Глоттохронологический
анализ Cтаростина показал наличие серьезных диалектных различий, разделивших уже к 5 веку [420 год] западных славян, что говорит о существование в предществующую эпоху - IV века прото-полабских (или прото-лужицких) диалектов начинавших выделяться от иных западно-славянских языков. Учитывая распространение в середине IV века, как показывает Зулкус, обрядов кремации в Самбии, встает вопрос - можно ли говорить о миграции славян в эту область, тем более учитывая генетическую связь между этими погребальными обрядами пруссов и славян, что утверждает Берташюс?
Да, для этого есть определенные предпосылки:
I. «Как пояснили в музее, уникальность данных предметов заключается в том, что на сегодняшний день они являются единственным материальным свидетельством наличия родовой знати в древних Самбии и Натангии (часть территории современной Калининградской области). Особенно интересна связь археологических находок с эпохой легендарных прусских вождей Видевута и Брутена,которые принесли в эти земли новую религию и новые законы. Эти погребения были совершены по обряду кремации, типичному для местной культуры конца римского времени и эпохи Великого переселения народов.» (c)
В Калининграде показали сокровища пруссов В этой связи нельзя не вспомнить
исследование ulmerug, показывающие идентичность обрядов славян острова Рюген и пруссов.
II. «В археологической литературе существуют две концепции определения прусского ареала. Согласно первой из них, излагавшейся немецкими археологами первой пол. ХХ в. и поддержанной позднее В.С. Суворовым, всё население позднейшей Восточной Пруссии, унаследовавшей захваченные Орденом западнобалтские земли, считается потомками пруссов. Согласно второй, часть упомянутой выше территории в эпоху раннего средневековья принадлежала племенам скальвов, ламатов и ятвягов, родственным, но не тождественным пруссам (Таутавичюс 1980, с.82-87). Распределение памятников археологии на территории Калининградской обл. полностью подтверждает вторую концепцию определения прусского племенного ареала.
Картирование памятников археологии, с уверенностью трактуемых как прусские, не позволяет говорить о сплошном заселении пруссами всех "прусских земель" даже в XIII в. Сооружавшиеся пруссами на заново осваиваемых территориях городища с площадкой вытянутых очертаний нередко обладали признаками ятвяжского приёма фортификации (обмазка поверхности валов и склонов городища слоем глины). Незавершённость некоторых из этих городищ указывает на исторически краткий временной отрезок пребывания пруссов на "прусских землях" к востоку от Самбии. Памятники, связанные с племенами скальвов и ятвягов, спорадически представлены соответственно в восточных и юго-восточных районах Калининградской обл.» (c) Кулаков В.И.
Памятники археологии Калининградской области Это, в свою очередь, доказывает, что не все обнаруженное в Пруссии должно трактоваться, как исключительно прусское. Тот же Кулаков не малую часть находок для II века трактует в качестве германского влияния, см.: В.И. Кулаков,
"Княжеские" захоронения в Балтии фаз B1-C1 III. Зулкус в своей работе крайне активно продвигает версию о сильном проникновении во времена III-IV века племен из Готланда - гепидов (Херулов) к балтийским племенам (см. его работу на немецком). Как при этом отмечает Казански:
Эта информация Прокопия,
скорее всего, восходит к каким-то эпиче-
ским сказаниям герулов, ведь письменной
исторической традиции у них явно не было.
Выйдя из Карпатской котловины, судя по все-
му, с территории южной Моравии через Моравские ворота, герулы
прошли через территорию «всех» славянских
племен (здесь «все», возможно, следует отне-
сти к обычным для эпоса гиперболам), то есть,
попали сначала к склавинам на территорию
современной южной или средней Польши
(см. карту ранних памятников пражской куль-
туры в Польше: Parczewski 1993: Abb. 24, 26).
Затем герулы прошли незаселенные территории к западу и северо-западу от зоны сла-
вянской экспансии, после чего попали к вар-
нам на территории современного Гольштейна
и оттуда к данам, в Скандинавию, а затем пе-
ребрались к гаутам в юго-западной Швеции
(да и трудно себе представить, куда еще на се-
вер, кроме Южной Швеции или, в крайнем
случае, Южной Норвегии, можно попасть от
данов). Почему-то считается, что герулы мог-
ли оказаться в Восточной Пруссии и в устье
Вислы (см. подробнее об этой версии: Žulkus
2000: 99, 100). В качестве доказательства при-
водят находки уже упоминавшихся дунай-
ских фибул в Мазовии и Пруссии (Kühn 1981:
20, 21). Как полагает П. В. Шувалов, геру-
лов из устья Вислы занесло даже на Готланд
(Шувалов 2004: 89). Основанием для по-
добного рода реконструкций послужил все
тот же рассказ Прокопия о миграции герулов
(Прокопий, BG II.15.1-3).(c) М. М. Казанский.
Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов. То есть в любом случае миграцию герулов можно интерпретировать по-разному, но даже в случае принятие трактовки Зулкуса в силу прохода герулов через славян они также могли побудить последних к аналогичной миграции к балтам.
IV. Хронология подчинения Германарихом славян и балтов идет таким образом, что сначала подчиняются - славяне и только потом - балты, поэтому миграция первых ко втором - абсолютно естественна:
{119} После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.
{120} Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью. (c) Иордан,
Getica Таким образом возможность распространения кремации в данном регионе могла быть вызвана - славянами.