерево и совершил жесткую посадку. Летчица «отделалась» сотрясением мозга и сломанной ключицей. Но это не остановило героиню. Через два года она возобновила полёты. Совершенствуя свое мастерство, в июне 1919 года де Ларош поставила два «женских» мировых рекорда - на высоту и дальность полета.

Де Ларош участвовала в нескольких междунородных слётах (а надо понимать, что для тех времен, это было событие нерядовое, и каждый такой слёт действительно носил мировое историческое значение). В частности, она выступала в Каире, в Будапеште, Руане и в Санкт-Петербурге, где была лично приветствована императором Николаем II.



К сожалению, однажды Раймонда не вернулась из полета. Собираясь стать летчиком-испытателем, она участвовала в первом полёте нового самолёта на аэродроме близ Кротуа. На заходе на посадку самолёт ушел в резкое сваливание и разбился. Ирония судьбы в том, что в своем последнем полете она была, по сути, пассажиром - управление было у другого пилота…

В парижском аэропорту Ле Бурже, где находится знаменитый музей авиации, Раймонде де Ларош установлен памятник.

В Новом Свете авиация развивалась не меньшими темпами, нежели в Европе. Самой первой американкой, притронувшейся к штурвалу, считается Харт О. Берг. В 1908 году она участвовала в полете с Уилбуром Райтом, который на несколько секунд передал ей управление самолетом. Впрочем, само событие произошло в той же Франции, под Ле Маном. Очарованная полётом Уилбура, она попросилась прокатиться, и пробыла в воздухе 2 минуты 7 секунд.

Но первой настоящей пилотессой Америки стала Гарриет Куимби. Удивительно обаятельная от природы девушка мечтала о театральной славе, но побывав в октябре 1910 года на Нью-Йоркском авиашоу Jet Set, она буквально «заболела» небом и тотчас же начала обучение летному делу. В 1911 году Национальный аэроклуб США выдал ей пилотскую лицензию. И уже менее чем через год Гарриет стала первой женщиной, преодолевшей Ла-Манш на самолете.



Гарриет Куимби

Куимби прожила недолгую, но очень яркую жизнь. Помимо авиации, она достигла по-настоящему больших профессиональных успехов в журналистике (более 250 статей), кинематографе (сценарии 7 фильмов в Голливуде, плюс одна роль) и фотографии. Своими выступлениями на авиационных шоу и многочисленными рекордами Гарриет Куимби вдохновила многих девушек сесть за штурвал.



Любопытная деталь: в те времена еще не сущесвовало женских летных комбинезонов, а в мужской одежде появляться на публике было непозволительно, да и попросту неудобно было миниатюрной девушке ходить и летать в мужском комбинезоне. Гарриет нашла выход, создав свой фасон авиационной одежды, ставшей её визитной карточкой - фиолетовый комбинезон с капюшоном. Это был почти современный лётные «комбез» с брюками и карманами, но покидая кабину после посадки самолета, Гарриет пристегивала отдельный подол на кнопках - и вот она уже одета в нечто среднее между платьем и плащом.

Пресса и публика обожали Куимби за её красоту, эксцентричность и смелость. Гарриет стала настоящей «звездой», снималась в рекламе, участвовала во всевозможных мероприятиях

Гарриет Куимби также погибла в полете. Ей было всего 37...
В июле 1912 года она принимала участие в авиасалоне близ Квинси (Массачусетс, США). Во время выполнения фигуры пилотажа на новейшем моноплане Blériot XI, летчица, по-видимому, совершила ошибку пилотирования, хотя некоторые источники утверждают, что была поломка по матчасти. Самолёт выполнил неожиданную фигуру и пилотессу выбросило из кабины с большой высоты - ведь тогда попросту никто еще не догадался оборудовать самолеты привязными ремнями!



Ее гибель стала трагическим уроком: в дальнейшем самолеты стали снабжать ремнями безопасности.
Её «домашний» аэродром Rhinebeck под Нью-Йорком существует по сей день. В его ангарах до сих пор в лётной годности содержится Блерио XI с серийным номером 56 и регистрацией 60094 на котором Куимби летала в 1912 году на собрании авиаторов в Бостоне и перелетела через Ла-Манш. Также восстановлен и экземпляр, на котором Гарриет поднялась в свой последний полёт.

В России первой профессиональной летчицей была Лидия Виссарионовна Зверева.



Подлинное пилотское Л.В Зверевой

Закончив авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн», в августе 1911 года в Императорском Всероссийском аэроклубе, который находился в Санкт-Петербурге, она получила диплом пилота-авиатора под номером 31. В тот момент ей был всего 21 год! Этот диплом дал Лидии право летать на всех существовавших в то время самолетах и участвовать в воздушных аттракционах.

Константин Арцеулов - один из самых известных летчиков России того времени, герой (о нём нужно будет отдельный материал сделать!) -  писал позднее о Лидии Виссарионовне: «Зверева летала смело и решительно. Я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту».



Лидия Зверева в окружении авиаторов Петербурга. 1911 г.

Выступая во множестве авиационных представлений и показательных перелетов, в 1913 году Лидия Зверева вместе с мужем, пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко, открыли собственную летную школу и авиамастерскую в г. Засенгоффе под Ригой, считавшейся тогда центром российской авиации. Там же Зверева первой из женщин освоила выполнение мертвой петли и других фигур высшего пилотажа.

