Документальный фильм. Режиссер: Jeff Orlowski
Вокруг этого документального фильма о соцсетях наблюдалась шумиха, поэтому я посмотрел его, став, таким образом жертвой одной из многочисленных уловок, которым, собственно и посвящен фильм.
Посмотрев его, я так и не понял, а почему он оказался в центре внимания? Фильм откровенно слабенький. На протяжении 94 минут меня чем-то пугают, но я так и не устрашился. Но попробуем разобрать некоторые аргументы авторов.
Собственно, у авторов только один аргумент против соцсетей: соцсети разработали алгоритм или множество алгоритмов, направленных на то, чтобы максимально долго удерживать внимание пользователя на определенной теме. А поскольку соцсети - это коммерческие предприятия, то они монетизируют свою способность удерживать внимание пользователей.
Условно говоря, если Youtube обнаружит, что я охотно просматриваю видео о путешествиях, но не интересуюсь спортом, то в рекомендованных мне будут показывать видео о путешествиях и не будут предлагать спорт. Параллельно мне будут показывать рекламу.
Но, по-моему,
это здорово. Соцсеть учитывает мои интересы и не будет показывать то, что мне не интересно, не нравится и не нужно. Что касается рекламы, то куда же без этого? Нет ничего криминального или предосудительного в том, что мне пытаются продать кофеварку или бухгалтерские услуги на Бермудских островах.
Проблемы начинаются, когда пользователю начинают продавать политику. Но из проблемы 2016 года были извлечены уроки.
Click to view
На 35 минуте тетка с выпученными глазами рассказывает, как она пытается ограничить время, которое ее дети проводят за телефонами и компьютером. Заметим, что ее сыну 15 лет, а дочке 17 лет. Совершенно ясно, что чем настойчивее она будет ограничивать своих детей в чем-то, тем настойчивее дети будут заниматься тем, что ей не нравится.
А чуть раньше показали сценку, когда сердобольная мамаша на час запирает телефоны всей семьи, чтобы семья могла в полной мере насладиться обедом и общением. Однако даже из этой сценки ясно, что им просто не о чем разговаривать, у них нет общих тем для разговора. Отец пытается поднять за столом какую-то политическую тему, важную для него, но ему затыкают рот. Заканчивается все тем, что младшая дочь разбивает контейнер, в котором был спрятан телефон, и уходит к себе, не пообедав.
Люди заменяют примитивное, скучное живое общение с надоевшими людьми на более интересное для них общение в социальных сетях. И если вы хотите изменить эту ситуацию, вы должны каким-то образом обогащать живое общение с интересующим вас человеком.
На 55 минуте один из приглашенных экспертов сокрушается, что когда вы заходите в Google и набираем «изменение климата», то вы увидите разные результаты в зависимости от того, где вы живете… и это не зависит от того, что является правдой об изменении климата, а от того, откуда вы гуглите и что Google знает о ваших интересах. Но, по-моему, это замечательно. Ведь если бы Google отфильтровывал правду, то он превратился бы в Министерство Правды, и уж лучше пусть он ориентируется на такую «бессмысленную» информацию, как мои географические координаты и мои интересы.
Удалю ли я соцсети из своего телефона, посмотрев этот фильм? Разумеется, нет. И никто не удалит. Поэтому фильм своей главной цели не достигает.
Авторы фильма и эксперты хотят, чтобы соцсети изменились или чтобы их принудительно изменили. Но менятся нужно не соцсетям, а людям, обществу. Находить больше общих тем для разговоров в семье, обогащать общение, знакомиться с новыми людьми, расширять горизонты, учиться отфильтровывать бред и неправду и т.д.
Этот фильм, якобы разоблачающий пропаганду, сам является пропагандой.
Стоит ли его смотреть? Нет.