Славяне и гунны. Начало борьбы с "евразией"

Jun 12, 2016 09:40

Оригинал взят у sergey_rf_965 в Славяне и гунны. Начало борьбы с "евразией"


На протяжении полутора тысяч лет, с конца IV в. и до середины XIX в., славяне, Русь и Российская Империя, вынуждены были сдерживать непрерывный натиск тюркско-монгольских кочевников. Фактически, славяне, а затем и Русское государство, в этой борьбе защищали не только свою свободу, а часто и само своё существование, но и стали щитом, передовым форпостом Европейской, Христианской цивилизации, вставшем на пути враждебных ей, кочевых «евразийских» орд. И первыми степными врагами, с которыми столкнулись наши далёкие славянские предки, а также иные европейские народы, были гунны.
К сожалению, кроме упоминания в «Слове о полку Игореве» неких «хинови», под которыми, вполне вероятно и скрываются гунны http://smelding.livejournal.com/220736.html, русские источники не оставили нам сведений о борьбе наших древних предков с первой волной «евразийских» завоевателей. Основная информация об этих событиях, связанных с нашествием гуннов на Европу, содержится в иностранных источниках, в которых имеются и отдельные сведения о славянах. Но прежде чем перейти непосредственно к истории славяно-гуннского противостояния, кратко рассмотрим, что из себя представляли славяне и гунны к концу IV века, т.е. ко времени крупномасштабного вторжения гуннской орды в Европу.
Начнём с того, что применительно к тому времени более правильным будет использование термина «праславяне», т.к. этномним «славяне» в IV-V вв. ещё не распространился на всю этническую совокупность близкородственных племён Восточной и Центральной Европы (это произойдёт позже - в VII-VIII вв.), ставших основой формирования Русского Народа и других современных славянских народов. Судя по сообщениям античных источников, в первые века н.э., праславянские племена были известны под именем «венеды», среди которых, впрочем, ещё со II в. н.э. был зафиксирован этноним «суовены/ставаны», что вполне вероятно и является первым упоминанием собственно славян.
Подтверждением того, что в рассматриваемый исторический период, под этнонимом «венеды» скрывается именно этническая общность, известная впоследствии как славянская, являются многочисленные сообщения средневековых источников: например автор VI в. Иордан, к которому мы ещё не раз обратимся, прямо указывает на «венедское происхождение славян»: «Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами… Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов». (Иордан, «О происхождении и деяниях готов» http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text2.phtml?id=577). Вместе с тем, необходимо отметить, что вопрос о происхождении и этнической принадлежности этнонима «венеды/венеты»» и соответственно «венедов изначальных», т.е. того племени от которого в древнейшие времена этот этноним и перешёл к древним предкам славян, является до настоящего времени не решённым, и не относится к теме противостояния праславян и гуннов.
Итак, начиная с первых веков н.э., т.е. со времени первых упоминаний античными авторами (Тацит, Плиний, Птолемей) праславян-венедов, и до периода борьбы с гуннами (конец IV-V вв. н.э.), наши предки населяли достаточно большую часть Европы: от Южной Прибалтики на севере до Карпат и подольско-днепровских лесостепей на юге (при этом отдельные племена уже начинали движение в Дунайский регион и на Северо-Запад современной России), и от Эльбы и Одры на западе до верховьев Днепра и Оки на востоке. Праславяне были представлены следующими археологическими культурами: пшеворская и производная от неё прешовская в западной части праславянского расселения, подольско-среднеднепровская часть полиэтничной черняховской культуры, киевская и почепская культуры Восточной Европы, сформировавшиеся на основе зарубинецкой при участие племён милоградской и юхновской культур раннего железного века (возможно известных до н.э. как невры и будины), которые большинством исследователей относятся к балтам, но в то же время нельзя исключать и принадлежность милоградцев и юхновцев к праславянам. Также, славянами ещё в период поздней античности и раннего средневековья были ассимилированы и некоторые иранские, финнские и балтские племена.
