"Премьер", №23 (300) от 11 июня 2003 г
Времена и поколения лучше всего объединяет герб. В этом уверен единственный на Вологодчине специалист по "знакам гордости" Олег Свириденко.
Когда вся страна с трепетом следила за Штирлицем, маленький Олежка срисовывал нашивки с его мундира. Мама мальчугана работала на военной базе, и символика, окружавшая Олега с раннего детства, завораживала его: все эти звезды, орнаменты, кресты были тайным языком, на котором с ним разговаривала сама История...
Главный по гербам
С тех пор прошло больше двух десятилетий. Сегодня 30-летний Олег Свириденко - единственный в области профессионал-геральдист (т.е. знаток и автор гербов), и его работам дает самую высокую оценку главная геральдическая комиссия при Президенте России - Федеральная герольдия.
Он разрабатывал гербы многих районов Вологодчины: Белозерск, Нюксеница, Великий Устюг, Кадуй, Устюжна, Верховажье, Грязовец, Сокол... "Способный парень, - замечает управляющий делами администрации Сокольского района Георгий Голуб. - У нас в области это, пожалуй, единственный специалист в своем деле".
И только "профильная" организация - геральдическая комиссия при губернаторе - ревниво-прохладно оценивает труды спеца-одиночки. "Олег Свириденко имеет к нам самое опосредованное отношение, - говорит ответственный секретарь комиссии Людмила Другова. - Гербы для районов разрабатывает тот, кого они нанимают..."
Но что забавно, сама комиссия докладывает губернатору о рассмотренных проектах гербов, большую часть которых сделал... все тот же Свириденко. Правда, Олег не отчаивается, даже когда не получает ни копейки за свою работу: Истории он готов служить бескорыстно.
Честь дороже денег
"Геральдику давно поставили на коммерческие рельсы, - с грустью констатирует Олег Владимирович. - Причем сделали это люди, которые с ней рядом не стояли". Главный источник дохода у лже-геральдистов - частные гербы для толстосумов.
"Был в Москве один деятель. Рисунки гербов с распространенными фамилиями вылавливал в интернете и продавал как эксклюзивные работы, - рассказывает наш герой. - И в Америке шулеры покупали средневековый гербовник и за большие деньги раздавали гербы знатных родов".
Профессиональные геральдисты иногда тоже могут поднять цену на личный герб до 1000 долларов, но только чтобы... отвязаться от заказчиков. "Бывает, человек стучит кулаком по столу, требует, чтобы я сделал ему герб как барону или князю, - рассказывает Свириденко. - А я не могу дать простым людям титул, если этот титул им не принадлежит".
Узнав цену личного герба, каждый второй "князек", как правило, отказывается от этой затеи. Но многие считают, что главное - пышная картинка, а регистрация по всем правилам - бог с ней. "Главное - "шоб богато было!" - смеется геральдист.
Сам герб не может сделать людей "великими", объясняет Свириденко, - он только выделяет уже "нажитое": из какого человек рода, какие факты биографии или черты характера хотел бы отразить в символике.
В нашей области гербы имеют около двадцати лиц и организаций - политики, предприниматели, банки, учебные заведения. Но ни у губернатора, ни его окружения, по словам Олега Владимировича, своих гербов нет.
Из князи - в грязи
Поразительно, но иногда герб может отражать и позор своего владельца.
"Есть такое понятие - геральдическое наказание, - рассказывает Свириденко. - Например, в средневековой Европе, если дворянин бежал с поля боя, ему на гербе срезали нижнюю часть щита (в реальном бою с куцым щитом действительно будет страшнее). А однажды один французский рыцарь при короле грязно обругал свою мать. Король приказал закрасить льву, изображенному на гербе грубияна, язык и когти - знак того, что его хозяин много бранился.
Если же человек совершил изнасилование, животное на его гербе кастрировали (в геральдике зверей всегда изображают с половыми признаками - О.И.). Такие гербы считаются позорными.
"Конечно, сегодня с помощью герба не удастся опозорить его владельца: он заплатил - ему сделали, - рассуждает Свириденко. - Но даже если бы это и было возможно, человек просто скажет: "Да мне наплевать!" Традиции надо возрождать, гордость воспитывать. Иначе гер так и останется престижной "мулькой" - не больше"
Державный фалос
После 1917 года заботиться о возрождении геральдической культуры стало некому, - вздыхает Свириденко. - Историю писали заново. Вот и получилось, что для народных избранников державный скипетр оказался равноценен... фалосу"
И это не преувеличение. В 1997 году Олег Владимирович представлял герб Вологды президиуму Совета самоуправления. Так в перерыве один из депутатов укорял Свириденко: мол, меч и держава похожи на мужской половой орган. "Что называется, по Фрейду: все мысли сводятся к одному", - улыбается геральдист. И рассказывает ещё одну историю: как в "Белом доме" несколько лет назад кое-кому из чиновников облака на нашем гербе показались схожими с женской грудью...
"Историю нельзя начать с чистого листа, - уверен геральдист. - И герб - это вечная ценность. Если какому-то взбалмошному правителю придёт в голову изменить герб даже не страны, а города, как это было в 1967 году с гербом Вологды, то всё равно рано или поздно всё вернётся на круги своя.
Уже в 1991 году признали, что в гербе с лосем нет преемственности, он ничего не скажет людям, которые будут жить после нас. А это очень важно - чтобы связь веков не прерывалась по чьей-то прихоти"
ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ
You can watch this video on www.livejournal.com
http://premier.region35.ru/gazeta/np300/7s.phphttp://premier.region35.ru/archive/2003/06/np300/СТАТЬЯ УДАЛЕНА САЙТОВ
premier.region35.ru geraldika.ru