Обзор сетевой формы обучения за рубежом наиболее значимые практики сетевого обучения за рубежом:
Консорциум университетов(организаций), представленный как единый университет - создание единого бренда нескольких организаций, централизованной структуры, участники которой делегируют и распределяют/передают определенные полномочия, функции, ресурсы в совместно управляемый орган
Калифорнийский университет
Массачусетский университет
Лондонский университет
Магистерский университет Китайской академии наук (GUCAS) (исследовательский университет)
Кросс-университетское обучение (модули, курсы берутся из разных университетов, образовательная программа определяется заказчиком или оператором)
Оператор учреждается университетами (является собственностью учредителей) к нему присоединяются другие университеты как партнеры
EdX
Semester Online
Оператором является частная компания, университеты -партнеры
Coursera
Особой разницы между тем, что оператор учреждается университетом или частным лицом (компанией) нет.
В модели кросс-университетского обучения возможны два варианта
1. Обучение у оператора предусматривает лишь изучение курсов по запросу от заказчика и выдаются только сертификаты на пройденные курсы. Эти сертификаты по усмотрению университетов-партнеров (или других университетов) могут засчитываться как кредиты образовательной программы.
2. Теоретически возможен и комбинированный диплом полноценной образовательной программы (бакалавр, магистр), выпускаемый самим оператором
Мультиуниверситетские программы под инновационные проекты (с выделением университета лидера-координатора - оператора программы)
Например, программа «биопродукты и биоэнергетика» в 4-х организациях США
Совместные исследовательские лаборатории, центры коллективного пользования
Нацеленные на осуществления исследовательской работы студентов, преподавателей, практики, стажировки
Создается совместно управляемый или государственный совет распределения ресурсов центров
Например, STFC (Великобритания)
Консорциум для облегчения мобильности студентов и преподавателей внутри консорциума (исследовательской и академической)
Socrates/Erasmus
Universitas 21 - студенты и преподаватели находят друг друга и темы для иследований
Выводы по benchmarking
- Наличие оператора сетевого обучении (НКО, частная коммерческая компания, лидер университет, небольшой университет, гос.структура …)
- Сетевое обучение более дорогостоящая программа по сравнению с обучением в одном университете (по крайней мере, на начальном этапе для университетов)
- Наибольшая востребованность в предуниверситетском и исследовательском секторе образования.
- Организация сетевого взаимодействия между образовательными и необразовательными организациями может осуществляться в разной плоскости (формах, функциях, ресурсах, учащихся и т.д.)
Функции, полномочия организации ВПО, которые можно рассматривать для сетевого взаимодействия
Научно-просветительская деятельность, повышение престижа науки в обществе
Маркетинг, привлечение иногородних, иностранных студентов, аспирантов, стажеров
Вопросы набора и приема студентов, аспирантов
Вопросы трудоустройства, лицензирования, аккредитации
Общеуниверситетские кафедры и направления (английский, философия, IT и т.д.)
Создание межинститутских научно-образовательных программ
Проектное (командное) обучение, научно-образовательные траектории и маршруты
Коммерциализация научно-образовательных проектов и разработок (МИП)
Вопросы интеграции науки и образования, организационные вопросы по взаимодействию научных организаций РАН, отраслевых, корпоративных с другими университетами МОН.
Реализация программ кросс-университетского образования. Создание целевых кафедр по бакалаврским программам в ВУЗах и университетах с привлечением ученых РАН,
Создание программ дополнительного профессионального обучения (повышения квалификации и переподготовки кадров)
Разработка курсов, программ с обучением на английском языке
Общие IT технологии для академического кластера (сайты, представительство в соцсетях и т.д.)
Общая библиотека
Научно-образовательное издательство
Федеральный электронный исследовательский университет
Создание научных лабораторий в российских университетах, в том числе в негосударственных ВУЗах
Участие в независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ
Программы стажировки, в том числе научной стажировки в исследовательских лабораториях институтов
Работа со школьниками - создание центров образования по дополнительному предметному образованию, исследовательскому образованию, конкурсов исследовательской и проектной работы
Примечание. То есть важнее даже не обучение как таковое, а взаимодействие для обеспечения обучения.
Сетевая форма обучения для ведущих российских вузов не на первом приоритетном месте
Пример с двумя непринятыми ведущими вузами инициативами:
1 - консорциум вузов по разработке систем электронного и дистанционного обучения (2004).
2 - кросс-университетское обучение (2009-2010)
Она может быть интересна негосударственным и частным вузам при наличии государственной поддержки. В США - ведущие университеты это негосударственные.
Поэтому сетевое взаимодействие направлено на решение, прежде всего, общенациональных задач - важнейшие из которых, повышение экспорта образовательных услуг и развитие исследовательского сектора образования, интеграции науки и образования.
Наиболее значимые задачи, которые можно решать при помощи сетевого обучения,
1 - сетевое взаимодействие в общем образовании. В частности, дать доступ к качественному онлайн-образованию по ключевым дисциплинам (например, английский TOEFL, IELTS) учащимся в малокомплектных школах
2 - обучение иностранцев - увеличение экспорта образовательных услуг путем создания через консорциум университетов полноценных программ с обучением на английском языке
3 - внедрение общих онлайн курсов, которые будут засчитаны как кредиты (предметы, форма аттестации, часы, оценка) по аналогии с академической справкой
4 - сетевая интеграция научных организаций государственных академий наук и национальных исследовательских университетов по осуществлению образовательной деятельности и исследовательской стажировки
5 - сетевая организация с работодателями по организации профессиональных стажировок
6 - создание условий для возможности образовательно-организационной деятельности оператора (государственного или негосударственного) предоставляющего курсы и программы от консорциума университетов