В
работе литовского археолога Владаса Зилкуса предлагаеться достаточно интересный обзор, доказывающий наличие не малого количества миграций на территорию населенную балтийскими племенами. Посколько все это на немецком языке, я попытаюсь обрисовать основные идеи.
В начале идет стандартный обзор упоминания балтийских племен в письменных источниках, где Зилкус акцентируеться на данных Птолемея, и говоря об упоминании им явно балтийских племен Galinda и Soudinoi, он почему-то забывает сказать о том, что Птолемей в своей «Географии» сразу возле Galinda и Soudinoi упоминает - Stavanoi, которые вместе с Galinda и Soudinoi расселены до алан. Таким образом уже для I веке есть данные о наличии славян [С(т/л)аванои] возле балтов:
Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов -галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; (с) Клавдий Птолемей,
ГЕОГРАФИЯ Если принадлежность ранних венедов к славянам является спорной (см. Кузьменко "Ранние германцы"), то даже критики этой версии
признают за ставанои - славян, что единственно возможно, учитывая упоминание алан.
[конец интерлюдии]
Далее Зулкус утверждает наличие с 5 века миграций, существование разных полиэтнических групп из Готланда, Дуная, Балкан и от других народов (кельты, гунны, скандинавы), а также говорит о потеснение куршев на север со стороны «незнакомцев из Южной Европы». Именно с 5 века обнаруживается масса славянских фибул, хотя автор и пытаеться, ссылаясь на другого археолога, оспорить их однозначно славянскую идентификацию, но тем нем менее признает массу таких же аналогов с Юга Россиии и с Венгрии.
Что самое главное, Зулкус, говоря о гипотезе Седова признает наличие славянских гидронимов и допускает возможность переселения славян в этот регион, хотя тем не менее отмечает, что характер этого переселения был преувеличен Седовым, но также утверждает, что «гипотезу Седова трудно опровергнуть».
Кроме того, Зулкус отмечает, что у скаловов в отличие от куршей и южно-западных областей (видимо Пруссия) были не характерны погребения лошадей. Встречаються только уздечки, но нет характерных для южных и северо-западных балтов костей лошадей.
Относительно кремации он отмечает ее большое распространение у пруссов уже в 4 веке.
[здесь все]
Но так или иначе, даже если этот обряд был не только у славян, какая-то связь со славянами должна быть? Да. Это, в частности,
утверждает другой литовский исследователь в отношении пруссов:
Его работа в целом тоже очень интересна, но в силу формата статьи я не смог детально изучить ее ино-язычную часть, хотя из мельком прочитанного понял, что автор еще больше чем Зилкус признает наличие мульти-этничных компонентов.
[тут также все]
И вот интересная позицию Шименаса, которую приводит Кулаков:
Исследования В. Г. Шименаса на памятниках прежнего восточного ареала западнобалтской культуры римского времени - на правобережье р. Неман в её нижнем течении на могильниках Видгиряй (Simenas V., 1990, р. 9-105) и Шерейклаукис (Simenas V., 1994а, р. 15, 16) - открыли трупоположения с северо-западной ориентировкой. Последние располагались в ямах с заплечиками, стенки которых нередко обмазывались глиной. Могилы сопровождал богатый инвентарь: многочисленные арбалетовидные фибулы, в том числе - "звериноголовые", изготовлявшиеся как из бронзы, так и из серебра, гривны, ножи-кинжалы, копья. Кроме того, в погребениях обнаружены захоронения шкур коней, причем между зубов конского черепа традиционно находились кольчатые удила. Все это дало возможность сделать В. Г. Шименасу вывод о тесной связи населения, сооружавшего такие погребения, с кругом дунайских древностей гуннского времени (Шименас В., 1990, с. 74).
...
Погребальные традиции скальвов и ламатов VIII-XI вв. имеют довольно мало различий. Прежде всего это объясняется общим происхождением этих племен. Их предки, общие с жившими севернее куршами, во II-VI вв. н. э. сооружали могилы с каменными венцами на северо-восточном берегу Куршского залива (Таутавичюс А. 3., 1980, с. 81), придерживаясь консервативных форм ритуала культуры западнобалтийских курганов. Только этим можно объяснить наличие могильников с каменными венцами в погребальных памятниках ламатов (Таутавичюс А. 3., 1980, с. 86) и, видимо, скальвов. Не следует сбрасывать со счетов и гипотезу В. Г. Шименаса о притоке в низовья р. Неман групп балтских воинов, вернувшихся на родину после участия в гуннских походах на придунайских землях. (c) В.И.Кулаков.
