О значении имени Рогволод

Jan 29, 2014 05:12

Оригинал взят у liudprando в О значении имени Рогволод
На сайте "Переформат" разгорелась дискуссия по поводу значения имен летописного князя Рогволода и его дочери Рогнеды, вызванная статьей Л.П. Грот Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген. Статья была написана в пику норманистам, которые до сих пор пытаются славянские имена представлять норманнскими. Однако, в свою очередь, воссоздала еще несколько мифов, которые нуждаются в корректировке.



Сватовство Владимира к Рогнеде (из "Радзивиловской летописи")

Представим все три версии, озвученные в данной статье:

Версия первая (скандинавская)
Изложу ее по статье лингвиста Сергея Николаева "Семь ответов на варяжский вопрос" из издания "Повести временных лет" (СПб., 2012).
Рогнѣдь (славянизированная форма) = Rоgnêd (?) ж.
Др.-сев. Ragnheiðr, Ragneiðr. Из ПСГ *raɣwina-haiđriR.
Рогволод (славянизированная форма) = Rogwold м.
Др.-шв. Ragnvald, др.-дат. Regnwald, др.-сев. Rögnvaldr. Из ПСГ *raɣwinawaldaR.
В отличие от КСГЯ, отсутствует метатеза -l- (ср. Ингивладъ)
ПСГ - это северогерманский праязык. КСГЯ - «континентальный северогерманский язык» - умозрительный конструкт, выведенный автором из анализа "скандинавских" имен русских летописей. В итоге Николаев договорился до следующего: "Анализ исторической фонетики части этих имен привел к неожиданному выводу - диалект «восточноевропейских скандинавов» не совпадает ни с одним из известных древнескандинавских диалектов. Представляется, что на территории будущей Руси в «гардах» («варяжских слободах»), заселенных выходцами из Скандинавии в VIII-IX вв., или даже ранее, сформировался «континентальный северогерманский» диалект, отделившийся от древнесеверогерманского (древнескандинавского) языка еще до окончательного разделения его на западную (норвежско-исландскую), восточную (датско-шведскую) и гутническую подгруппы. Гипотеза эта еще нуждается в тщательной разработке". То есть, если убрать все лингвистические допущения, общие для германских и славянских языков особенности, происходящие из индоевропейского, автор статьи выдает за доказательство существования некого языка "восточноевропейских скандинавов". Разумеется, ничего своей гипотезой Николаев не доказывает, скорее, наоборот - показывает полную несостоятельность скандинавской версии.

Версия вторая (руги-роги)
Согласно этой версии имя Рогволод переводится, как "владетель ругов". Однако и тут мы видим массу допущений. Во-первых, несмотря на то, что латинские источники называют русь ругами (regina Rugorum и т.п.), сама русь ругами никогда себя не именовала. Во-вторых нигде в источниках принадлежность Рогволода ни к руси, ни к варягам прямо не указывается, логичнее, если следовать ПВЛ, видеть в нем полочанина. Даже, если Рогволод принадлежал к руси, его следовало бы назвать Русьволодом (если он восточный славянин - полочанин) или Рогвалд (если предположить, что он пришлец из западнославянских земель). К тому же тождество ругов и руси доказать сложно. Я умышленно не употребляю термин "русы", который в последнее время получил распространение, поскольку в производимом от него слове "рус" на одну букву, а соответственно и на один звук меньше, чем в оригинальном слове "русь", ведь до падения редуцированных "ь" был полноценной гласной. Поэтому для доказательства происхождения руси от ругов нужно объяснить не только переход г > с, но и появление редуцированного гласного "ь", что вызывает определенные трудности. Неплохо было бы собрать все упоминания ругов (ругиев и т.п.) в западноевропейских источниках по типу хрестоматии "Древняя Русь в зарубежных источниках" (изданной, кстати, малопригодной для каких-либо лингвистических анализов, а подходящей разве для использования в качестве справочника для поиска оригинальных текстов), тогда бы уже можно было делать конкретные расчеты и выводы об употреблении этого этнонима, поскольку ясно, что в разное время он употреблялся в отношении различных народов.

