Рогволодом звали полоцкого князя, который правил своим княжеством во времена Святослава, Ярополка и Владимира I. Происходил он из варягов, но не являлся Рюриковичем. Русские источники указывают, что он пришёл из-за моря. При этом Полоцк, как известно из разных списков Повести временных лет, был одним из тех городов, удельных правителей в которые первоначально назначал ещё сам Рюрик, когда остался единственным правителем Руси, после смерти своих братьев. Это один из первых, упомянутых в письменном источнике русских городов в Восточной Европе. (Наряду с Ладогой, Изборском, Новгородом, Белоозером, Муромом и Ростовом). В которые Рюрик направлял своих приближённых из числа своих соратников: “и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро”. Таким образом, Рогволод мог быть родственником ставленника ещё самого Рюрика, который пришёл из-за моря в вотчину своего сородича, выделенную тому ещё первым князем Руси. В прочем - точных сообщений об этом не имеется. Известно только, что Рогволод был “из-за моря”. Полоцкая земля во время ранней Руси обладала известной автономией от Киева. Сам Полоцк стоит при впадении реки Полоты в Западную Двину и, таким образом, имеет прямое сообщение с Балтикой.
На дочери этого князя, которую звали Рогнеда, вознамерился жениться Владимир I будущий Креститель в то время, когда ещё воевал за власть со своим братом и законным наследником Святослава - Ярополком. Однако, посватавшись к ней, он получил отказ в резкой форме: Рогнеда, якобы, заявила, что не желает выходить замуж за “рабича”, но хочет за Ярополка, указывая на то, что Владимир был сыном Святослава не от его жены, а от наложницы - ключницы, или рабыни, Малуши. Причём, скорее всего, это были слова не самой Рогнеды, а вердикт её семьи, ибо она была тогда, всего лишь, двенадцатилетней девочкой. Владимир ответил на это очень жестоко. Он отправил в Полоцк своего дядю Добрыню с войском. Тот быстро захватил город и пленил Рогволода с его женой, а также их сыновей, а равно и саму Рогнеду. Далее, по совету Добрыни, Владимир убил Рогволода и его сыновей, а затем насильно женился на Рогнеде, присвоив ей имя Горислава.
Вот как это описывает “Лаврентьевская летопись”: “И Добрына поноси ему и дщери его, нарекъ ей робичица и повеле Володимеру быти с нею пред отцемь ея и матерь ю. Потом отца ея уби, а саму по я жене, и нарекоша ей имя Горислава."
Фразу “повеле Володимеру быти с нею пред отцемь ея и матерь ю” обычно понимают, как то, что по приказу Добрыни, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах отца и матери. Перед тем как убить Рогволода. В общем - расправа Владимира над семьёй Рогволода за то, что в междоусобице они приняли сторону Ярополка, а также оскорбили его, была лютой. Заодно Владимир ликвидировал и автономность самого Полоцка. Последующие тамошние князья были уже Рюриковичами - потомками от его брака с несчастной Рогнедой.
Вот такая тяжёлая была судьба у первого известного на Руси носителя имени Рогволод. Позже так звали ещё одного Полоцкого князя, на этот раз уже Рюриковича: Рогволода Всеславича, который правил городом в 11-12 веках.
На наш взгляд имя Рогволод (Рогъволодъ, Роговолодъ), может иметь достаточно очевидную славянскую природу и состоять из вполне понятных корней “рог” и “волод”. А, следовательно, означать “владеющий рогом”. По этому же принципу образовано и такое имя, как Всеволод. Кстати, внука Рогволода Полоцкого звали именно Всеволод (князь Всеволод Волынский, сын Владимира и Рогнеды).
Какой же смысл может иметь выражение “владеющий рогом”? В соответствии с реалиями раннесредневековых славян, это может быть эпитетом обладателя власти. Или человека, связанного с культом высшего божества, что также подразумевает высшую власть.
Напомним, Саксон Грамматик в своих “Деяниях данов”, описывая верховного бога острова Рюген - высшего славянского бога Свантовита, указывает, что рог играл в его культе весьма важную роль:
Турий рог из Чёрной могилы.
