Решил повторить пост 5-летней давности, поскольку с тех пор ничего нового мы не узнали. Перепост приветствуется.
Среди многочисленных
загадок Прокудина-Горского наиболее волнующей является история вывоза его фотоколлекции и судьба оставшихся в России её частей.
К сожалению, многие годы работы исследователей так пока и не привели к разгадке, никаких архивных документов на эту тему не найдено.
Тем не менее, можно назвать некоторые имеющиеся факты.
1) К 1918 году в коллекции Прокудина-Горского было более оригинальных 3500 цветных снимков на тройных негативах, плюс 1000 копий - тройных позитивов для проецирования, плюс неизвестное число однокадровых диапозитивов для простого школьного фонаря (проектора).
2) При окончательном отъезде из России в августе 1918 г. Прокудин-Горский не взял с собой свою коллекцию.
3) Младший сын С.М. Прокудина-Горского Михаил выехал из СССР в 1923 г. По
словам сына последнего его отцу "не разрешили вывезти семейный архив".
Первая жена С.М. Прокудина-Горского и его дочь Екатерина выехали из СССР в марте 1925 года. Нет никаких сведений и том, что им удалось вывезти коллекцию.
4) Последней из СССР выехала в 1930 г. теща младшего сына С.М. Прокудина-Горского Михаила Таисия Николаевна Низовец, которая проживала в квартире С.М. Прокудина-Горского и имела на хранении его фамильные ценности, включая одну из скрипок Гварнери. Не исключено, что она также была последним хранителем коллекции из близких С.М. Прокудина-Горского. Документов о выезде Т.Н. Низовец в архивах Петербурга пока не обнаружено, поэтому не известно, имела ли она отношение к вывозу коллекции.
5) Год вывоза коллекции С.М. Прокудина-Горского остаётся неизвестным. Первое упоминание о нахождение коллекции во Франции относится к декабрю 1931 года, когда состоялся её первый публичный показ русским эмигрантам в Париже.
6) В 1932 году парижская газета "Возрождение" со слов С.М. Прокудина-Горского сообщала о "чудом спасенной коллекции".
В том же 1932 году С.М. Прокудин-Горский написал: "С наступлением в России революции была полная опасность потерять всю коллекцию, и она несколько лет находилась под этой угрозой. Однако, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, мне удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Исключены были главным образом снимки, имеющие стратегическое значение, мало интересные для широкой публики, и снимки, сделанные по России в различных пунктах, но не связанные общей идеей и системой".
7) Согласно составленной в 1932 г. С.М. Прокудин-Горским Записке о коммерческой эксплуатации коллекции на тот момент в коллекции имелось 2300 негативов. Таким образом, в СССР остались не менее 1200 негативов и более 1000 тройных позитивов.
8) На момент продажи в 1948 году коллекции наследниками С.М. Прокудина-Горского в ней оставалось 1937 негативов. Судьба остальных негативов, вывезенных во Францию, остаётся неизвестной.
Также в Библиотеке Конгресса США нет сведений, почему из купленных 1937 негативов впоследствии осталось только 1902. Поскольку 2 негатива из американской части коллекции не являются оригинальными снимками, всего сохранилось ровно 1900 снимков на тройных негативах.
9) На сегодняшний день в мире не найдено ни одного тройного негатива или позитива С.М. Прокудина-Горского за пределами Библиотеки Конгресса США.
Также в мире не найдено ни одного цветного диапозитива С.М. Прокудина-Горского, за исключением нескольких экземпляров, хранящихся у его внука Михаила Сусалина в Париже.
10) С 2008 года было найдено более 100 неизвестных ранее снимков Прокудина-Горского в виде книжных, журнальных и открыточных цветных репродукций.