В социально-политическом отношении праславяне того времени находились ещё на догосударственной стадии развития, и хотя представляли из себя, в общем и целом, единую этно-культурную общность, политического единства не имели, а были представлены многочисленными самостоятельными племенами и союзами племён. В экономическом отношении это были оседлые земледельцы и скотоводы. При этом, праславянские племена, представленные вышеуказанными культурами, уже заметно различались по уровню социально-экономического развития: так например, черняховские праславяне, известные у Иордана как анты, судя по археологическим данным, значительно опережали своих северных соседей.
По вопросу о происхождении и этнической принадлежности гуннов, мы придерживаемся точки зрения большинства исследователей об изначальном тюркско-монгольском, центрально-азиатском происхождении этого народа, прародиной которого являлись территории Монголии и Северного Китая. Вместе с тем, несомненно и то, что гунны, подчинив многочисленные племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, проживавшие от Южной Сибири до Урала и Волги, частично включив их в свою орду и в определённой степени смешавшись с ними, к моменту вторжения в Европу и столкновения с праславянами, германцами и римлянами, представляли из себя уже полиэтническую орду, в состав которой входили как сами гунны, так и подвластные им племена европейского происхождения. Что же касается собственно гуннов, то их принадлежность к монголоидной расе подтверждается как данными археологии и антропологии, так и описанием европейских авторов: «…их [гуннов] образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдает жестокость их духа: они зверствуют даже над потомством своим с первого Дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щеки железом, чтобы, раньше чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборожденное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами. Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и Чрезвычайно склонны к верховой езде» … «По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он (Аттила) являл все признаки своего происхождения» (Иордан. «Гетика»). «…они доживают до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей, или уподобить тем грубо отесанным наподобие человека чурбанам…» (Аммиан Марцеллин. «Римская история»)
Первые упоминания о гуннах (хунны, сюнну китайских источников) относятся к концу III в. до н.э., когда они покорили многие племена Южной Сибири, Монголии и Северного Китая, однако в I в. н.э., потерпев поражение от китайцев, тюрок и динлинов (сибирских скифов) гуннская орда распалась: одна часть гуннов, осталась в Азии и впоследствии приняла участия в этногенезе монгол и некоторых сибирских тюркских народов, а другие откочевали в западном направлении. Именно в ходе продвижения в Европу, в состав, изначально монголоидной гуннской орды были включены некоторые индоевропейские и финно-угорские племена Сибири, Средней Азии и Урала. По сведениям Клавдия Птолемея, возможно уже во II в. н.э. гунны появляются в Восточной Европе, а около середины IVв. они обрушились на существовавший в Поволжье аланский союз племён и подчинили его: «Этот подвижный и неукротимый народ, воспламененный дикой жаждой грабежа, двигаясь вперед среди грабежей и убийств, дошел до земли аланов, древних массагетов.» … И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе.» (Аммиан Марцеллин http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Marcell/18.php).
Таким образом, в результате завоеваний гуннов и последовавшей за этим экспансии иных тюрко-монгольских племён Центральной Азии, примерно с середины I тыс. н.э., индоевропейское доминирование на огромных территориях Южной Сибири, Урала, Нижнего Поволжья и Причерноморья, сменилось тюркским. Вследствие чего, соседями славян, а потом и Русского государства, более чем на тысячу лет, вместо наших ближайших родственников скифо-сарматов, стали кочевые племена и народы тюркского и монгольского происхождения.
После победы над аланами, в 70-х годах IV в. н.э., гуннская орда подошла непосредственно к юго-восточным границам расселения праславянских племён. Незадолго до этого часть праславян оказалась в зависимости от древнегерманского народа готов, которые в конце II - начале III вв. н.э. переселились из Скандинавии в Северное Причерноморье, а во второй половине IV в., во время правления их вождя Германариха, подчинили (если верить Иордану) ряд восточноевропейских племён, в том числе и какую-то часть венедов-праславян: «Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. ... Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось - в остальной своей части - его власти… они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху. После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и Бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха. Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью.» (Иордан. «О происхождении и деяниях гетов»).
