Прокудин-Горский и Айвз

Jan 12, 2017 15:21

Более полутора лет назал у нас был пост Первый доклад Прокудина-Горского о цветной фотографии, 1898 г.. Этот первый доклад был посвящён технологии цветной съёмки американского изобретателя Фредерика Юджина Айвза, которую Сергей Михайлович раскритиковал за неправильную цветопередачу. Когда я впервые ознакомился с текстом, то был поражён: за несколько лет до того, как он сам сделал первые цветные снимки, Прокудин-Горский с полным занием дела придирчиво критикует то, что на тот момент было вершиной достижений цветной фотографии во всём мире!
На днях петербургский исследователь Наталья Мохохина обнаружила новые интересные исторические свидетельства.
Журнал "Фотограф-любитель",1898 № 12 С. 448. В статье "Проекционный аппарат кромоскоп Айвса" сообщает
"Прибор этот получен г. Прокудиным-Горским, и не только им демонстрирован, но для него им приготовлены диапозитивы".
Если кто забыл, то проекционный аппарат Айвза (Кромскоп), представлял из себя следующее: http://ignomini.com/articles/kromskop.html
Он продавался с 1898 года уже с комплектами тройных позитивов.
Поэтому мне не понятно, зачем Прокудин-Горский делал для"кромскопа" диапозитивы и что под этим вообще имелось в виду? Если из тройного позитива Айвза он делал однокадровый цветной диапоизитв, то его уже нельзя было бы засунуть в проектор Авза, только в обычный школьный фонарь.
Если же имелось в виду, что Прокудин-Горский сам снимал цветные фотографии и делал тройной позитив под проекционный прибор Айвза (а именно такой вывод напришивается из текста доклада), то это приводит нас к сенсационному открытию: на гений освоил технологию цветной съёмки "вчерне" уже в 1898 году! То есть даже раньше, например, чем Адольф Мите начал заниматься проблемой цветной съёмки.
Однако тогда становится совершенно непонятно, что именно критикует Прокудин-Горский в докладе 1898 года: технологию Айвза или свои собственные экспериментальные снимки, которые он рассматривал через настольный проектор американца?
Или он критикует именно проектор за несовершенство его светофильтров?
Лично мне это пока совершенно непонятно.
Особенно после того, как я прочитал отзыв в русском издании  "Печатное искусство" 1901 г., с. 58:

"Съ 1873 г., когда Фогелемъ былъ разработанъ способъ изготовленія такихъ пластинокъ, трехцвѣтная фотографія получила широкое развитіе. Въ настоящее время англійскимъ ученымъ Айвсомъ построены особые приборы, въ которыхъ изображенія трехъ снимковъ, разсматриваемыхъ чрезъ цвѣтныя стекла, при помощи системы зеркалъ, соединяются въ одно. Цвѣта воспроизводимых предметов передаются с замечательной точностью".

История цветной фотографии, Технология съемок и проекций, Айвз

Previous post Next post
Up