{14.39.3} В храме удивлённому взору представал громадный идол, своей величиной превышавший размеры тела любого из людей, (…) В правой руке идол держал рог, тщательно выполненный из разного рода металлов, который посвящённый в это таинство жрец ежегодно имел обыкновение наполнять чистым вином, пытаясь по свойствам жидкости предсказать, каким будет урожай в следующем году. Своей согнутой в локте, наподобие лука, левой рукой он упирался в бок. (…)
{14.39.5} На следующий день, [дождавшись], когда у входа [в святилище] соберётся народ, жрец забирал у идола кубок и внимательно его осматривал. Если [за ночь] налитого в него напитка становилось меньше, он заключал, что в следующем году будет голод. Объявив об этом, он приказывал всем делать из урожая этого года запасы на будущее. Если же оказывалось, что прежнее количество [напитка в чаше за это время] не уменьшилось, он предсказывал, что и на их полях через год также будет хороший урожай. Таким образом, в зависимости от того, что предсказывал рог, жрец наставлял всех в том, как именно - бережно или расточительно - им следует пользоваться урожаем этого года. 3атем, после того как старое вино в качестве жертвы выливалось к ногам идола, он снова наполнял опустевший кубок. Делая вид, что почтительно прислуживает истукану, он предлагал ему отпить из чаши и в это же время ‘в торжественных выражениях’ просил добра себе и своему отечеству, а также ещё большего процветания и побед для своих соотечественников. Закончив говорить, он тут же подносил кубок ко рту и разом осушал его, после чего вновь наполнял вином и возвращал его в правую руку идола. (…) Полное описание культа Свантовита смотрите в главе о верованиях руси.
Фрагмент оформления турьего рога из Чёрной могилы.
В черниговском княжеском погребении 10 века (“Черная Могила”) был найден большой, богато оформленный турий рог. Б. Рыбаков отмечал, что среди языческих идолов славянского средневековья наиболее часто встречается изображение мужчины с огромным турьим рогом. Присутствует рог в руках и у фигуры на одной из четырёх граней знаменитого Збручского идола (найденного в 19 веке на территории Тернопольской области нынешней Украины).
О верховенстве власти жрецов по сравнению с властью князей на Рюгене, как мы уже говорили, сообщают некоторые немецкие источники. Это же говорят о русах и арабские авторы. Если Рогволод, прибыл из-за моря - и его родиной был, например, Рюген, или соседние с ним земли, нам представляется, что там он вполне мог носить подобное имя. Которое было призвано символизировать власть, или связь с культом высшего божества.
Другим объяснением этого имени может являться указание на обладание некой местностью называемой Рогом, или представляющей собой рог (в одном из значений этого слова).
Вот одно из определений слова "рог" из "Полного церковно-славянского словаря (сост. свящ. Григорий Дьяченко)": "РОГЪ - иногда значит: бугор, холм, возвышенность. Виноградъ бысть возлюбленному въ розѣ, на месте тучнѣ (Исаiи, 5,1)". В русском переводе Библии - "возвышенность".
Славянские названия типа "Рог", "Роги" и производные от них повсеместно и достаточно широко распространены во многих землях. Вот два русских примера из "Тверского топонимического словаря" (М., 2005):
РОГ, д. (Выш. р-н, Старский СО). От рог 'неглавная гряда', т.е. название по особенностям рельефа. Деревня расположена на узком и длинном отроге моренной гряды, являющейся водоразделом двух гидросистем: бас. озера Шишёво и бас. озера Пудоро.
РОГИ, д. (Ост. р-н, Щучьенский СО). От рог. Деревня расположена на моренной гряде, вытянувшейся в виде водораздельной полосы между течениями Серемухи и ее нижнего притока.
Исторический Полоцк как раз и расположен на двух холмах, разделённых рекой Полотой (в месте её впадения в Двину). Первая его крепость располагалась на холме, на левом берегу реки, ближе к Двине, вторая, построенная после уничтожения города Владимиром в конце 10 века - находилась на правом берегу, также на холме.
Схема Полоцка.
Может быть, имя Рогволод указанный князь вообще принял как символ обладания этим конкретным рогом, на котором и стоял Полоцк?
У некоторых других славянских народов в средневековье также прекрасно известно имя Рогволод (правда разумеется в их собственных вариантах огласовки). Например, оно неоднократно упоминается у чехов. В чешских владетельных и наследственных документах указывается некий Роговлад с Букувки (Rohovlád z Bukovky) живший в середине 14 века. Он явился основателем целой местной династии Роговладов, известной до 17 века. В честь него также было названо поселение Rohovládová Bĕla: “Rohovládová Bĕlá. 9 km severnĕ od Přelouče. Prvni zpráva je z roku 1361, kdy ji vlastnil Rohovlád z Bukovky. Roku 1513 prodal Mikuláš Rohovlád z Bĕlé vesnici Pernštejnům a je připojena k pardubickému panstvi”. На их гербе были изображены два перекрещённых рога.
Также в Чехии в 1433 году упоминается Rohovlád z Lična.
Кроме того, в сочинение о Гуситских войнах Захарии Теобальда Младшего упоминается некий Girciccus Rohovvladius (Иржи Роговлад) сожжённый таборитами в Нимбурге в 1425 году.
Упоминание Роговлада, погибшего во время Гуситских войн.
