Чистой воды дольник (“Прощание” Слуцкого)

Feb 10, 2015 02:55

Меня недавно попросили взглянуть на черновик словарной статьи про дольник. В числе прочего я порекомендовал объяснять его не как вариацию силлаботонических размеров, а как отдельный (и более простой) тип стиха; слова “стопа” не говорить, в схемах писать цифирки, а не дужки. На мой взгляд, методологически правильнее делать именно так - а уже потом показывать связь с силлаботоникой, эффект расшатанного классического размера, зачин, 3-ударный анапестоид и т.д.: это все верно и важно, но не первично для понимания того, что такое дольник.

И тут я задумался: почему-то все примеры дольника в учебниках всегда выглядят именно как трехсложный (обычно) или двусложный (редко) силлаботонческий размер с вариациями то тут, то там. Я понимаю, что поэты так дольником обычно и пользуются - но все-таки обычно или всегда? Потому что если всегда, то зачем я тогда порекомендовал объяснять его как самосоятельную парадигму? Бывает ли вообще чистой воды дольник?

Бывает. Я нашел вполне убедительный пример - причем это еще и одно из лучших стихотворений большого поэта. Но прежде, чем мы на него посмотрим, вот примеры дольников на трехсложной и двусложной основе. Сначала Ахматова:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Метроном анапеста здесь тикает очень отчеливо и запускается заново в начале каждой строки. Пропущенные безударные слоги показаны на схеме синим цветом:
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-È
ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ-

А вот тютчевский дольник на основе двусложного размера:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Здесь метроном тикает ямбом; семь строк из двенадцати - вообще чистый ямб, и зачин везде в две стопы длиной за единственным исключенем. Добавленные безударные слоги показаны на схеме красным цветом:
È- È- È- È-
È- È- ÈÈ- È-È
È- È- È- È-
È- È- ÈÈ- È-È
È- È- È- È-
È- È- ÈÈ- ÈÈ-È
È- ÈÈ- ÈÈ- È-
È- È- È- È-È
È- È- È- È-
È- È- È- È-È
È- È- È- È-
È- È- ÈÈ- È-È

Берем теперь Слуцкого:

Прощание

Добро и Зло сидят за столом.
Добро уходит, и Зло встает.
(Мне кажется, я получил талон
На яблоко, что познанье дает.)

Добро надевает мятый картуз.
Фуражка форменная на Зле.
(Мне кажется ― с плеч моих сняли груз
И нет неясности на всей земле.)

Я слышу, как громко глаголет Зло:
― На этот раз тебе повезло. ―
И руку протягивает Добру
И слышит в ответ: ― Не беру.

Зло не разжимает сведенных губ.
Добро разевает дырявый рот,
Где сломанный зуб и выбитый зуб,
Руина зубов встает.

Оно разевает рот и потом
Улыбается этим ртом.
И счастье охватывает меня:
Я до́жил до этого дня.

1954

(Между прочим, я недавно с удивленем обаружил, что публика помоложе часто вообще не понимает, что, собственно, в этом стихотворении происходит - и год написания им ни о чем не говорит…)

Построчный метрический анализ дан в самом конце, поскольку это мало кому будет интересно; общая картина выглядит так:
Единый для всего стихотворения, или хотя бы для одной отдельно взятой строфы, силлаботонческий метроном здесь отсутствует. Часть строк лучше ложится на ямб (красный цвет на данной внизу разметке), часть - на амфибрахий (синий цвет; чистый амфибрахий - жирным шрифтом), одна - на анапест (зеленый цвет), а одна с одинаковым усилием интерпретируется как ямб или амфибрахий на выбор (черный цвет).

Добро и Зло сидят за столом.
Добро уходит, и Зло встает.
(Мне кажется, я получил талон
На яблоко, что познанье дает.)

Добро надевает мятый картуз.
Фуражка форменная на Зле.
(Мне кажется ― с плеч моих сняли груз
И нет неясности на всей земле.)

Я слышу, как громко глаголет Зло:
― На этот раз тебе повезло. ―
И руку протягивает Добру
И слышит в ответ: ― Не беру.

Зло не разжимает сведенных губ.
Добро разевает дырявый рот,
Где сломанный зуб и выбитый зуб,
Руина зубов встает.

Оно разевает рот и потом
Улыбается этим ртом.
И счастье охватывает меня:
Я до́жил до этого дня.

