«Способны ли сообщества людей в результате раздумий и по собственному выбору действительно учреждать хорошее правление или они навсегда обречены волей случая или насилия получать свои политические конституции?»
Америка - это реализовавшаяся утопия. Собственно, процитированные выше слова дают понять, почему утопия в США смогла реализоваться: конституция, принятая сообществом людей в результате раздумий и по собственному выбору. Собственный выбор, кстати, указывает на то, что это сообщество свободных людей, а не просто сообщество людей.
И не только свободными людьми, но и честными людьми. Авторами сборника были: Александр Гамильтон, будущий министр финансов, Джеймс Мэдисон, 4-й президент США и Джон Джей, 1-й Председатель Верховного Суда. Могли бы эти люди так повлиять на общественное мнение, чтобы сместить центр тяжести будущей конституции в сторону президентской или судебной власти? Да, но они этого не сделали.
Наоборот, больше всего они заботились о принципе разделения властей и создавали отточенную систему сдержек и противовесов, чтобы устранить любую вероятность тирании. Например, почему они отстаивали конфедеративное устройство? Ответ находим
в «Федералисте» №28 Александра Гамильтона: «в конфедерации народ, можно без преувеличения сказать, хозяин своей судьбы. Власть почти всегда соперничает с властью».
Почему в США разрешено владение оружием? Этот вопрос повергает в ступор очень многих «специалистов» по США. Ответ находим в «Федералисте» №46 Джеймса Мэдисона: «преимущество владеть личным оружием, которым обладают американцы почти перед всеми народами, существование подчиненных правительств (штатов), которым привержен народ и которым назначаются офицеры ополчения, образует преграду честолюбивым замыслам… любая попытка узурпации власти будет легко пресечена правительствами штатов, за которые стоит народ». Другими словами, тирания становится невозможной, потому что любая попытка узурпации власти будет пресечена правительствами штатов, за которыми стоит вооруженный народ.
Как ослабить законодательную власть, которая при республиканской форме правления оказывается господствующей? Ответ - в «Федералисте» №52 Джеймса Мэдисона: «от этого зла есть лекарство: разделить ее на разные ветви и, избрав туда представителей различными способами, положить в основу деятельности каждой разные принципы, настолько мало связанные друг с другом, насколько это допустимо при общих обязанностях и общей зависимости от народа».
Как гарантировать права меньшинства? Ответ там же: «Если общий интерес объединит большинство, права меньшинства могут оказаться под угрозой. Против этого зла есть только два средства: первое - создать силу, независимую от большинства, то есть от самого общества, второе - разбить общество на такое большое число отдельных групп граждан, какое сделает любое объединение ради несправедливых целей маловероятным и, пожалуй, даже неосуществимым».
Также представляется, что Конституция США - это что-то вроде алгоритма или компьютерной программы, т.е. это набор правил, позволяющий через ряд ходов прийти к строго определенному результату. Причем не только к хорошему, но и к плохому результату.
Почему США несколько раз оказывались неподготовленными к внезапному нападению? Оказывается, и такую вероятность рассматривал Александр Гамильтон в «Федералисте» №25: «Мы обречены получить удар перед тем, как начать подготовку к ответу на него. От политики, согласно которой государства предвидят отдаленную угрозу и встречают надвигающийся шторм, нам говорят, нужно воздержаться, что противоречит аксиомам свободного правления».
Следует также помнить, что «Федералист» почти исключительно посвящен созданию дееспособных институтов. Что помогает утопии реализоваться? Правильно - институты. Не благие намерения, не сильные личности, не корпоративные и личные интересы, а институты, работающие стабильно, методично, в филигранно налаженном механизме сдержек и противовесов.
Важные цитаты:
Поэтому народ Америки справедливо считает, что союз и сильное федеральное правительство необходимы для того, чтобы обеспечить такие условия, когда вместо развязывания войны правительство будет стремиться предотвратить ее.
Предрасположение к взаимной вражде столь сильно в человеке, что даже там, где для нее нет существенных оснований, достаточно незначительных и поверхностных различий, чтобы возбудить в людях недоброжелательство друг к другу и ввергнуть их в жесточайшие распри.
Нация, презренная в своей слабости, утрачивает даже привилегии нейтрала.
Величие национальной власти проявляется через суды.
Структура Американской Империи должна покоиться на прочном основании СОГЛАСИЯ НАРОДА. Потоки национальной мощи должны вытекать непосредственно из этого чистейшего источника всей законной власти.
при обычном развитии событий нужды нации на всех этапах ее существования по крайней мере равны ее ресурсам.
республику, или государственное устройство, заслуживающее по крайней мере быть названным таковой, можно определить как правление, при котором вся власть исходит, прямо или косвенно, от всей массы народа, а осуществляется отдельными лицами, исправляющими свои должности по согласию в течение определенного времени или пока отличаются безукоризненным поведением.
Меж тем как только разум народа должен контролировать и регулировать действия правительства. Страсти же должны контролироваться и регулироваться правительством.
Всеми принятая и хорошо обоснованная истина гласит: в обычных обстоятельствах чем больше власть, тем короче должен быть срок, на который ее предоставляют, и, наоборот, чем меньше власть, тем безопаснее длить этот срок.
Человек, обнаруживающий непостоянство в своих замыслах или ведущий свои дела без заранее продуманных замыслов, тотчас заносится всеми разумными людьми в разряд жертв собственнойнепоследовательности и глупости.
Личные привязанности одного человека удовлетворить легко, но удовлетворение личных привязанностей дюжины или двадцати человек приведет к монополии нескольких семей на все важнейшие должности в системе правительства, и это куда более прямой путь к образованию аристократии или олигархии, чем любые другие меры.
Общее свойство людской натуры таково, что власть над средствами существования человека означает власть над его волей.