Литва. Жагаре

Jan 02, 2019 15:11

Удивительная история, о городке Жагаре я узнал не по музыкальному фестивалю Жагарская вишня, что проходит тут каждый год (в Жагаре растет сорт очень ранней вишни из которой получается вкусное варение и настойки), а благодаря самому первому из известных князей Литвы - Жвелгайтису.
Археологи до сих пор много спорят, откуда же он произошел, ведь речь идет про 12-й век и с тех пор утекло не мало рек, но все же Гора Жвелгайтиса находится именно в Жагаре, поэтому я и решил начать свое изучение литовской истории именно отсюда.
Жагаре - самый северный город страны с очень небольшим населением (чуть более 2 тысяч человек), но при этом с огромным историческим наследием и прекрасной природой. Кстати малое население и пограничное расположение не помешало городу стать родиной нескольких одиозных личностей, вроде купца Высоцкого (один из крупнейших торговцев чаем в Российской империи) или же дедушки Осипа Мандельштама.



Сегодня город разделен на две части. Старое Жагаре - объявленное администрацией историческим наследием и новое. Новое оказалось не менее интересным, причем что любопытно и в старой и в новой частях города есть костел Петра и Павла - так вот и живут.



Старый город - это пара кварталов вокруг центральной площади. Тут есть и костел Петра и Павла, построенный еще в 1712-м году (хотя сам приход существует с 1495-го, но костел был деревянным и регулярно горел)



В подвале костела находится склеп Барбары Жагарской, каннонизированной святой, проживавшей в Жагаре в 17-м веке.
Барбара помогала крестьянам, больным и нищим, желая уйти в монастырь, что вызвало протест ее отца, на что молодая девушка выкинулась из окна.



Внутри костел отделан деревом и как и часто это бывает с литовскими церквями, выглядит куда богаче, чем это может показаться при взгляде снаружи.



На другом берегу Швете малоприметное здание жагарской синагоги



Второй костел Петра и Павла по своей архитектуре мне безумно напомнил церкви Эстонии.



Новая церковь была построена в 1633 году и она даже старше чем первый костел.
Около костела памятник вильнюсскому епископу Юлийонасу Степонавичюсу, которого отправили в 1947-м году в Жагаре в ссылку



Вообще любопытно, но после Юлийонаса новым пастором стал Густавас Гуданавичюс, один из членов Хельсинкской группы.

Новый костел внутри



Немного в стороне от центра, на берегу реки Швете находится одно из двух Загарских городищ. Именно эти холмы и принято считать бывшим замком Жвелгайтиса, хотя каких либо косвенных подтверждений найдено не было, а археологи и вовсе находили здесь фрагменты тевтонских арбалетов, да и по строению замок который тут находился, больше похож на тевтонский, правда он и относится к более поздним временам.



На втором городище расположено кладбище и деревянная часовня построенная еще в 1796-м году





На старых фото эту часовню еще было хорошо видно со второго холма, сегодня же ее скрывают деревья



На улице Дауканте есть один любопытный музей. Изначально его владелец хотел сделать музей кастрюль, а потом их стало так много, что он попросту стал крепить их к стенам своего дома. В итоге получился объект приманивающий ежегодно сотни туристов.



Да и вообще гуляя по городу видишь, что его жители, люди с фантазией



Ну и куда же без традиционных для Литвы деревянных фигур



Ну и наконец главная достопримечательность -Усадьба Жагаре, роскошный дворец в стиле неоклассицизм, построенный Георгом Кефальтом для фаворита Екатерины Второй, Платона Зубова.
У него было до 30 000 душ крестьян, заселявших его многочисленные деревни с пахотной землёй, лесами и другими угодьями. Полевое хозяйство было правильно организовано, оборудованы конские заводы, выводившие прусскую породу лошадей. Не доверявший никому, Зубов входил в каждую хозяйственную мелочь. Крестьяне никогда не видели от него помощи и обнищали до такой степени, что на это обратил внимание сам проезжавший по Литве император. Обладая огромным состоянием, в последние годы жизни отдался увеличению своего богатства, входил в подряды, промышлял контрабандой, барышничал. Скаредность его дошла до крайних пределов: жил он экономно, одевался плохо. В разговоре часто употреблял без толку поговорку «так ему и надо!» В округе рассказывали, как Зубов спускался в подвалы своего замка в Янишках и, подобно скупому рыцарю, любовался своими сокровищами (лишь серебряной монеты после него осталось свыше 20 млн руб.). Седой, сгорбленный, в 50 лет Зубов казался дряхлым стариком. В последние годы его преследовала боязнь смерти. При слове «смерть» он менялся в лице, уходил в комнаты и запирался в своей спальне, не показываясь по два и по три дня; звон погребального колокола был для него невыносим. После смерти дворец достался Дмитрию Нарышкину





Приусадебные конюшни





Ну а это уже не совсем Литва, такие дома скорее свойственны Латвии, что и не удивительно, до границы всего пара километров. Это же здание бывшей администрации конезавода, а что там сейчас, если честно не в курсе



Мельница. Весьма типичная для Прибалтики, но абсолютно редкая восточней. Уже в Беларуси или России, я таких не встречал


Жемайтия, Литва, Земгале, ВКЛ

Previous post Next post
Up