Около 375 г. гунны напали на остготов и подчинённые им племена. В результате остготы были побеждены, Германарих покончил жизнь самоубийством, а созданное им объединение племён прекратило своё существование. Тогда же и праславяне, а именно: те из них, которые жили в Среднеднепровском регионе, испытали на себе первый удар евразийских кочевников. Последствия этого удара были катастрофичны, степные агрессоры воевали крайне жестоко. «Современник нашествия гуннов Евнапий писал: «Побеждённые скифы были истреблены гуннами, и большинство их погибло: одних ловили и избивали вместе с жёнами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство…» (Цит. В.В. Седов. Славяне. Историко-археологическое исследование. http://www.razlib.ru/istorija/slavjane_istoriko_arheologicheskoe_issledovanie/p6.php#metkadoc2). Данное описание относится к готам, но нет сомнений, что гунны поступали точно также и по отношению к славянам и другим племенам и народам, подвергнувшимся их нападениям. Катастрофические последствия гуннского нашествия подтверждаются и данными археологии. Так, одна из самых развитых культур Восточной Европы того времени, черняховская, включавшая в свой состав готов, скифо-сарматов Северного Причерноморья, фракийцев, а также в северной её части, на территории от Подолии и Волыни до Левобережья среднего Днепра, праславян, была полностью разгромлена и больше уже не возродилась.
Более того, вскоре после гуннского разорения, подольско-днепровские праславяне, известные в источниках под этнонимом анты, испытали ещё один удар, на этот раз опять от остготов, от той их части, что продолжали сопротивление гуннам: «по смерти короля их Германариха они, отделенные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных». (Иордан. «Гетика»)
Вскоре гуннам удалось разгромить Винитария, и в итоге остготы были окончательно покорены. А что же приднепровские праславяне-анты? Источники молчат об их дальнейшей судьбе (сведения об антах вновь появляются в византийских источниках в начале VI в.). В том, что касается судеб приднепровских славян в конце IV - в V-м веках, нам помогут данные археологии. Так, после гуннского погрома черняховская культура, прекращает своё существование: часть уцелевшего после нашествия населения отступает в более безопасные северные земли, не подвергнувшиеся нашествию кочевников, какая-то часть (весьма незначительная) остаётся на некоторых, труднодоступных для кочевников, прежних местах обитания. А ещё одна часть славянского населения бывшей Черняховской культуры переселяется в Среднее Поволжье, где становится основой формирования Именьковской культуры: «Становление именьковской культуры было результатом миграции большой группы антов из ареала черняховских древностей в конце IV в., вызванной нашествием гуннов» (В.В. Седов. У истоков восточнославянской государственности. Стр. 33. УРСС М, 1999г.). Таким образом, принявшие на себя первый удар кочевой волны, днепровские праславяне-анты оказались побеждены, но не сломлены, и в большинстве своём, предпочли покинуть родные места, но не покориться завоевателям. И действительно, европейские источники достаточно подробно описывают племена, входившие в состав гуннской «империи», но при этом, ни в одном из них нет упоминаний ни антов, ни венедов.
Тем временем гунны, после покорения готов и вторжения на Кавказ и Ближний Восток, в начале V в. обосновываются в Паннонии, где под руководством вождя Аттилы (434-453гг.), сформировалось то политическое объединение, которое принято называть «империей гуннов». Здесь мы вновь встречаем отдельные сведения о славянах. В частности из источника V в., автором которого был современник событий, восточноримский посланник к Аттиле, Приск, мы узнаём о наличии славянского населения в Паннонии, на территории к северу от среднего Дуная: «Мы шли далее дорогою гладкою, пролегавшею по равнине, и дошли до рек судоходных, из коих самые большие после Истра суть: Дрикон, Тига и Тифиса. Мы переправились через эти реки на однодеревках, употребляемых береговыми жителями тех рек. Другие реки мы переезжали на плотах, которые варвары возят на телегах, по той причине, что те места покрываются водою. В селениях отпускали нам в пищу - вместо пшеницы - просо, вместо вина, так называемый у туземцев медос» (Приск Паннийский. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext21.htm).
