Сериал Тьма/ Dark

Oct 21, 2020 18:20

Признаться, я начал смотреть этот сериал от скуки, первые несколько серий меня увлекли и примерно до середины второго сезона я смотрел с интересом. Но сериал стал затягиваться и третий сезон я просто досматривал. Тем более, что к финалу второго сезона тема с путешествиями во времени себя исчерпала, и сценаристам пришлось добавить параллельную вселенную, точнее, две параллельных вселенных, таким образом утроив все сюжетные линии.

В какой-то момент, вероятно, к финалу второго сезона я запутался в родственных связях персонажей, тем более, что каждый персонаж имеет, как минимум, еще одну копию себя, повзрослевшую или помолодевшую на 33 года, или две копии, повзрослевшую или помолодевшую на 33 и 66 лет соответственно. А, как уже было сказано, в третьем сезоне происходит утроение этих копий, и получается, что один и тот же персонаж имеет 9 копий самого себя.

Поэтому многие прибалдевшие поклонники сериала бросились составлять сложные генеалогические древа героев, и кто-то вычислил, например, что Йонас являетсяпрапрадедом самого себя. А Элизабет Допплер для Шарлотты Допплер является мамой и дочерью одновременно.

Вообще в сериале очень много инцеста. Учитывая, что многие сюжетные линии другого популярного сериала - «Игры престолов» - тоже построены на инцесте, то уместно задаться вопросом: почему эта тема так плотно вошла в сериальный дискурс? Это возвращение к Софоклу или в современном мире инцест приобретает какое-то глубинное значение? Может, в некоторых закрытых обществах (а, скажем, маленький немецкий городок Винден вполне можно отнести к такому закрытому мирку) инцест действительно становится серьезной проблемой?

Основная тема перемещений во времени порождает огромное количество парадоксов и загадок. Скажем, что произойдет, если я вернусь на 33 года назад и встречусь с собой в 1987 году? В каких-то фильмах эта загадка решалась очень просто: если путешественник во времени дотрагивался до помолодевшей копии себя, то оба испарялись. Но во «Тьме» все проще: эти помолодевшие и постаревшие копии, путешествуя во времени, постоянно встречают друг друга, беседуют, открывают какие-то тайны, или наоборот, загадывают загадки, но постепенно эти встречи становятся рутинными.

- Ты кто?
- Как, ты до сих пор не понял? Я - это ты. (Самый распространенный диалог).

Я задаю себе вопрос, хотел бы я путешествовать во времени и попасть в прошлое: в 1986 или 1953 или 1921 и т.д.? Боже меня упаси. Хотел бы я попасть в будущее, скажем, в 2052 год? Нет. Кто знает, что там? Светлого будущего точно не будет, а вдруг будет какое-то совсем хреновое будущее? Примерно такое, каким оно показано в сериале: с радиоактивным пеплом и массовыми повешениями. Кстати, массовые повешения - это фрагмент еще одного сериала - «Служанка», где тоже конструируется некое постапокалиптическое будущее. Или как в старом советском фильме «Бегство мистера Мак-Кинли», где главный герой, которого играл Банионис, попав в будущее, обнаруживал бескрайнюю пустыню.

Отношение к будущему - это важнейшая тема сериала. Тьма - это будущее.



В будущем, причем в очень близком будущем, обязательно случится Апокалипсис. Он неизбежен во всех вселенных, предусмотренных сценаристами. В начале почти каждой серии идет обратный отсчет: «четыре дня до Апокалипсиса», «три дня до Апокалипсиса» и т.д. Учитывая общую тональность сериала, а также то, что в финале персонажи поднимают тост за «мир без Виндена» (Винден - это уменьшенная модель Вселенной), то, вероятнее всего, «реальный» третий мир тоже приближается к Апокалипсису.

Тем более, что Апокалипсис происходит в результате взрыва на АЭС Виндена, а современное общество напугано ядерной энергетикой. Забавно, что почти все персонажи побывали в 1986 году - году Чернобыля - и никто не упустил случая, чтобы напомнить: 1986 год - это год Чернобыля; следовательно, спустя 33 года, когда будет пройден цикл, обязательно случится какой-нибудь очередной Апокалипсис. (Может, таким образом был предсказан ковид? Ведь ковид появился в 2019 году, спустя 33 года после Чернобыля).

Другими словами, за всей этой фантастической параферналией: путешествиями во времени, параллельными вселенными и т.д., - кроются реальные, возможно, бессознательные страхи авторов перед вполне реальными угрозами, техногенными и генетическими катастрофами; а эти страхи в действительности - проявление коллективного бессознательного ужаса.

Научная база сериала разработана авторами слабо. В сериале задействовано несколько типов машин времени: это и пещера, и какой-то агрегат в стиле стимпанк, и черное светящееся облако, и золотистый дрейдл. А нельзя было придумать что-то одно? Сомнительно, чтобы все эти технологии изобрели почти одновременно и в одном месте.

В сериале есть несколько незавершенных, только обозначенных сюжетных линий, и зрителю остается догадываться, с какой целью эти персонажи были введены в сериал. Например, во втором сезоне много времени уделено расследованию Клаузена, который арестовывает Александра Тидеманна. Но какое отношение это расследование имело к магистральной сюжетной линии? Какую роль играет транс-проститутка Бенни? Что случилось с Вёллером, который во всех мирах теряет какой-то орган: то глаз, то руку? Оборванной осталась сюжетная линия с предками Таннхуса из 1886 года. Вероятно, в этой недосказанности есть философский смысл: как бы вы ни исследовали мир, как бы вы ни путешествовали во времени, все равно значительная часть жизни будет оставаться в тени.

Сюжет сериала построен по принципу лабиринта: зритель вместе с персонажами ходит по лабиринту, все время попадая в тупики, и пытаясь отыскать правильный путь, которого, вполне вероятно, не существует. Тем более, что персонажи 1 и 2 сезонов напоминают вполне обычных людей, можно сказать, обывателей-филистеров. Забавно наблюдать, как какая-нибудь фрау Тидеманн, всю жизнь проработавшая в конторе, нигде не бывавшая и ничего не видевшая, вдруг превращается в первопроходца космических трасс, путешественницу по столетиям без страха и упрека.

Жаль, что такое бывает только в кино.



Новое Средневековье, просмотрено мной, ядерная стратегия, общество, прогноз чей-то, версии, кризис, Чернобыль

Previous post Next post
Up