Об оракулах росов у Псевдо-Симеона и имени первого "кагана рос"

Jan 23, 2009 11:45




В византийской хронике Псевдо-Симеона рассказывается о происхождении русского племени от некоего могущественного вождя после того как ими (росами) был получен некий оракул: «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними».
Высказывались мнения, что божественно озаренный вождь, предостерегший от исполнения оракула - Вещий Олег (Николаев В.Д.), а также что предсказание - пророчество  Иезекиля о народе (или ошибочно князе) Рош («Вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала»).

Однако такие объяснения не могут нас удовлетворить.  В первом случае, имя Руси было известно грекам по крайней ммере с 839 г. (Ингельгейм), следовательно оракулы,  предостерегшие Олега не могли предшествовать прозванию руси. Во втором не совсем понятно, почему в устах Симеона  пророчество (προφητεία ) Иезекиля называется некими безымянным оракулом (χρησμός) , автор не пытается уточнить, что речь идет о библейском предсказании (избежать которого кстати по понятиям того времени невозможно).  Да и собственно, если говорить о пророчестве Иезекиля, то росы не давали повода обвинить их в том, что они отказались от исполнения божественного замысла (жгли, грабили и убивали)...

Напрашивается вывод о том, что речь идет об интерпретации какого-то не совсем ясного для византийцев предания, услышанного от руси. Время действия этого предания - непосредственно накануне прозвания руси.  "Обретение имени" народом рос (по крайней мере в дипломатическом смысле, посольство в Ингельгейм, Византию) состоялось в 839 г. во всяком случае не позднее этого времени.

Рядом с этим первым фактом, свидетельствующем о создании "каганата рос" во времени и пространстве (Приладожье, Варяжское море) располагаются два события:
1. Пожар в Ладоге ок. 840 г., свидетельствующий по мнению Л.С. Кузьмина о захвате Ладоги викингами.

http://altladoga.narod.ru/knigi/elv/kuzmin/ladogaransrednevekovie1.htm
"...на рубеже 830-840-х гг. Ладога была захвачена группой норманнов. Вряд ли стоит сомневаться, что они заняли в ней доминирующее положение. Несмотря на частичное уничтожение или изгнание, носители культурных традиций лесной зоны Восточной Европы остались существенным компонентом среди обитателей поселка и его округи. Кроме материалов домостроительства об этом свидетельствуют некоторые украшения".

2. Нападение датчан и шведов под предводительством конунга из Упсаллы Анунда на Бирку и некий славянский город (840-е гг.). 
Это нападение описано в житии Ансгара. Это нападение датируется различными авторами от 840 до 852 г.
http://www.krotov.info/acts/09/2/ansgary.htm

Обе датировки между тем весьма условны.

1. Дата пожара в Ладоге определена  вычислением среднего года от дендродат допожарной и послепожарной застройки - 837 и 842 гг., то есть мог состояться до 839 г.  И в этом случае "посольство кагана рос" посылала (в Византию прежде всего) как раз та группировка свеонов, которая захватила Ладогу в момент пожара.

Мотивы этого посольства включали видимо не только рациональные побуждения (установление более плотных контактов по пути из варяг в греки), но и иррациональное стремление к удовлетворению тщеславия. Посольство фактически "воображаемого" (судя по археологическим данным)  каганата можно сравнить с  наглой попыткой захватить Рим (на самом деле г. Луну), имевшей место примерно в то же время.

2. Дата нападения на Бирку также должна быть удревнена. На что есть несколько оснований.  О смерти Людовика (840) и взятии викингами Гамбурга (845) в Житии Ансгария упоминается после рассказа об Анунде. Нападение Анунда произошло после антихристианского восстания и изгнания епископа Гаутберта (после него в Бирке 7 лет не было священников). А это восстание  видимо произошло вскоре после отъезда Ансгара (830). О чем свидетельствуют вроде странная фраза "с всеобщего одобрения и согласия он начал строительство церкви и открытую проповедь Евангелия".  Восстание видимо не позволило достроить церковь (не говорится о строительстве церкви, а только о его начале).

