В журнале "Филокартия" № 2 (57) за 2018 г. вышла наша совместная с Натальей Мозохиной статья, посвященная соратнику С.М.Прокудина-Горского Александру Евдокимову.
С любезного разрешения редакции привожу её текст. В журнальном варианте имеются многочисленные иллюстрации.
Наталья Мозохина
(Санкт-Петербург),
Вячеслав Ратников
(Москва)
ФОТОГРАФ, ТИПОГРАФ, ИЗДАТЕЛЬ ОТКРЫТОК
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕВДОКИМОВ
Фамилия Александра Александровича Евдокимова известна многим филокартистам. В годы Первой мировой войны как владелец типографии он издавал художественные открытки, а также принимал заказы на их печать у таких издателей, как, например, Любанское общество попечения о бедных, «Салон» и другие. Другая сторона его деятельности - в качестве фотографа - известна менее. Хотя его работы в этой области знают многие, но их авторство обычно приписывают более известному пропагандисту цветной фотографии в России С.М. Прокудину-Горскому. Некоторые фотографии А.А. Евдокимова были изданы на открытках, поэтому новая атрибуция их авторства будет также интересна филокартистам.
Будущий фотограф и типограф родился в 1877 году, но о его месте рождения и родителях ничего неизвестно, кроме того, что они (или один из них) принадлежали к дворянскому сословию. Возможно, его матерью была Софья Ивановна Евдокимова, которая указана в адресных книгах Петербурга с 1894 по 1917 г. как «дочь титулярного советника» и член исполнительного комитета по водоснабжению. Это предположение основывается на обнаруженном исследователем творчества театрального критика Э.А. Старка Е.К. Геращенко в Государственном архиве Краснодарского края письме к нему С.И. Евдокимовой, в котором она как друг семьи описывала свои хлопоты о смягчении ему приговора, в то время как Э.А. Старк и А.А. Евдокимов были дружны в петербургский период своей жизни.
О детских годах и годах ученичества А.А. Евдокимова также ничего неизвестно. В справочнике «Торгово-промышленный мир России» указано, что он, «изучив за границей печатное дело и, в частности, репродукцию в красках, <…> вернувшись в Россию, в течение 12 лет заведовал художественной фотоцинкографией С.М. Прокудина-Горского». Поскольку данная информация была опубликована в 1916 году, то заведующим фотоцинкографией он стал около 1904 года. С.М. Прокудин-Горский, скорее всего, подбирал сотрудников в типографию из круга знакомых, возможно, среди учеников его Курсов практической фотографии, функционировавших в Петербурге с 1898 по 1900 годы и плавно преобразованных в фотоцинкографию. Возможно, А.А. Евдокимов был одним из слушателей на этих курсах (ему в это время было немногим более двадцати), закончив которые и отправился по рекомендации их основателя за границу изучать печатное дело. Скорее всего, заведующим фотоцинкографией он стал не сразу, а проработав несколько лет в более низкой должности.
В типографии А.А. Евдокимов стал ближайшим доверенным лицом С.М. Прокудина-Горского. В периоды отсутствия Сергея Михайловича в Петербурге он вел все дела по типографии, отвечал на письма и звонки заказчиков, но решение принципиально важных вопросов по крупным заказам оставалось за владельцем. Кроме того, А.А. Евдокимов освоил технологию цветного фотографирования и цветной печати, применяемую по усовершенствованному методу С.М. Прокудина-Горского в фотоцинкографии. И если поначалу Сергей Михайлович во время своих командировок не оставлял в типографии усовершенствованный им аппарат для цветной фотографии, то со временем и А.А. Евдокимов стал им выполнять снимки или даже получил собственный для того, чтобы работы по заказам на цветное фотографирование и печать не прерывались.
Первые цветные снимки были исполнены А.А. Евдокимовым в 1903 или 1904 годах. Самый ранний из известных под названием «Сентябрьское утро на оз. Каукъярви» был сделан на даче Эдуарда Старка Ala Mellola на озере Красавица в районе современного поселка Каменка. Интересно, что протоиерей Борис Старк, отпевавший С.М. Прокудина-Горского в 1944 г., вспоминает, что фотограф был очень близок с семейством дяди Эдуарда Александровича и что «свои опыты по этой фотографии в красках делал в дядином имении в Финляндии»
[1]. Не исключено, что С.М. Прокудин-Горский пробовал фотографировать в цвете вместе с А.А. Евдокимовым. Авторство данного снимка, впоследствии опубликованного С.М. Прокудиным-Горским на открытке собственного издания и в журнале «Фотограф-любитель» (1906, №9) определяется по подписи к снимку в журнале.