Версия третья (рог - ритуальный предмет)
В принципе этой версии и посвящена вышеупомянутая статья Лидии Грот. Вкратце ее можно пересказать так:
Рогволод - значит "владеющий рогом". Рог - символ верховной жреческой власти у балтийских славян, атрибут Святовита, которого Л.П. Грот отождествляет с Перуном, впоследствии со скотьим богом Велесом образовавших двуединый культ. Полоцкий князь, пришедший из заморья, по Грот - с Рюгена, таким образом является и верховным жрецом двуединого культа Святовита-Велеса. Искусственность данного построения очевидна, во-первых доказательства двуединого культа целиком умозрительны, как нет и доказательств того, что Рогволод пришел именно с Рюгена. Во-вторых, рог Святовита - это все-таки атрибут принадлежащий божеству, а не жрецу.

Что же на самом деле?
Слово "рог" имеет еще одно значение, которое упоминалось в комментариях. Из "Полного церковно-славянского словаря (сост. свящ. Григорий Дьяченко)": "РОГЪ - иногда значит: бугор, холм, возвышенность. Виноградъ бысть возлюбленному въ розѣ, на месте тучнѣ (Исаiи, 5,1)". В русском переводе Библии - "возвышенность".

Название "Рог", "Роги" и их производные широко растпространены. Вот два таких примера из "Тверского топонимического словаря" (М., 2005):
РОГ, д. (Выш. р-н, Старский СО). От рог 'неглавная гряда', т.е. название по особенностям рельефа. Деревня расположена на узком и длинном отроге моренной гряды, являющейся водоразделом двух гидросистем: бас. озера Шишёво и бас. озера Пудоро.
РОГИ, д. (Ост. р-н, Щучьенский СО). От рог. Деревня расположена на моренной гряде, вытянувшейся в виде водораздельной полосы между течениями Серемухи и ее нижнего притока.

Кто был в Полоцке знает, что территория Нижнего замка, где находится Софийский собор, тоже расположена на таком роге, образованном реками Полота и Западная Двина. Однако первоначально город находился на противоположном, правом, берегу Полоты, на территории современного Заполотья.



Схема Полоцка

Вот что пишет Л.В. Алексеев в книге "Полоцкая земля" (Полоцк, 2010): "Археологические исследования показали, что в Х в. полоцкое "городище" было дополнительно укреплено и обросло большими, очевидно, неукрепленным посадом... При раскопках Г.В. Штыхова в Полоцке отчетливо были видны следы пожара второй половины Х в. Раскопки показывают, что разгромленная цитадель Полоцка не восстанавливалась и была перенесена на рубеже X-XI вв. на более высокое место в устье реки Полоты, на ее левый берег".



Полоцкое городище

Как мы видим, местность, на которой расположено городищем тоже находится на возвышенности, обратите внимание на высоту моста, так что ее вполне можно именовать "рогом". Возможно, что ранее данная местность так и называлась и лишь впоследствии стала именоваться Полоцком. Исходя из этого имя Рогволод может означать "владеющий рогом-возвышенностью". В этом случае не нужно придумывать ни несуществующие скандинавские корни, ни привязывать ругов к Полоцку, ни изобретать новые религиозные культы.

Странно, конечно, что первоначальный город был расположен на правом, а не на более возвышенном и неприступном левом берегу Полоты. Возможно, это связано с тем, что правый берег был более удобен для расположения пристани и соседи полочан не представляли большой опасности.

В аналогичной местности, судя по фото, расположен и древнерусский город Рогачев, название которого происходит от того же корня, находящийся на возвышенности образованной при впадении реки Друть в Днепр.



Рогачевское городище

Что касается имени Рогнеда, то, по всей видимости, оно происходит от того же корня "Рог" + имя "Неждана" в его сокращенной форме "Неда", что, впрочем, нуждается в уточнении.

дискуссии, ономастика, русские князья

Previous post Next post
Up