Также здесь необходимо отметить, что в Северной Германии, в бывших славянских землях и по сей день, прекрасно известна фамилия Rohwold (Rohwald, Rohwolt) Вообще - в прибалтийской и восточной Германии сохранилось огромное количество фамилий, происходящих от имён и фамилий местного донемецкого населения. Около 30 процентов тамошних немцев до сих пор носят фамилии типа Below, Burow, Dumtzlaw, Barkow, Rakow, Witzin, Woiwode, Sliwa, Milow, Gorke, Glinka, Kalinke и т.д. и т.п. Которые, при этом, кстати, зачастую буквально совпадают с некоторыми современными русскими фамилиями. Там присутствуют многие сотни подобных примеров. Но это отдельная тема. Мы полагаем, что и местная фамилия Rohwold относится к ним же. В принципе корень, известный у восточных славян как “волод” а у западных славян как “влад”, у балтийских славян в силу особенностей развития их языка выглядел бы как “валд”, или “волд”. Это так называемый праславянский рефлекс taRt, сохранившийся в их языках. Особая огласовка корней слов, характерная для древнего индоевропейского языка, у прочих славян превратившаяся в toRot или tRat. Это видно и в таких словах из языков балтийских славян, как marz (мороз), gard, или gord (город), warna (ворона), gorch (горох), darga (дорога) и т.д. и т.п. Таким образом, это имя у них могло выглядеть как Rohwold, или Rogwald. Эта же огласовка сохранилась и в балтских языках. Вспомните латышское имя Валдис, например. На самом деле, русское слово “владеть” восходит к общеиндоевропейскому “voldti” - “владеть”. Производные от которого присутствуют и в германских языках. Причём в германских языках также, как и у балтийских славян, сохраняется исходный индоевропейский рефлекс taRt - примеры подобных германских слов: wald (у большинства славян волод или влад), barda (борода или брада) berg (берег или брег) и т.д.
При этом в древнерусском именослове известно и самостоятельное имя Рог - его носил, например, отец новгородского посадника Гюряты Роговича.
Имя Рогнеды (Рогънеда, Рогнѣдь) также видимо содержит слово “рог”. И может состоять из двух корней: “рог” и “нежда”, сокращённого позже до “неда”, или “незда” (сравните, например, с древнерусским именем Нездило). Обозначать её имя может “неженная властью, рождённая для власти”.
Поклонники скандинавской версии трактуют имя князя Рогволода, как переданное славянским языком скандинавское имя Рагнвальд, или Рёгнвальд (Ragnvaldr, Rögnvaldr). Которое связано по смыслу с “богами” и “властью”, и содержит тот же самый индоевропейский корень “volditi”. Точнее, скандинавское его развитие. А имя Рогнеды, рассматривают, соответственно, как Рагнхильд (Ragnheiđr, Ragnhildr). Что означает то ли “честь богов”, то ли “битва богов”. Что мы можем сказать об этих формах? В Скандинавии, в старинных источниках, вроде как, действительно фиксируются носители подобных имён.
В принципе - эти имена относятся к такому типу, который может принадлежать как славянам, так и не славянам. Похожая ситуация наблюдается также с некоторыми именами, заканчивающимися на -мир, или -гост, -гаст, известными как у славян, так и у германцев, а также у некоторых других народов. И, следовательно - это может быть проявлением не только заимствования, но и общего происхождения, а также параллельного развития! Потому, что, как мы видим - форма Рогволод (Роговлад, или Рогволд) у славян также вполне себе присутствует. И северо-немецкие формы Rohwald и тем более Rohwold - явно ближе именно к славянским вариантам, чем к скандинавским Ragnvaldr, или Rögnvaldr.
При этом если князь Рогволод и его дочь действительно носили скандинавские имена и являлись выходцами из Скандинавии - это был бы просто очередной пример присутствия скандинавов среди руси. Повторимся: к потомкам Рюрика, судя по русским источникам, они не принадлежали и Рюриковичами не являлись! Напротив, они были “примучены”, а все мужские их представители уничтожены одним из потомков Рюрика! Более того, даже поздние полоцкие правители, потомки от брака уже Рогнеды и Владимира, то есть являвшиеся по мужской линии уже настоящими Рюриковичами, подчёркивали своё происхождение по матери от Рогволода и выводили своё право на Полоцк от него, а не от пожалования другим своим предком - Рюриковичем, Владимиром I. То есть, уже даже являясь Рюриковичами, они в силу особенностей своего приобщения к этой семье, пытались сохранять память и о другой составляющей своего происхождения.
Имена Рогволод и Рогнеда могли также быть разного происхождения. Например, варяг с южного берега Балтики, носивший славянское имя Рогволд мог дать дочери скандинавское имя, похожее на своё - Рагнхейд, в славянском написании преобразованное в Рогнѣдь (как иногда его записывают в источниках). Например, по причине того, что был женат на скандинавке, или сам имел мать скандинавку. Точно также как позже некоторые русские Игори ввиду династических связей со скандинавами иногда называли своих детей Ингварами!