История Пруссии до 1283 года Здесь необходимо несколько поправок, во-первых относительно трупосожжения у разных племен скалвов (точнее скалвы vs ламата)
см. старый пост, чья позиция подтверждается Зулкусом, утверждающим смену погребального обряда в 5-6 веке и увеличение кремации. Вторая поправка это то что Шименас прав насчет Дуная, но не прав насчет балтов:
Существенно, однако, что славяне - носители пражской культуры - не только прорвались на Балканы через Дунай, но одновременно и стали расселяться на север, в том числе на Вислу (Parczewski 1991, р. 679); на Средний Дунай, в Чехию и далее на Эльбу славяне также продвигались, судя по последним данным, не из Польши, а с юго-востока, из Моравии и юго-западной Словении (там же. Р. 681-682; Herrmann 1987). Дунай действительно оказывается центром расселения славян и к югу, и к северу уже с VI в.
...
В. Н. Топоров отмечает исключительную проницаемость всего пространства между Дунаем и Балтикой, о чем свидетельствует, в частности, проникновение дунайской гидронимии в Литву (Топоров 1988, с. 297). (с) В. Я. Петрухин
"ДУНАЙСКАЯ ПРАРОДИНА" И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН И:
Среди возможных причин продвижения
аллохтонных групп на север, вызвавших об-
щую дестабилизацию в лесной зоне, мож-
но назвать события конца IV в. - V в.: втор-
жение гуннов в Восточную Европу, падение
готской «империи Германариха», неудачную
войну остроготов со своими северными со-
седями венедами-антами и их гуннскими по-
кровителями (Иордан, Getica XLVIII, 246),
рождение и гибель гуннской «империи», воз-
вращение гуннов в черноморские стапи после
разгрома у Недао, уход остроготов и захват
их территории антами и склавинами, появ-
ление болгар в восточноевропейских степях,
бесконечные войны между германскими ко-
ролевствами на Дунае.
…
Практически одновременно, не позднее рубе-
жа V-VI вв., фиксируется начало славянской
экспансии из Приднепровья и Приднестровья
на юг, к Дунаю. Кульминационным моментом
раннего периода этой миграции стали ужаса-
ющие склавинские нашествия на Балканы
540-х - 550-х гг. Для того же времени скла-
вины зафиксированы и на Среднем Дунае, где
они ввязываются в борьбу за престол между
представителями лангобардского королевско-
го дома. О наличии в это время у славян вы-
сокомилитаризованных группировок свиде-
тельствует появление антских и склавинских
наемников-профессионалов в армии Юсти ни-
ана (Казанский 2005-2009). Логично пред-
положить, что славянская экспансия второй
трети VI в. могла задеть не только балкано-
дунайские земли, но и более северные тер-
ритории, занятые родственным славянским
и балто-славянским населением. (c) М. М. Казанский.
Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов. При этом, мимоходом хочу отметить, что термин "каган" у русов может быть влиянием тюрко-язычных гуннов.
Ну и вообщем все эти предположения миграций хорошо попадают в глоттохронологию Старостина:
В 130 году образуеться кластер южно-славянских и уже отдельно от него общий восточно-западно-славянских языков. Далее к 270 разделяется общий восточно-западный кластер на отдельный восточный и западный. К 420 распадаеться и западный кластер. Данные датировки в целом позволяют еще больше удревнить возможность миграций и приурочить приход славян к исследуемому региону к IV-V векам. Может еще раньше? Тут нужно будет подумать.
Заканчивая хотелось бы отметить, что вопросы миграций весьма сложные вещи и вероятно, что многие из выдвинутых мной предположений будет в дальнейшем уточнены и относительно ревизированы, но суть останеться прежней: славяне были возле Калининграда и особенно Куршской Косы. И не
она ли знаменитый остров Русов?
Время покажет, а Бог надеюсь поможет.