К сожалению, жизнь летчицы оказалась недолгой: в 1916 году в Петербурге Лидия Зверева скончалась от тифа. Во время прощания с авиатриссой, над Александро-Невской лаврой кружили «Фарманы» - так друзья-авиаторы прощались со своим товарищем.



Зверева была не только смелым, но и скромным человеком: лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили дружеское письмо истинного короля русской авиации той эпохи, основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова, в котором он в самых восторженных выражениях восхищался её талантом и полетами. Летные достижения Лидии Зверевой навсегда вошли в историю мировой авиации.

Кстати:
Авиатрисса - название женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX века. Слово пришло из французского языка (fr: aviatrice) и обозначало, попросту, женщину-авиатора. Сейчас это слово употребляется, в основном, в повествованиях об истории авиации дореволюционного периода, а тех женщин, что управляют воздушными судами сегодня, принято называть просто пилотами.



Амелия Эрхарт на фоне её самолёта Локхид 10Е Электра. 1937 год, съёмка перед историческим кругосветным полётом.

Говоря о пилотессах ранних лет, нельзя не рассказать об Амелии Эрхарт, хотя её история началась несколько позже. Она стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан, за что была награждена Крестом Летных Заслуг. Этой почетной наградой отмечали героизм и особую смелость летчиков. Эрхарт написала несколько книг-бестселлеров о полетах, стала одной из основательниц и первым президентом «Девяносто девяти» - некоммерческой международной организации женщин-пилотов, существующей и поныне и помогающей женщинам строить карьеру в авиации.



В 1920 году, в возрасте 22 лет, Амелия попала на выставку летательных аппаратов в Лонг-Бич и через три дня на аэродроме Роджерс Филд провела свой первый десятиминутный полёт в качестве пассажира. Очарованная ощущением полета, Амелия решила научиться летать сама и сразу же начала брать уроки летного мастерства на Curtiss JN-4. Пилотом-инструктором Амелии была Анита Снук - тоже из «пионерок»: Снук первой из женщин получила диплом престижной американской школы авиации Кертиса.

Полёты стоили дорого (к сожалению, тут за сто лет ничего не поменялось...) и Амелии приходилось играть в мюзик-холле, работать фотографом, кинооператором, учительницей, секретарем, телефонисткой, автомехаником и даже водителем грузовика, не зная ни сна, ни отдыха. Но уже через полгода, на заработанные деньги и при помощи родни, она купила свой первый собственный ярко-желтый биплан «Киннер Аэростар», который сама же прозвала «канарейкой». И уже через год Амелия установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14 000 футов (около 4300 м) - выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту.



Среди множества героических летных достижений и рекордов Амелии Эрхарт особняком стоит первый полёт женщины-пилота через Атлантику. Самолет попал в шторм над океаном, был поврежден во многих местах. Бóльшая часть приборов вышла из строя, полностью отсутствовала радиосвязь, появилась утечка топлива, и всё же, несмотря на это, полёт удалось благополучно завершить! В том же году Эрхарт установила новый рекорд: теперь она стала первой женщиной-пилотом, пересекшим Американский континент от побережья до побережья без промежуточной посадки.



В начале 1935 года Амелия Эрхарт стала первым в мире человеком, преодолевшим над Тихим океаном в одиночку расстояние от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. При попытках совершить такой одиночный перелёт погибло множество пилотов, но Амелию это не остановило. Время в полёте составило 18 часов 16 минут. На аэродроме в Калифорнии её ожидала толпа в 18 тысяч человек и поздравительная телеграмма президента США Ф.Рузвельта - «Поздравляю - Вы победили снова». Затем последовали рекордные полёты Лос-Анджелес - Мексико-Сити и Мексико-Сити - Нью-Йорк.

В 1937 году при совершении кругосветного полета на двухмоторном самолёте Lockheed Model 10 Electra Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд. Несмотря на предпринятую немедленно поисково-спасательную операцию и многочисленные более поздние попытки найти останки самолета, пропажа пилотессы долгое время была окутана тайной. Вероятнее всего, из-за несовершенства навигации в те годы и усталости после 19-часового перелета в сложных метеоусловиях она просто не смогла найти место очередной дозаправки - остров Хауленд - и, лишившись остатков топлива, упала в океан. В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолета обнаружены сонаром в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс, тем не менее, тайна исчезновения Эрхарт до сих пор не разгадана.



Они были первыми, проложив дорогу тысячам других девушек, искренне полюбивших небо и избравших летное ремесло делом своей жизни. Разумеется, в наши дни полеты стали несравнимо безопаснее, но как и прежде, требуется изрядное мужество и решимость, чтобы сесть за штурвал и поднять машину со взлетной полосы. Сегодня представительницы прекрасного пола осваивают воздушные трассы, испытывают новые самолеты, работают линейными пилотами в авиакомпаниях, устанавливают спортивные рекорды и удивляют зрителей фигурами воздушной акробатики. И каждый день тысячи женщин во всем мире отправляются в полет просто… ради удовольствия!



Летающая героиня наших дней Светлана Капанина: абсолютная (семикратная) чемпионка мира по высшему пилотажу, обладательница 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ. Лётчик-инструктор 1-го класса.

И не забудьте меня зафрендить :)

Журнал, Авиация, История

Previous post Next post
Up