Дача Меллола (Ala Mellola) Старков имела, по-видимому, большое значение в жизни А.А. Евдокимова, который бывал и отдыхал там летом в компании своих друзей. В 1914 году он «самиздатом» выпустил шутливый сборник, сохранившийся в единственном экземпляре в Российской Национальной библиотеке. Сборник носит название «Ala Mellola. 1908-1909», но, тем не менее, описывает события только одного года: «В лето от Р.Х. 1909. Пребывания нашего в Ala-Mellola - второе». Текст набран типографским способом, но фотографии наклеены таким образом, чтобы сборник носил характер домашнего. Тираж не указан, но, скорее всего, он был сделан в шести экземплярах по количеству принимавших участие в его создании «сотрудников»: А.К. Старк, В.П. Сырку, М.В. Вахтерова, В.И. Солнцев, Н.К. Горенбург, А.А. Евдокимов. В нем помещены шутливые стихи и рассказы, посвященные всем обитателям дачи и зачастую понятные только им одним. В одном из шутливых рассказов описывается путешествие на дачу по железной дороге М.В. Вахтеровой (Мураши) и А.А. Евдокимова (Ликса). Но самое примечательное, что в этом сборнике помещено несколько фотографий А.А. Евдокимова и посвященное ему стихотворение:
В бледном тумане дремлет болото,
Дремлет и снится ему:
Сквозь неподвижную тьму
Близится светлое что-то.
Блещет далекой прекрасной зарей,
Гонит бездействие сна…
И всколыхнулось до дна
Царство трясины гнилой.
И взволновалось все темное в нем,
Злобно вставая на бой
С новым рассветом весны голубой,
С ясным свободным лучом!
В другом номере «Фотографа-любителя» за 1906 год (№ 7) был опубликован еще один цветной снимок А.А. Евдокимова «При закате на реке Оредеж. Сиверская», также увидевший свет и на открытке. В комментарии к репродукции снимка указано, что он сделан «при заходящем солнце в июле в 7 часов вечера». Известен еще один снимок Сиверской, сделанный А.А. Евдокимовым - «Сиверская. Вид с набережной барона Фридерикса», опубликованный в журнале в 1909 году (№ 5). Возможно, в Сиверской была дача других его знакомых.
Таким образом, благодаря подписям к фотографиям, опубликованным в «Фотографе-любителе», оказалось, что не все снимки на открытках, изданных С.М. Прокудиным-Горским, исполнены им самим. Как минимум два из них принадлежат руке другого фотографа. На открытках эти снимки увидели свет осенью 1906 года, чуть позже журнальных отпечатков, ориентировочно в октябре, так как именно в октябрьском номере «Фотографа-любителя» был опубликован анонс о выходе в свет IV серии открытых писем издания С.М. Прокудина-Горского - №№ 64-84. Под № 66 был издан снимок под названием «Закат на реке Оредеж. Сиверская», а под № 84 - «Сентябрьское утро на оз. Каукъярви» (в рекламном объявлении - Каук-Ярви).
Интересно, что в журнале авторские права А.А. Евдокимова как фотографа были соблюдены, в то время как на открытках авторство снимков было завуалировано фразой «С натуры. С.М. Прокудин-Горский», подразумевающей авторство владельца фотоцинкографии. Возможно, авторство не было здесь указано по нескольким причинам. Одной из них мог стать тот факт, что А.А. Евдокимов снимал камерой, которую ему на время предоставил Сергей Михайлович. Более того, не исключено, что он отпускал своего подчиненного в разъезды по Санкт-Петербургской губернии с условием обязательного производства цветных съемок на местах. Соответственно негативы таких фотографий, сделанных по заказу фирмы и на оборудовании, принадлежавшем фирме, поступали в собственность фирмы.
Второй причиной, почему на открытках авторство снимков не было указано, стал договор С.М. Прокудина-Горского с издательством при Общине св. Евгении на изготовление снимков для открытых писем, первый пункт которого гласил: «Я, Прокудин-Горский, обязуюсь в течение лета 1905 г., начиная с апреля месяца, отправиться по России и изготовить для Комитета 400 разнообразных снимков видов городов, отдельных деталей и примечательных местечек»
[2]. Интересно, что в переговорах принимал участие и А.А. Евдокимов
[3]. На основании договора был составлен и утвержден маршрут, включавший все крупнейшие города западноевропейской части России до Нижнего Новгорода и Казани, Малороссию, Крым и Кавказ, Прибалтику, а также окрестности Москвы, Петербурга и Пскова.
