Warner, W. Lloyd. 1959. The Living and the Dead: A Study of the Symbolic Life of Americans
Уильям Уорнер - дедушка американской антропологии и социологии, его книга «Живые и мертвые» - это нетленная классика по исследованию американского общества. Я опасался, что книга будет скучной, но чтение меня затянуло. Важно, что работа хоть и написана в конце 50-х, но она до сих пор дает ключи к пониманию современной Америки. Это значит, что ему удалось найти какие-то постоянные закономерности.
Все выводы Уорнер строил на исследовании Янки-сити (Ньюберипорт в Массачусетсе), типичного северо-восточного городка.
Трамп - Бигги Малдун. Мэром Янки-сити однажды стал местный хулиган Бигги Малдун, разбогатевший на операциях с недвижимостью. Он избил мэра, скандалил с полицейскими, писал на могильных камнях имена своих противников, его сажали в тюрьму, но затем он выкупил здание тюрьмы, в которой сидел. Интересно, что он «верил в предпринимательство и делание денег и не желал «социалистического» вздора, когда «мои деньги делят поровну». «В этом старом городе - повторял он снова и снова в ходе своей избирательной кампании, - есть небольшая кучка банкиров и аристократов,
не желающих, чтобы кто-то еще, кроме них, имел свой шанс. Они уже достаточно поправили городом, но не хотят, чтобы и у меня была такая возможность». «На протяжении одного-двух месяцев он фигурировал в качестве знатока красивых женщин, человека, пребывающего в поисках красивой невесты». Узнаете?
Реакция публики была соответствующей: «Хотя они и знают, что парень лжет как сивый мерин, такое нахальство им по душе». Причины популярности: «Он стал фигурой, символизирующей удовольствие и вседозволенность. Вместе с ним миллионы людей могли косвенным образом восстать против ограничений своей среды и приятно провести время». «Высокоценимая роль героя-трикстера, которую мы находим во многих культурах и цивилизациях, в значительной степени базируется на освобождении от моральных и логических ограничений».
Разумеется, на следующих выборах его не переизбрали. «Многие жители Янки-Сити испытывали унижение, поскольку как его сограждане вынуждены были чувствовать себя отождествляемыми с ним. В результате многие его возненавидели, а некоторые и помогли нанести ему поражение, когда он вновь баллотировался в мэры».
Но история Бигги - это примерно треть книги. Также интересны выводы Уорнера о культе мертвых и значении кладбищ в жизни современного общества.
Важные цитаты:
В известном смысле человеческая культура есть символическая организация сохраняемых памятью переживаний мёртвого прошлого, по-новому ощущаемых и понимаемых здравствующими членами коллектива.
Высшие классы наиболее отзывчивы к изысканным сексуальным шуткам, в меньшей степени к прямолинейным сексуальным шуткам и меньше всего к анальным, где юмор опирается главным образом на открытое и сознательное использование фекальных символов.
Смерть и разложение тела в могиле в американской, английской, да и вообще в европейской традиции всегда были предметом как страха и благоговейного трепета, так и смеха и всяческих насмешек.
Сложные общества должны иметь некое общее ядро базисного понимания, которое бы все их члены знали и использовали; в противном случае их сложные и разнородные символические суперструктуры утратят свою устойчивость. Причем им нужны такие общие системы символов, которые бы каждый не только знал, но и чувствовал.
Некоторые «лучшие ораторы» свободно оперируют испытанными символическими и ритуальными материалами, а к разуму апеллируют лишь тогда, когда необходимо скрыть то, о чем они говорят. Среди многих тысяч деятельностей, которые мы наблюдали, речи составили 1/8 часть.
Тем, кто полагает, будто чувства ненависти времен войны могут причинить только вред психической жизни, следовало бы поразмыслить над терапевтически удовлетворяющим воздействием войны на души людей, которые преобразуют свои некогда частные чувства ненависти в социальные и объединяются со своими земляками и соотечественниками в ощущении того, что они сообща разделяют эту базисную эмоцию в общих символах.
Объединяющими и интегрирующими силами этого культа являются мертвые. Могилы умерших - наиболее могущественные из видимых символов, объединяющих все деятельности обособленных групп сообщества. Кладбище и его могилы становятся объектами сакральных ритуалов, которые позволяют конкурирующим организациям, часто вступающим друг с другом в конфликты, умерить свое обычное противостояние и сотрудничать в коллективном выражении более широкого единства всего сообщества.
Символы смерти говорят, что такое жизнь, а символы жизни определяют, чем должна быть смерть. Значения человеческой судьбы всегда остаются такими, какими их сделает человек.
Благодаря вере прихожан во власть и могущество символов святых таинств католическая иерархия аккумулирует и удерживает под контролем огромную власть. Благодаря зависимости человека от ее символов эта церковь сама по себе становится резервуаром не только великой духовной силы, но и мирской власти.
Христианам присуще двойственное понимание жизни: сакральный и профанный миры у них отделены и отграничены друг от друга, а их силы противоположны и антитетичны, хотя и составляют одно. Проще говоря, более традиционно мыслящие христиане верят, что где-то далеко над профанным, смертным человеком находится священный, бессмертный, сверхъестественный мир.
…если исключить смерть, оргазм представляет собой глубочайшее физическое самовыражение, на какое только способен человек.
Адам, сын, автономный и свободный, способный по собственной воле познать добро и зло и сделать свой выбор между ними, выбрал Еву и зло и тем самым отверг отца. Именно тогда он и был изгнан и отрезан от своего отца. Христос, другой сын, отказался отвергнуть своего отца и, когда был подвергнут искушению, оказал сопротивление искусителю, возвратившись к садистскому человечеству на страдания и заклание, дабы суметь спасти своих жестоких человеческих «братьев» и возвратиться к своему отцу.
Общество, понимаемое таким образом, есть система разделяемых всеми значащих актов. Значение же может быть понято лишь как жизненно необходимая человеческая деятельность. Подобно Гераклитовой реке времени, значение в обществе всегда одно и то же и вместес тем постоянно меняется.
Попытки доказать или опровергнуть мифические представления, продемонстрировать их истинность или ложность методами эмпиризма глупы и неправомерны. Истина подобныхсимволических систем не имеет ничего общего с мышлением и методами эмпирической верификации. Их истины следует искать в более широком опыте человека и его вида.