Это могли быть как выходцы из числа черняховских племён, переселённые гуннами на Дунай, так и представители местных славян. Как известно из античных источников, уже в первые века н.э. праславяне начинают движение на юг, в сторону Дуная. Так например Тацит (I в. н.э.) говорит о венедах между певкинами (Нижний Дунай) и феннами (северо-восток Европы). Певтингерова карта знает венедов и венедо-сарматов на территориях прилегающих к региону Подунавья с севера. Археологически данные племена могут быть представлены Прешовской культурой, существовавшей в районе реки Тисы в III-V вв. н.э. Вполне вероятно, что сообщение Приска относится именно к этой группе славян. Кстати, применительно к этому населению уже можно использовать этноним «славяне», т.к. именно северокарпатско-среднедунайский регион стал центром выделения из праславянской (венедской) этнической общности и формирования собственно славян (склавины/склавены в византийских источниках), самоназвание которых впоследствии распространилось на потомков венедов, антов и на другие родственные племена праславянской общности (см. например, Алексеев С.В. «Славянская Европа V-VIII веков» http://oldrushistory.ru/library/Sergey-Alekseev_Slavyanskaya-Evropa-V-VIII-vekov/8), Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование http://www.historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21). В итоге, мы видим, что под властью гуннов оказалось лишь небольшая часть славянского населения в регионе к северу от Дуная.
Кроме упомянутого Приском славянского населения, иные источники позволяют установить и некоторые другие отдельные праславянские этносы, проживавшие в Дунайском регионе и попавшие под гуннскую власть. Так, один из поздних германских источников - «Сага о Тидреке» повествует о борьбе Аттилы и его готского «союзника» Тидрека с «царством Вилькиналанда и Руциланда». «Едет конунг Аттила со своим войском. Собрал он по всему царству герцогов и графов, рыцарей и всякого рода войс¬ко, И когда он приготовился, <то> поехал в Русскую землю и собрался мстить за себя. И как только он вступил в царство Вилькиналанда и Руциланда, опустошал и сжигал все, где прохо¬дил, и наносил им великий урон… Конунг Аттила идет со своим войском <...>пока не достиг Польши и Руси (Pulinaland, Ruziland); здесь он воюет и пожигает и опустошает землю конунга Вальдемара… И пришел конунг Аттила со всем войском к го¬роду, который зовется Полотском (Palteskia). Город этот так укреплен, что они едва ли знают, как им удастся взять его; была там крепкая каменная стена, большие башни и широкие и глу¬бокие рвы … После долгой осады Аттила берет город. Тидрек захватил Смоленск… В городе этом был ярл Ирон, брат конунга Вальдемара… Посадил конунг Аттила ярла Ирона воеводой на Руси, управлять тем царством, судить по земскому закону и платить дани конунгу Аттиле и давать ему подмоги, когда ему понадобится.» http://oldrus.livejournal.com/275216.html. Очевидно, что в данном случае речь идёт о вильцинах-велетах, а также о русах-ругах, о подчинении части которых гуннами имеются сведения и в «Гетике» Иордана.
В связи с упоминанием «Смоленска» и «Полоцка», необходимо иметь в виду, что в данном случае речь идёт не о возникшей через несколько столетий нашей, восточноевропейской Руси, а о дунайских русах: http://ortnit.livejournal.com/55567.html. Эти русы-руги были потомками выходцев из Южной Прибалтики, где и находилась их прародина; после освобождения от гуннской власти, во второй половине V в. на Среднем Дунае существовало их самостоятельное государственное образование, известное в западных источниках как Ругиланд, после чего дунайские русы ассимилировались среди местных славян и германцев.
Остановимся кратко на вопросе об этнической принадлежности ругов. В настоящее время среди большинства исследователей утвердилось мнение о неславянском происхождении этого племени. Однако, даже если южнобалтийские «руги изначальные» и не являлись частью праславянской общности, то ещё до начала Великого переселения народов, являясь ближайшими соседями праславян и их индоевропейскими родственниками, на своей прародине, в Южной Прибалтике, руги контактировали с праславянскими племенами, а к началу IX века, т.е. ко времени формирования нашего государства, руги-руяне-рутены-русы, были уже полностью славянизированы. Именно выходцы из этого племени - русы-варяги Рюрика, не только приняли участие в этногенезе нашего народа, но и дали ему имя, название страны и династию правителей, семь с половиной веков правившей Русским государством. Всё вышесказанное позволяет нам рассматривать ругов как часть «славянского мира», а их отношения с гуннами в контексте славяно-гуннского противостояния.
