Об этой книге я слышал давно. Но прочесть ее меня заставили 2 обстоятельства. Во-первых, в книге
«Да, я там работал. Записки офицера КГБ» я прочел, что КГБ очень плотно опекал Биллингтона во всех его поездках по СССР, а книгу «Икона и топор» просто ненавидел. «Самая неприятная» книга для СССР, - так охарактеризовал ее Григ (Евгений Семенихин). Во-вторых, покопавшись в интернете, я обнаружил, что «Икона и топор» продолжает оставаться очень неприятной книгой для мракобесов всех мастей. И трудно понять: это все еще меч Комитета продолжает висеть над «Иконой и топором» или же автор прикоснулся к чему-то очень больному, сокровенному?
Биллингтон нелестно отозвался о советском периоде. Получается, что этот период был чем-то наносным, вредным и временным. Сталинское время он называет «безликой эпохой». 67. Но с этим трудно не согласиться.
«Икона и топор» - это превосходно написанная, непредвзятая интеллектуальная история России с древнейших времен до середины 60-х. И эта книга, несмотря на возражения КГБ и мракобесов, написана с большой любовью к России. Я вот подумал, что Биллингтон по своему интеллекту и духовному строю гораздо ближе к таким людям как Новиков и Герцен, чем КГБ и обслуживающая КГБ публика, несмотря на то, что Биллингтон - американец, а КГБ и прислуга - почти все русские.
О том, что Биллингтон был незаурядным, очень проницательным человеком, говорит его прогноз, сделанный в «Предисловии к русскому изданию», датированному 2001г.: «Существует лишь два логически связанных способа, позволяющих возродить согласие между людьми и гордость за свою огромную страну… Один способ состоит в развитии новой формы авторитарного национализма. Вполне возможно обрядить военную и охранительную бюрократию центрального диктатора в одежды Православия и попытаться сплотить народ посредством ритуального проявления враждебности как к внутренним «козлам отпущения», так и к внешним «врагам». Связующей основой может в этом случае стать национальная принадлежность, средством управления - корпоративная государственная экономика, а конечным итогом - русский вариант фашизма». С.16.
Совершенно очевидно, что этот прогноз сбылся. Какой второй способ был предложен Биллингтоном, - читатель может узнать из самой книги.
Откуда такая метафора: икона и топор? Автор поясняет: «Сопряженность борьбы за материальное начало и торжество духа в Древней Руси лучше всего демонстрируют два предмета, традиционно висевшие рядом на стене, в красном углу каждой крестьянской избы: топор и икона. Топор был главным и незаменимым орудием в Великой Руси: с его помощью человек подчинял себе лес. Икона, или священный образ, являлась вездесущим напоминанием о вере, которая хранила жителя неспокойных окраин и указывала высшую цель его земного существования».
Что нового я узнал из книги?
1. Влияние Испании на Россию периода Ивана Грозного.
2. Широкая распространенность гомосексуализма в России в этот же период.
3. Невероятная судьба Квирина Кульмана, немецкого мистика, во времена царевны Софьи приехавшего в Россию. Не успел он прожить в Москве и полгода, как его сожгли на Красной площади в срубе со своими сочинениями и одним учеником. 215
Quirinus Kuhlmann
4. Оказывается, Сковорода был очень плотно связан с русским сектантами, участвовал в создании «символа веры» духоборов, и сочинял музыку для радений молокан. 290
5. Удивительная связь масонов - аристократов времен Новикова со старообрядцами. Еще удивительнее духовная связь между масонством высоких степеней и русскими религиозными сектами, включая секту скопцов. «Мистическое учение масонства высоких степеней действительно исподволь проникало в массовые религиозно-сектантские движения». 346
6. Биллингтон считает, что термин «интеллигенция» впервые применил розенкрейцер Иван Шварц. Как бы то ни было, отсчет «интеллигенции» идет со времен Новикова, Шварца и масонских кружков того времени.
7. Насколько глубокое влияние на русскую культуру XVIII и XIX веков оказал гомосексуализм. От Сковороды через Гоголя и Иванова до Михаила Кузмина.
8. Очень глубокое изучение истоков народничества. Автор приходит к выводу, что движение было порождено общим бессилием, разочарованностью и «мистической» верой в «народ». (Заметим в скобках, ни на чем не основанной).