Поскольку строки на двусложной и трехсложной основе премешаны, ни тот, ни другой метроном не успевают запуститься: только к концу возникает инерция амфибрахия, но ее тут же разрушает строка на основе анапеста. Общий ритм совершенно не похож на предыдущие два примера: вот он, чистой воды дольник!

Кроме теоретического интереса (дольник без устойчивой силлаботонической основы), здесь есть еще и интересный художественный прием: борьба двусложной и трехсложной тенденций отражает противостояние двух персонажей, причем ямб соответствует Злу, а амфибрахий - Добру. Ассоциация ямба с лагерем и армией у Слуцкого есть в стихотворении “Прозаики” (“Когда русская проза пошла в лагеря…”):

Ямб рождался из мерного боя лопат,
Словно уголь он в шахтах копался,
Точно так же на фронте из шага солдат
Он рождался и в строфы слагался.

Вот прямое противопоставление персонажей:

Добро надевает мятый картуз.
Фуражка форменная на Зле.

Единственная реплика Злa - ямб с отклоненем только в самом конце:

На этот раз тебе повезло.

А единственная реплика Добра - в строке, написанной чистым амфибрахием:

И слышит в ответ: ― Не беру.

С этого места строк на основе ямба больше не будет; трехсложная стихия побеждает. Последняя строка стихотворения - опять чистый амфибрахий, торжество Добра:

Я до́жил до этого дня.

Вот так. Середина 50-х; дольники Серебряного века канули в прошлое; Бродский, который вернет этот метр русской поэзии - еще ребенок; а Слуцкий тем временем вот что делает.

Построчный метрический анализ:

Добро и Зло сидят за столом.
1-1-1-2-
ямб: È- È- È- ÈÈ- , 1 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 2 отклонения
выгрывает ямб

Добро уходит, и Зло встает.
1-1-2-1-
ямб: È- È- ÈÈ- È- , 1 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 2 отклонения
выгрывает ямб

(Мне кажется, я получил талон
1-2-2-1-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- ,1 отклонение
выгрывает амфибрахий

На яблоко, что познанье дает.)
1-2-1-2-
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Добро надевает мятый картуз.
1-2-1-2-
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Фуражка форменная на Зле.
1-1-1-2- (или 1-1-2-1- : тут не реализовано метрическое ударение)
ямб: È- È- È- ÈÈ- , 1 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 2 отклонения
выгрывает ямб

(Мне кажется ― с плеч моих сняли груз
1-2-2-1-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

И нет неясности на всей земле.)
1-1-3-1- , здесь есть 3-сложный интервал из-за длинного слова “неясности”.
ямб: È- È- ÈÈÈ- È- , 1 отклонение, не считая сверх схемного слога
амфибрахий: È-È È-ÈÈ È-È È- , 2 отклонения, не считая сверхсхемного слога
выгрывает ямб

Я слышу, как громко глаголет Зло:
1-2-2-1-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

― На этот раз тебе повезло. ―
1-1-1-2-
ямб: È- È- È- ÈÈ- , 1 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 2 отклонения
выгрывает ямб

И руку протягивает Добру
1-2-1-2- (или 1-2-2-1-)
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

И слышит в ответ: ― Не беру.
1-2-2-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È- , 0 отклонений
чистый амфибрахий

Зло не разжимает сведенных губ.
1-2-2-1-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Добро разевает дырявый рот,
1-2-2-1-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Где сломанный зуб и выбитый зуб,
1-2-1-2-
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Руина зубов встает.
1-2-1-
ямб: È- ÈÈ- È- , 1 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È- , 1 отклонение
ямб или амфибрахий

Оно разевает рот и потом
1-2-1-2-
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонение
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Улыбается этим ртом.
2-2-1-
ямб: ÈÈ- ÈÈ- È- , 2 отклонения
амфибрахий: ÈÈ- È È-È È- , 2 отклонения
анапест: ÈÈ- ÈÈ- ÈÈ- , 1 отклонение
выгрывает анапест

И счастье охватывает меня:
1-2-1-2- (alternatively, 1-2-2-1-)
ямб: È- ÈÈ- È- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È-È È- , 1 отклонение
выгрывает амфибрахий

Я до́жил до этого дня.
1-2-2-
ямб: È- ÈÈ- ÈÈ- , 2 отклонения
амфибрахий: È-È È-È È- , 0 отклонений
чистый амфибрахий
Previous post Next post
Up