Итак, достоверно установлено, что часть славянского населения, те племена, которые проживали к северу от Среднего Дуная, была покорена гуннами. Что касается остальной Центральной Европы, в частности территорий современных Польши и Восточной Германии, то данных о подчинении гуннами праславян этого региона нет. Только южная часть пшеворской культуры была затронута гуннским нашествием. Имевшее место в конце IV в. и в Vв. значительно запустение территории пшеворской культуры связано не с гуннским нашествием, а с оттоком большинства местного населения в Восточную Европу, причиной которого было отнюдь не гуннское вторжение, а неблагоприятное изменение климата: «С конца IV в. в Средней Европе наступает резкое похолодание, особенно холодным было V столетие. В это время наблюдаются наиболее низкие температуры за последние 2000 лет. В связи с увеличением выпадения осадков и трансгрессией Балтийского моря заметно повышаются уровни рек и озёр, поднимаются грунтовые воды, разрастаются болота, повышается увлажненность почвы. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а значительные пахотные участки стали непригодными для хозяйственного землепользования. Поймы рек, прежде дававшие обильные урожаи, покрываются водой или аллювиальными отложениями и исключаются из земледельческой деятельности… Основная часть населения Среднего Повисленья и, может быть, смежных земель и направилась в лесные области Восточной Европы.» (В.В. Седов. У истоков восточнославянской государственности. Стр. 86-87. УРСС М, 1999г.).
Нет никаких данных, ни письменных, ни археологических, ни антропологических о завоевании гуннами и восточноевропейских праславян, проживавших на землях, расположенных к северу от черняховской культуры. В «гуннское время» данная территория активно колонизировались славянскими переселенцами с юга и запада, формировались новые археологические культуры (колочинская, псковских длинных курганов, тушемлинская, именьковская), происходила ассимиляция местных финнов и балтов и началось формирование союзов восточнославянских племён, известных впоследствии из русских летописей и иностранных источников. Таким образом, большинство славян избежало нашествия евразийских кочевников и подчинения им, гуннское нашествие затронуло праславян по касательной: в результате первого «евразийского» удара пострадали только окраины «славянского мира» - Среднее Поднепровье и Среднедунайский регион, освоение которого славянами в те времена только начиналось. Именно этим обстоятельством и объясняется почти полное отсутствие сведений о гуннах в позднейших русских источниках, а вовсе не якобы умышленным замалчиванием летописцами сведений о гуннах по причине каким-то своих религиозных или политических соображений.
Тем временем гунны, укрепившись на Дунае, подчинили большинство германских племён, обложили данью римлян и превратились в реальную угрозу самому существованию как Западного и Восточного Рима, так и только начавшей зарождаться новой «варварской» славяно-германской Европы. Но к счастью европейская цивилизация устояла под невиданным доселе натиском азиатских кочевников. В 451 г. в знаменитой битве на Каталуанских полях объединённые силы римлян и германцев нанесли гуннам поражение, через два года, упившись вином, умер предводитель степных варваров Аттила, а ещё через год под руководством вождя племени гепидов Ардариха против власти гуннов восстали покорённые ими племена и в битве при Недао «евразийцы» потерпели поражение, в результате которого их «империя» прекратила своё существование, а сами гунны отступили в причерноморские степи: «после многочисленных и тяжелых схваток, победа неожиданно оказалась благосклонной к гепидам: почти тридцать тысяч как гуннов, так и других племен, которые помогали гуннам, умертвил меч Ардариха вместе со всеми восставшими. В этой битве был убит старший сын Аттилы по имени Эллак, которого, как рассказывают, отец настолько любил больше остальных; что предпочитал бы его на престоле всем другим детям своим. Но желанию отца не сочувствовала фортуна: перебив множество врагов, [Эллак] погиб, как известно, столь мужественно, что такой славной кончины пожелал бы и отец, будь он жив. Остальных братьев, когда этот был убит, погнали вплоть до берега Понтийского моря, где, как мы уже описывали, сидели раньше готы.» (Иордан http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text2.phtml?id=577). Поражение при Недао стало началом конца истории гуннов. По словам византийского автора VI в. Агафия Миринейского: «Гуннские племена дошли до такого бедствия, что если и сохранилась их часть, то, будучи рассеянной, она подчинена другим и называется их именами.» (Агафий Миринейский. «О царствовании Юстиниана». http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Agat_Mirin_2/text5.phtml?id=12488).
