War and Peace in the Global Village by Marshall McLuhan, Quentin Fiore/ Война и мир в глобальной деревне. Маршалл Маклюэн, Квентин Фиоре
Эта книга должна быть правильно издана, чтобы ее понял читатель. Русское издание книги (Изд-во «Аст», 2012г.) крайне неудачно, замысел Маклюэна утрачен. Я читал ее в американском издании 2001 года.
Текст перемежается с иллюстрациями: на развороте 8-9 страниц отпечатан фрагмент картины Босха, на 9 странице приведена большая цитата из книги биолога Отто Левенштейна «Чувства»: «Видение - скорее собирательное действие, и все это заставляет гадать, можно ли когда-либо увидеть нечто, прежде неизвестное…», далее читатель видит фотографию поверхности Луны, на следующей странице - фотографию Пентагона, за ней - фотографию разъяренной макаки и т.д. Таким образом создается образно-визуальный поток, в котором текст имеет вспомогательное значение.
Маклюэн утверждал, что «средство коммуникации есть сообщение», это один из краеугольных камней его философии. Книга - это тоже средство сообщения, и так же как чай в Японии не имеет самостоятельного значения, а только как элемент ритуала, так и книга имеет значение только как элемент коммуникации писателя с читателем; сама книга как физический объект, с иллюстрациями, размером шрифта, обложкой и форзацем, даже запахом превращается в сообщение.
Должен признаться, прочитав книгу лет 8 назад, я не понял ее значения. Но сейчас, после череды войн 2014-2016 годов, я понимаю, что это учебник по военной стратегии, возможно лучший из написанных во второй половине XX века. Что главное в современной войне? Правильно. Телевизионная картинка. Бесконечный поток телекартинок: оружие, взрывы, разрушенные дома, кровь, прицел снайперской винтовки, парады, - всё это создает образно-визуальный поток, в котором текст (вербализованная рациональность) не имеет вообще никакого значения.
“Война - важный элемент образовательной индустрии и сама есть форма образования”.
«Вторая мировая война была войной радио, так же, как она была индустриальной войной. Фаза радио в электронике разбудила племенную энергетику и видения европейцев так же, как телевидение делает это сейчас в Америке».
«Мы сейчас очутились в разгаре нашей первой телевизионной войны. Телевидение начало проникать в частные дома после 1946 года. Как обыч¬но, ФБР и ЦРУ смотрели в зеркало заднего вида и искали вражеских агентов, которые угрожают идентичности страны. Телевизионное окруже¬ние они попросту прошляпили. А оно, заодно с компьютером, изменило каждую сторону американского мировосприятия».