Вильнюс. Лагерь 195

Jan 01, 2019 18:02

Советская армия, проводя свои "освободительные" операции в 1944-45 годах, нуждалась в лагерях для военнопленных. Так уж получилось, что Вермахт если и построил что-то в Прибалтике, то это скорее были небольшие лагеря для ликвидации, рассчитанные на 2-3 тысячи человек, куда свозились люди из созданных гетто. Чего-то глобального не было и перед НКВД встала задача в короткие сроки организовать места заключения для пленных немецких солдат.



На территории Литвы было создано 5 лагерей, Вильнюс (195/1, о котором и пойдет сегодня речь), Каунасе, Клайпеде, Шауляй и Шилуте. Всего с 1944 по 1949-й год в лагерях Литвы находилось 92 709 военнопленных (выживут чуть более 39 тысяч).
Любопытно, но все же первыми в лагерь были доставлены бойцы и офицеры Армии Крайова, занимавшиеся освобождением Вильнюса вместе с Красной Армией. Сразу по окончании операции Острая Брама поляки были арестованы, из солдат попытались создать отдельный батальон, выслав их в фильтрационные лагеря Саратова и Кутаиси (те кто не подчинились, были расстреляны), а офицеров перевели в лагерь НКВД 178 под Рязанью.
Основным приемным пунктом (тут же располагалась и лагерная администрация) стал Дворец Слушек. Когда то это было достаточно богатое имение полоцкого воеводы Доменика Слушки, здание построил итальянский архитектор Петро Перти, Дворец окружал парк итальянского типа с каналами, прудами, фонтанами и экзотическими растениями, а потолок одного из залов был стеклянным и над ним был оборудован аквариум, в котором плавали рыбы и плескались русалки. В основном дворец использовался для визитов важных особ. В 1705-м году в нем даже останавливался Петр Первый. Затем имение пришло в запустение, им завладели монахи переделав его в типографию, но вскоре у здания появился новый хозяин, им стал Михаил Огинский. После второго раздела Речи Посполитой имение Огинского превратилось в штаб сопротивления, царь же приказал дворец конфисковать, заговорщиков посадить или повесить, а здание переделать в тюрьму для политзаключенных, назвав его Цитадель 14. В годы первой независимости Литвы, в нем находилась военная тюрьма. Какое то время в качестве тюрьмы его использовали и немцы, но потом достаточно быстро оставили эту затею, а вот новая власть развернула вокруг бывшего дворца целый конвейер. Лагерь на улице Костюшко разберут только к 1977-му году, после репатриации пленных, какое то время в Дворце Слушек находилась военная тюрьма где будут содержать литовских партизанов. Сегодня же это здание музыкальной академии.





Дома по улице Костюшко, начиная с нынешнего дома 6 и до дома 12, включая дворец Слушек превратились в лагерь военнопленных. В первой волне было 3175 заключенных, впоследствии число выросло до 15890 человек. Тут были канцелярия, администрация, ремонт автомобилей, гараж, подобие больницы и конечно же корпуса для заключенных.

Въезд в лагерь (между домами 6 и 8). Другого КПП не существовало. Позади только река и территория обнесенная забором



Вид на современных картах сверху



Корпус где жили заключенные



Главный корпус основного лагеря



Главной задачей перед заключенными стоял разбор завалов в Вильнюсе. Причем в отличии от других городов, в период с 44 по 45 год, Вильнюс больше пострадал не от немцем, а от так называемых освободителей, которые в январе 1945-го года из-за халатности подорвали собственный эшелон с боеприпасами, стерев с лица земли большую часть центра города. Реальное число погибших до сих пор остаются тайной, но в той катастрофе было разрушено подчистую 174 строения. И большинство работ, которые вели пленные, как раз и заключались в расчистке города после этого происшествия. Впоследствии их перенаправят на строительство стадиона Жальгирис, но это уже будет к концу 40-х.



Формирование рабочих бригад велось хаотично. Поначалу русские набирали рабочих не зависимо от их национальности, что в итоге приводило к полной неразберихе. Австрийцы, выходцы из Силезии, эльзасцы, немцы, венгры, все были в одном положении и лишь к 47-му году было принято переформировать бригады по национальному признаку, для лучшего взаимопонимания среди пленных.
Еще одной проблемой, стало обеспечение военнопленных. Москва отказалась принимать женевскую конвенцию и военнопленные оказывались на положении, приближенном к рабскому. Людям позволялось спать по 6-7 часов, остальное время они должны были работать. Причем естественно на их содержание почти не выделялись средства. В самом начале на заключенного было положено 10 рублей, потом эта цифра выросла до 18-ти, в то время как обычный рабочий получал в то время от 450 до 700 рублей (хлеб стоил 3 рубля). Неудивительно, что из-за голода и болезней, около 60% военнопленных умирали от дистрофии и тифа. Покойников грузили на телеги и вывозили на гору Трех Крестов, что находились напротив (в 1950-м году, по решению компартии памятник Трем Крестам взорвут)

Схема лагеря и кладбище заключенных



Кладбище военнопленных рядом с костелом Петра и Павла (буквально 200-300 метров от лагеря)



А это уже захоронения на кладбище Расу



Справка о кладбищах



Естественно не обходилось без внутренних судов. Вот один из примеров.



Быстрый рост числа пленных привел к необходимости расширения, так что уже к 46-му году был создан второй лагерь на территории Вильнюса, неподалеку от основной канцелярии, на улице Субачюса



В этих двух домах разместили 2500 заключенных. Естественно плохое питание и условия вызвали очередную вспышку заболеваний и смертей. Кроме того, Германия сразу же после войны стала составлять списки для репатриации, чтобы провести суды на собственной территории и вызволить своих сограждан из столь ужасных условий, но на все запросы СССР стал отвечать, что тот или иной солдат погиб, тем самым заключенные вырезали свои имена и адреса на протезах отправляемых на родину людей, чтобы хоть как то дать понять своим родным, что они еще живы и за них нужно бороться.

Список "мертвых душ"



Сегодня корпуса на Субачюса - это жилые дома, во дворе которых стоит монумент в память о жителях еврейского гетто, проживавших в них до тех пор, пока их не переделали в тюрьмы.



Еще одним отделением лагеря стали бараки на улице Дзуку. Администрация сумела разместить в трех бараках 370 человек, часть из которых работала на железной дороге, остальных же направили на фабрику Красная Заря



За годы существования лагеря, его узники восстановили или отстроили заново вильнюсскую электростанцию, аэропорт,
Зеленый мост, хлебопекарный завод, железнодорожный мост в парке Вингио, Завод 555 (более известный как Электрит, который кстати в 40-м году почти весь вывезли в Минск советы, это если уж мы вдруг вспомним, как СССР все построило в Литве), фабрику Эльфа, поликлинику, дворец Черлениса при Университете и многое многое другое.

Мемориал на месте захоронения военнопленных в парке Вингио



Мемориальная табличка на Дворце Слушек


СССР, Вильнюс, Литва, НКВД, Гулаг

Previous post Next post
Up