Регулировка порожних в РЖД. Все просто :)

Jul 08, 2020 12:06


Попросили написать :)

Напомню в чем суть. Хоть и разбирали мы это давно, в первом огромном "эссе", посвященном РЖД

Объективно в экономике страны есть зоны массовой погрузки и выгрузки, наследники концепции «территориальных комбинатов». Под их примерные границы и создавались «дороги», как основные подразделения внутри РЖД.

Объемы погрузки и адресация груженых определяются клиентами РЖД. Они платят за то, чтобы руда из Ковдора приехала в Череповец.
А вот последующее перераспределение порожних - это предмет управления. От «дорог», где образуется их естественный избыток порожние нужно переместить к «дорогам», где их не хватает.
Когда-то решалась классическая оптимизационная задача, и далее ее результат преобразовывался в систему правил для диспетчерского аппарата, вида: Октябрьская ж.д. должна в среднем в сутки сдать 500 платформ на Северную ж.д.

Однако, с тех пор, как парк вагонов стал частным, только собственник (оператор) вагонов решает куда поехать после выгрузки.
Естественные следствия: рост порожнего рейса, оборота порожнего вагона, избыток парка (нехватка локомотивов) и т. д. Это издержки, которые в совокупности ложатся на всех грузоотправителей, на экономику страны.

ЦФТО и ЦД пытались решить проблему по двум линиям. Первые, развивали электронную торговую площадку с идеей «заключайте контракты на ней», в идеале - отдайте парк нам в управление, и мы обеспечим приемлемую рентабельность, в том числе за счет интеграции с перевозками дочерних структур (сначала ПГК, потом ФГК, РЖД-логистика и т.д). Вторые, занимались маршрутизацией крупных потоков, реализуя «поезда по расписанию», выводя часть значимых перевозок из из субьективного поля…

Но проблема по прежнему существует.

Посылка: действовать надо, или явно административно, например законодательно, лишая собственника права управления назначениями без согласования инфраструктуры.
Или явно рыночно,  но не уговорами, и "ассоциациями", а формируя четкие материальные стимулы к «системному поведению».
Пока иное время не пришло, поиграем в рынок :)

Итак, вариант решения.

Заявлено о разработке системы новых тарифов РЖД. В рамках этого проекта, вводится правило: стоимость порожнего тонно-км зависит от направления движения.

Попросту: «едешь в направлении, которое одобрено системой» - одна цена. Едешь иначе - другая (больше). Перечень приоритетных направлений для каждой станции сети, формируется динамическим справочником ЦФТО и ЦД. От общего "в ту сторону", до детального "строго на эту станцию"

Естественно, что предварительно, заново решается оптимизационная задача. По уровням объектов порождающих потоки: дороги - регионы - станции. Первые два уровня нужны для получения оценок (минимально возможные уровни затрат на перемещение порожних), которые явятся критерием качества работы управленческого аппарата РЖД). Для детализированного уровня (станции), работает динамическая модель, задающая приоритеты (правила) и на период времени (месяц, квартал), и «здесь и сейчас», с учетом всей совокупности технологических нюансов (возможность замены одного рода вагона на другой, ограничения пропускной способности, влияющие на времена хода и т.д.). По запросу к модели при оформлении накладной.

Все это решаемо, все это в принципе понятно «как». И организационно и содержательно.

Что в результате получится?! Ребята, или «поедут правильно», или же оплатят счастье свободы, и за их счет РЖД купит себе новые локомотивы и построит дополнительные пути для отстоя вагонов. А через такт, клиенты таких операторов сообразят, что быть спонсором РЖД, это конечно большая честь, но ведь можно и как-то по другому :)

Previous post Next post
Up