Однако, этот народ не исчез безследно. Некоторые авторы того времени, как например тот же Агафий или Прокопий Кессарийский («Война с готами» кн. 8 http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot41.htm), считали гуннами утигуров и кутригуров - кочевые племена, обитавшие в причерноморских степях в VI в. и известные как болгары (протоболгары). Вероятно болгары, если и не являлись частью собственно гуннов, то наверняка входили в их союз, а после падения «гуннской империи», в некоторой степени, стали её наследниками. В VII в. болгары создали достаточно сильное политическое объединение в причерноморско-приазовских степях и на некоторое время стали соседями приднепровских славян. При этом, в источниках не содержится сведений о столкновениях этой части славян с болгарами. Во второй половине VII в. болгарское протогосударство пало под ударами хазар, в результате чего одна часть болгар откочевала на Среднюю Волгу, возможно, что переселение болгар стало причиной ухода части славян-именьковцев на Левобережье Днепра, где на основе именьковских переселенцев и местных пеньковцев и колочинцев, сформировалась волынцевская культура. Другая часть болгар под предводительством Аспаруха, который считался потомком сына Аттилы Эрнака, в 679-681 гг. переселилась на Нижний Дунай, где ими было подчинено местное славянское объединение - «Союз семи племён», и основано так называемое Первое Болгарское Царство: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян» (ПВЛ. http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.php).
Анты в VI в., совместно с другими родственными племенами, вновь освоили приднепровские земли и создали мощный союз, ставший сначала серьёзным противником, а затем союзником Восточной Римской империи. Центральноевропейские славяне, продолжили освоение Восточной Европы и территорий, прилегающих к Дунаю, а после ухода оттуда готов, стали самым крупным этносом и до нашествия авар, главной политической силой этого региона. В указанный период славяне приняли активное участие в продолжающемся Великом переселении народов, в результате чего ими были завоёван и освоен почти весь Балканский полуостров, где в VII в. возникли независимые от «второго Рима» славянские раннегосударственные объединения, на основе которых позже сформировались Сербия, Хорватия, Хорутания и отчасти Болгария.
Последнее зафиксированное источниками столкновение восточных славян с наследниками гуннов - болгарами относится ко времени после образования Волжской и Дунайской Болгарии (конец VII - VIII вв.): «Кий княжаше в роде своемъ и ратоваше многи страны … Идущу же ему и з вои, на Болгары ходив, и прииде къ Дунаю, и взълюби место и създа градъ, хотя тамо сести съ роды своими, и не даша ему тамо живушеи, всегда рати сотворяюще; градище же то и до ныне нарицается тамо живущиими Дунаичи Киевець. Таже на Воложскиа и Камскиа Болгары ходивъ и победи…» (Никоновская летопись, т. 9, стр. 6 http://padaread.com/?book=53601&pg=26).
Так наши предки выдержали первое «евразийское» нашествие. В дальнейшем славян и русских ждали ещё почти полторы тысячи лет противостояния с кочевниками, новые нашествия, тяжёлые поражения и великие победы, жестокая борьба с аварами, хазарами, печенегами, половцами и монголами… И только в конце XVIII - первой половине XIX в. когда под ударами Русского оружия пали последние тюрко-монгольские орды, и в состав России вошли древние арийские (индоевропейские) земли от Чёрного моря до Южной Сибири, наступил мир.

кочевники, великое переселение народов

Previous post Next post
Up