Можно предположить, что восстание имело место около 830-831 гг. Через 7 лет в Бирку вернулись священники и стали открыто исповедоваться христианские обряды. Это несомненно логично связать с победой христианского префекта Бирки Херигария в противостоянии с Анундом, а также раскаянием язычников в ходе осады. Т.е. дата нападения Анунда на Бирку 837-838 гг.

Исследователи уже не раз связывали пожар Ладоги с нападением Анунда на некий славянский город (некоторые однако считают, что это может быть Волин). Теперь мы поптаемся связать эти два события с третьим - НАЧАЛОМ РУСИ (то есть созданием каганата народа рос).

Гипотеза: В 837-838 гг. шведский конунг Анунд из Упсалы, отказавшись штурмовать и грабить Бирку, двинул свои дружину к Ладоге и, захватив город и подчинив окрестности,  провозгласил себя правителем этих мест.  Тогда же по пути из Варяг в греки было выслано посольство в Византию, попавшее в мае 839 г. в Ингельгейм (свеоны кагана рос). Титул кагана был подсказан византийцами, которые и посзднее (при Василии) настаивали на нем. Так возник кагант Рос.

Оценка гипотезы: Что дает нам попытка подтянуть даты, кроме весьма сомнтиельного желания сделать ход событий простым и понятным? Она дает объяснение загадки оракула Рос, заданной Псевдо-Симеоном.

Дело в том, что причиной похода Анунда на славянский град и, следовательно, причиной ухода его воинов в изгнание и "причиной  начала Руси стал ОРАКУЛ", толкование которому дал сам Анунд:

"Между тем упоминавшийся король стал предлагать данам бросанием жребия разузнать, будет ли это место по воле богов ими разграблено. Он говорил: "У них много сильных и могущественных богов, там уже даже построена церковь, и многие там почитают Христа, сильнейшего из богов, и, возможно, Он каким-либо образом желает помочь верующим в него. Поэтому необходимо выяснить, будет ли нам на это божественное позволение". Даны, ибо таков у них обычай, никак не могли от этого отказаться. Итак, вопросили посредством жребиев и обнаружили, что с их удачей они не смогут ничего добиться и Бог не разрешает им предать это место разграблению. Затем они вопросили, в какие края им должно отправиться, дабы приобрести себе богатство и не возвратиться домой пустыми и обманутыми тщетной надеждой. И выпал жребий, что им следует идти к какому-то городу, находящемуся далеко оттуда, в пределах славов. Они, то есть даны, веря, что это приказано им как бы по определению богов, ушли из упомянутого места и прямым путем поспешили к указанному городу Напав на ничего не подозревавших и безмятежных жителей, они с помощью оружия внезапно захватили этот город и, взяв в нем добычу и много богатств, возвратились к себе".

После захвата Анундом Ладоги даны, составлявшие большую часть его войска (20 из 30 кораблей) вернулись домой. Анунд же по Житию некоторое время оставался с жителями Бирки и успел примириться с ними:

"Сам же король, который пришел к Бирке, чтобы ограбить жителей, заключил с ними мир, а серебро, недавно от них полученное, отдал назад и еще некоторое время оставался там, желая примириться со своим народом".

Совсем уже вилами на воде писано (но для художественной реконструкции пойдет): Судя по логике развития событий (роль Анаунда в отказе от штурма Бирки) Анунд должен был участвовать в походе на славянский город. "Некоторое" (небольшое время) в Бирке он мог оставаться как до похода (он лишь примирился с жителями и вернул им серебро). А его отсутсвие могло привести к переходу власти к другому претенденту (Олафу). Анунд и его шведская дружина остались в Ладоге и стали именоваться руотси (как и их соплеменники-торговцы ранее в этих местах). Среди росов получила хождение легенда о предводителе Анунде, толкование оракула которым оградило их от несчастий которые должны были последовать после разграбления Бирки и дало новую родину..

P.S. Слабость гипотезы состоит конечно в том, что нигде не упоминается о участии в походе собственно шведов. Это могло бы дать повод о том, что речь идет исключительно о данах и их конунге (неком Рюрике например). Против того свидетельствует вроде шведский состав посольства в Ингельгейме.  В противном случае довренные лица короля должны б оказаться данами....

викинги, начало руси, русы

Previous post Next post
Up