Мы уже не раз приводили здесь работы американского пионера цветной фотографии
Фредерика Юджина Айвза, которому в блоге посвящён специальный тег. По всей видимости, это был первый человек, который довёл цветоделительный метод до приемлемых (даже по современным меркам) результатов, причём сделал это ещё в 19 веке, почти на 10 лет раньше Адольфа Мите.
О личных контактах С.М. Прокудина-Горского и Айвза пока ничего не известно, зато доподлинно известно, что Сергей Михайлович познакомился с технологией американца раньше, чем Адольф Мите приступил к своим исследованиям по цветной съёмке.
30 октября 1898 г. Прокудин-Горский сделал в V-м отделе ИРТО доклад «Новый прибор Айвса для проекции в натуральных цветах (красках)», который является его самым ранним известным выступлением по теме цветной фотографии.
Самое удивительное в этом историческом документе то, что Сергей Михайлович, судя по тексту, уже в 1898 году был настоящим экспертом по цветоделительному методу цветной съёмки, показал глубокое знание предмета и порядком раскритиковал технологию Айвза.
Также интересно отметить, какое главное предназначение цветной фотографии видилось Прокудину-Горскому в 1898 году: съёмка картин знаменитых современных художников, чтобы сохранить первоначальные краски, меняющиеся со временем (как эталон для последующей реставрации). Как тут не вспомнить, что изначально Сергей Михайлович считался не только фотографом, но и художником (!). Жаль, что до нас не дошла ни одна из его картин кистью.