Хотя с финансовой точки зрения Община не смогла выполнить условия договора, нарушения его пунктов были и со стороны С.М. Прокудина-Горского. Из представленного им в качестве отчета списка снимков из 416 позиций видно, что ни Москву, ни Псков, ни Нижний Новгород, ни Казань, ни Прибалтику, ни пригороды Петербурга он не посетил
[4], что было сразу замечено одним из сотрудников издательства
[5]. Кроме того, в список были включены фотографии Выборга и других районов Финляндии, где он проводил съемки еще в 1903 году, а также фотографии, исполненные А.А. Евдокимовым под названиями «Сиверская. Красная скала. Закат» (п. 287) и «На озере Каук-Ярви. Утро» (п. 354). В результате негативы не были переданы в издательство и остались у фотографа, с которых он стал печатать открытки. Затем Община св. Евгении выборочно брала их на реализацию. Поскольку С.М. Прокудин-Горский стремился подчеркнуть свою исключительность как фотографа-типографа, занимавшегося съемками в красках и печатью цветных иллюстраций, то присутствие на открытках фамилии другого фотографа не допускалось. Другое дело - узко специализированный журнал, читатели которого, фотографы-профессионалы и любители, хорошо знали друг друга.
К концу 1900-х годов А.А. Евдокимов начинает приобретать известность среди фотографов. В 1906 году в «Фотографе-любителе» он опубликовал свою первую статью «Выбор бумаг для фотографических копий, предназначенных к репродукции». В 1907 году фотограф впервые без указания места службы и должности упомянут в Адресной книге «Весь Петербург». Первоначальный его адрес - Садовая ул., 63, а через год он перебрался на Большую Подьяческую, 24, рядом с фотоцинкографией С.М. Прокудина-Горского.
С этого времени он начинает делать доклады на заседаниях разных обществ и учреждений о методе цветной фотографии, замещая Сергея Михайловича. Так, в декабре 1908 года на заседании V отдела Императорского Русского технического общества им был сделан доклад о трехцветной печати: «Во время сообщения докладчик демонстрировал собранную им богатую коллекцию трехкрасочных репродукций работы Экспедиции заготовления государственных бумаг и фотоцинкографического заведения Прокудина-Горского, а также цветные диапозитивы на экране»
[6]. Спустя месяц в январе 1909 года доклад, аналогичный по содержанию, был им сделан на общем собрании Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. В декабре 1913 года А.А. Евдокимов демонстрировал снимки С.М. Прокудина-Горского в ходе доклада на тему «Цветная фотография по способу С.М. Прокудина-Горского в применении к военной археологии» в Императорском Русском военно-историческом обществе, на заседании по разряду военной археологии и археографии. В том же месяце он должен был сделать от имени С.М. Прокудина-Горского доклад на V Всероссийском съезде зодчих в Москве, проходившем с 15 по 22 декабря. Очевидно, доклад был отменён в последний момент.
В 1911-1912 годы А.А. Евдокимов как сотрудник мастерской С.М. Прокудина-Горского принимал участие в работе над изданием по заказу Комитета для устройства празднования 300-летия Дома Романовых книги «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» П.Г. Васенко. Когда пришло время делать снимки в Москве, С.М. Прокудин-Горский отправился по поручению Комитета выставки «Русская Ривьера» снимать Черноморское побережье Кавказа, а затем проследовал на Урал. Поэтому цветные съемки в Москве производил А.А. Евдокимов.
В начале апреля 1912 года Комитетом были направлены соответствующие запросы к лицам, ответственным за находящиеся в палатах бояр Романовых и Оружейной палате предметы: «[13 апреля 1912] в Москву предполагают прибыть <…> П.Г. Васенко и управляющий художественной фотоцинкографией С.М. Прокудина-Горского <…> Александр Александрович Евдокимов. Названным лицам поручено производить фотографические снимки предметов, имеющих отношение к истории рода бояр Романовых»
[7]. Также было направлено письмо с просьбой о съемках настоятелю Московского Новоспасского монастыря архимандриту Макарию
[8]. Таким образом большая часть интерьерных снимков и видов Москвы для издания была исполнена не С.М. Прокудиным-Горским, а А.А. Евдокимовым. Это фотографии: «Новоспасский монастырь в Москве», «Игрушки и другие предметы, принадлежавшие по преданию царю Михаилу Федоровичу во время его детства», «Колыбелька и стулик, по преданию принадлежавшие царю Михаилу Федоровичу», «Трон царя Михаила Федоровича», «Венец, скипетр и держава царя Михаила Федоровича», «Образ св. Михаила Малеина», а также репродукции, воспроизведенные по «Книге о Царском избрании», находившейся в Теремном дворце: «Один из моментов царского избрания. Сцена на Красной площади», «Встреча царем Михаилом Федоровичем великого посольства у врат Ипатьевского монастыря», «Венчание царя Михаила Федоровича на царство», «Встреча Филарета Никитича князем Пожарским» и «Возведение Филарета Никитича на патриарший престол». Предполагались съемки и в Эрмитаже, которые также должен был производить А.А. Евдокимов. Однако по всей вероятности они не состоялись, так как в книге не было помещено изображений предметов, хранящихся в этом музее.