В его описании советской эпохи, пожалуй, нет ничего нового, кроме анализа, насколько глубоко сталинизм был укоренен в русской культуре. Очень важно, что он не отделяет «народ» от Сталина, как это принято делать в наше время. Наоборот, он пишет, что «население в целом пособничало Сталину тем, что впоследствии было названо «заговором молчания» (впервые к этому выражению прибегнул в 1820г. разочарованный западник, князь Вяземский, говоря о политической пассивности русских перед лицом тирании Николая I). Бруно Ясенскому, польскому коммунисту, который эмигрировал во Францию, а затем в Россию, где покончил с собой во время чисток, принадлежит еще более яркое выражение - «заговор равнодушных»… 642
Биллингтон не возводит российскую государственность к монгольскому периоду, как это модно делать нынче. Но травма, нанесенная «задами тяжкими татар», осталась: «кочевники-язычники Чингисхана и Батыя не привнесли почти ничего интеллектуально или художественно ценного. Очевидное наследие монголов лежало в военной и административной сферах. В русский язык вошли монгольские названия денег и оружия, а также был принят новый порядок подачи прошения правителю, так называемая «челобитная»… проситель простирался ниц и бил лбом о землю». 44
Важные наблюдения:
(В XIV-XVвв.) Русь двигалась не к Возрождению - новому высвобождению эмансипированной творческой энергии и индивидуального самосознания, - но к синтетическому утверждению традиции». 65
Монастырская литература конца XIV и XV вв. все более и более углублялась в мир пророчеств, развивая два связанных между собой убеждения, лежавшие в самой сердцевине московской идеологии: (1) что русское христианство представляет собой особое завершающее звено в непрерывной цепи священной истории; и (2) что Москва и ее правители - избранные носители этого предопределения.
Россия была простой, но могущественной религиозной цивилизацией, которой роковым образом не хватало критического мышления или четкого разделения властей. 92.
…в отличие от платоновского идеала, русский князь должен был быть не философом, а хранителем традиции. Высшей добродетелью в Московии было не знание, а память. Где нужно было сказать «Я знаю», говорили - «Я помню». 93
Московское государство после смут начала XVII в. достигло единства прежде всего благодаря ксенофобии, особенно в отношении Польши. 139
Две ведущие стороны спора (Раскола: Аввакум и Никон) сожгли себя, сражаясь друг с другом, и таким образом открыли путь новой светской культуре нового времени. 193
Если Петр прорубил окно в Европу, а Елизавета задрапировала его пышными занавесями, То Екатерина распахнула двери и принялась перестраивать весь дом. 323
От времен Екатерины дворянские мыслители усвоили всего-навсего обыкновение искать ответы на Западе. 323
Его (Карамзина) «История» также, при всем обаянии авторского стиля и эрудиции, имеет пропагандистскую установку. Вся история сводится к торжеству государства, являющегося царской вотчиной, и нравственные свойства царя предопределяют его успех или неудачу. 320
Для культуры дворянской России ложи сыграли приблизительно ту же роль, что монастыри для культуры Московской Руси. 364
Гегель дал возможность находить в истории значение - даже в той ее беспросветной главе, которая писалась царствованием Николая I. 373
Пушкин был не слишком склонен к полемике; интересы его были переменчивы, острые мысли порой отрывочны, мнения обтекаемы. 400
«Явление Мессии» Иванова придется признать неудачей почти независимо от критериев оценки. Злополучные фигуры первого плана главенствуют над изображением и кажутся безразличными к далекой фигуре Христа, которая представляется до странности незначительной и едва ли не выпадающей из картины. Многократно переписанное лицо Христа лишено определенности очертаний и выражает слабость или даже смущение. 413
Россияне искали в литературе не развлечения, а откровений. 422
…решающее воздействие больших войн на русскую мысль и культуру. Церковный раскол являлся следствием Первой Северной войны. Петровские реформы были вызваны Второй, волнения последних лет царствования Александра I и восстание декабристов порождены были наполеоновским нашествием, большие войны конца XIX - начала XX в. Также оказали глубокое дестабилизирующее влияние на русское культурное развитие. Турецкая война середины семидесятых годов послужила прологом драмы революционного народничества в России, за Японской войной 1904-1905 гг. воспоследовала революция 1905 г., а Первая мировая война разрешилась революциями 1917-го. 452
…век Мусоргского отличался от века Пушкина глубинной враждебностью Западу. 477
Нигде в Европе объем и сила апокалипсической литературы не сопоставимы с тем, что дала Россия при Николае II. 601
…Ленин удачно воспользовался российским пристрастием к историческим теориям, сулящим всеобщее спасение, но делающим особый упор на лидерстве России. Такая философия истории традиционно привлекала российскую интеллигенцию, которая подсознательно всегда опиралась на исторически ориентированное богословие. 610
Сталин планомерно навязывал России новую монолитную культуру, которая являла собой антитезу той многообразной космополитической и экспериментальной культуре, что развивалась с дореволюционных времен до конца 20-х гг. 621
…лукавые сталинисты - хладнокровные особи, способные быстро, как ящерицы двигаться в потемках и внезапно, как хамелеоны, менять окраску. 627
…сталинское кино - регрессивная глава в истории русской культуры. В лучшем случае оно давало чуть больше, нежели претенциозное муссирование самых шовинистических аспектов дореволюционной культуры; в худшем - было техническим уродом, стремившимся пожрать одну из наиболее многообещающих мировых театральных традиций. 632
Джеймс Биллингтон