В 1910-е годы А.А. Евдокимов стал действительным членом Императорского Русского технического общества, Общества защиты памятников старины и искусства и Императорского общества ревнителей истории.
Супругой А.А. Евдокимова стала Маргарита Михайловна Евдокимова, урожденная Глаголева (1888-1974), актриса, до революции играла в театрах Незлобина и Сабурова. Познакомился он с ней, скорее всего, на работе. В здании, где размещалась фотоцинкография, также ютилось и реальное училище К.Г. Штемберга, который был женат на Наталье Михайловне Глаголевой, родной сестре Маргариты Михайловны. М.М. Евдокимова также оставила свой след на открытках - удалось найти две фотографические открытки с ее портретом. Одна из них относится, по-видимому, к 1917 году, так как этот снимок также был опубликован в журнале «Театр и искусство» за этот же год (№ 52) с подписью: «Театр Сабурова. Леди Кестельмен (М.М. Евдокимова). «Торговка апельсинами»».
В 1914 году между С.М. Прокудиным-Горским и А.А. Евдокимовым начался конфликт, завершившийся полным разрывом. К этому времени А.А. Евдокимову около 37 лет, ему нужно содержать семью, сам он уже многое умел и знал и, наверное, хотел выйти из тени своего учителя. Скорее всего, процесс поглощения фотоцинкографии С.М. Прокудина-Горского крупным капиталом в лице Акционерного общества «Биохром» его пугал и не устраивал. А.А. Евдокимов не был изобретателем, не владел большим капиталом, чтобы стать пайщиком новой фирмы, но стремился к самостоятельности. И каким-то образом, возможно, имея долю во владении фотоцинкографией, ему удалось не просто уйти из фирмы, но претендовать при этом старое помещение и ведения дела там. Известны слова, сказанные С.М. Прокудиным-Горским по поводу этого конфликта: «Евдокимов нам не слуга, раз стал в такое положение, и чем скорее, тем лучше с ним разойтись. Ужасно обидно, что нет помещения, и что он сразу после нас возьмет это настроенное место»
[9]. Однако в описи по страхованию имущества типографии, относящейся к началу декабря 1914 года, было указано, что она принадлежала Общему конвекционному съезду, и в ней производилась печать пассажирских билетов
[10].
В 1915 году была учреждена Художественная фотоцинкография и типография А.А. Евдокимова и К. Однако находилась она в другом доме на Большой Подьяческой улице - доме № 29, поэтому вопрос о том, действительно ли А.А. Евдокимов унаследовал помещение прокудинской типографии, остается открытым. В справочнике «Торгово-промышленный мир России» отмечалось: «Не так давно А.А. Евдокимов оборудовал собственную фотоцинкографию и типографию и сразу же зарекомендовал себя отличным выполнением заказов. Отдавая большую часть времени своему непосредственному делу, А.А. Евдокимов, однако, не чужд общественной деятельности».
В новой типографии увидели свет книги по археологии (труды Б.В. Фармаковского, «Известия Археологической комиссии», «Записки Восточного отделения Русского археологического общества») и другие отдельные издания, среди которых следует выделить монографию Э.А. Старка о К.А. Варламове «Царь русского смеха». Однако оборудование для репродуцирования цветных иллюстраций у А.А. Евдокимова, по-видимому, было несовершенным, о чем свидетельствуют архивные документы о печати открытых писем.
Согласно сведениям, помещенным на адресных сторонах открыток, известно, что именно в его типографии печатались первые художественные открытые письма издания Любанского общества попечения о бедных (№№ 40-50, 61-64, 79-89) и некоторые открытки петроградского издания «Салон» (серия женских головок в обрамлении цветов С.Ф. Плошинского). Занимался А.А. Евдокимов и собственным изданием открыток - цветных репродукций с произведений современных художников (К.Г. и К.Е. Маковских, И.А. Владимирова, Ф.В. Сычкова, А.Г. Орлова, И.П. Гурьева, В.К. Штембера, М.М. Бабута). Сохранилось его любопытное письмо, адресованное ботанику и географу В.Л. Комарову: «Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать в любезность сообщить, где можно достать значение некоторых цветов, принятое в обиходе, как то: незабудка - «не забудь меня» и проч. Значения эти нужны для помещения их на открытых письмах в красках с изображением различных садовых цветов»
[11].
Однако частично репродукции с картин на открытках печатались не непосредственно в типографии А.А. Евдокимова, а за границей, о чем свидетельствует факт получения им удостоверений из Императорской Академии художеств на предмет беспошлинного получения из-за границы репродукций с художественных произведений русских художников. Так, 16 июля 1916 года он направил в Академию 24 сюжета для открытых писем с просьбой подтвердить, что они воспроизводят картины русских мастеров: «профессора К. Маковского 9 сюжетов, В.К. Штембера 2 сюжета, Л. Орлова 1, И.П. Федорова-Керченского 1, И.Ф. Шульце 1, Н. Сычкова 2, П. Заборовского 1, И. Владимирова 3, И. Гурьева 1, Е.Д. Ковальской 1, И.А. Вельца 1 и М. Бабута 1»
[12]. А 20 сентября того же года с той же целью в Академию им были направлены два листа для 20 открытых писем по акварелям С.Ф. Плошинского, отпечатанные в Финляндии
[13]. Поскольку открыток С.Ф. Плошинского собственного издания А.А. Евдокимова не было, то за границей он печатал не только открытки собственного издания, но и принятые на печать по заказу других издателей. В своей типографии он печатал рисунок адресной стороны, надписи на изобразительной стороне и разрезал листы на бланки открытых писем.
В 1917 году в его типографии под маркой издания «За Свободу» были отпечатаны две серии художественных открыток, посвященных Февральской революции 1917 года с рисунков художника-графика Л.Н. Петухова: «Революционные дни в Петрограде 27 февраля - 4 марта 1917 г.» и «Великая Российская Революция 1917 г.» Рисунки, исполненные в две краски (черную и красную) для упрощения и удешевления стоимости типографских работ, отпечатаны на желтом рыхлом картоне, что свидетельствует о том, что в данном случае открытки в действительности печатались в Петрограде.
В начале 1920-х годов типография А.А. Евдокимова была закрыта, а ее владелец перешел на работу в типографию им. В. Володарского и переехал на Большую Зеленину улицу. В 1928 году ездил в командировку в Берлин и Лейпциг. 14 февраля 1929 года он был арестован по подозрению в шпионаже, 20 июля приговорен к трем годам ссылки в Сибирь и отправлен в Красноярск. В сентябре 1932 срок ссылки был продлен еще на три года, и А.А. Евдокимов был переведен в Архангельск. Последние сведения о нем датированы июлем 1934 года, когда он продолжал пребывать в архангелогородской ссылке.
Жена М.М. Евдокимова, по-видимому, не подверглась репрессиям и осталась в Ленинграде. Пережила первую страшную блокадную зиму и была эвакуирована в новосибирскую область в июне 1942 года. Затем вернулась в Ленинград, прожила долгую жизнь и скончалась здесь в 1974 году. К сожалению, поиски потомков или родственников Евдокимовых пока не дали результата. Авторы будут благодарны любой информации относительно местонахождения архива семьи.
[1] Старк Б. По страницам Синодика // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. - Т. V. - С. 603.
[2] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1235, лл. 3-4.
[3] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1161, лл.182-184.
[4] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1235, лл. 7-10об.
[5] ЦГИА СПб, ф. 202, оп. 2, е.х. 1235, л. 11.
[6] Общества. // Фотограф-любитель. - 1909. - № 2 (февраль). - С. 60-61.
[7] РГИА, ф. 1320, оп. 1, е.х. 34, л. 228.
[8] РГИА, ф. 1320, оп. 1, е.х. 34, л. 230.
[9] РГИА, ф. 1049, оп. 1, е.х. 426, л. 21.
[10] РГИА, ф. 611, оп. 1, е.х. 66, лл. 6-9.
[11] АРАН, ф. 277, оп. 4, е.х. 590, л. 1.
[12] РГИА, ф. 789, оп. 13, 1916, е.х. 53, л. 1.
[13] РГИА, ф. 789, оп. 13, 1916, е.х. 53, л. 5.