Цитадель Арк в Бухаре на снимке Прокудина-Горского: в поисках правильной тональности

Oct 02, 2014 21:41

Предыдущий пост с фотосравнением по ханаке Ляби Хауз в Бухаре поднял очень интересную проблему сопоставления цветов, точнее, их тональности. Дело в том, что при несомненной истинности цвета тональность у фотографий Прокудина-Горского довольно условная, т.к. она в оригинале зависела от рассчитанного "на глазок" времени выдержки для каждого из трёх кадров пластины. Примерно в одном случае из 5 фотографу удавалось верно рассчитать выдержку и в результате получался почти безупречный по цветопередаче (т.е. тональности) снимок. Во всех остальных сведенные слои дают неестественное изображение и требуется компьютерная цветокоррекция. Чтобы правильно провести такую коррекцию, надо знать, как выглядел объект в оригинале. До перекраски, реставрации, в точно таких же условиях освещенности. Хорошо известно, что камень может разительно менять свои цвета в течении времени суток, в зависимости от положения солца и погоды.
Понятное дело, что современные реставраторы снимков Прокудина-Горского не заморачиваются такими вещами и выбирают тональность наугад, полагаясь на внутреннее чутью. Поэтому нередко два варианта реставрации одного и того же снимка получаются совершенно разными по своему "настроению" (сделаю отдельный пост с примерами).
Однако если задаться целью определения тональности, максимально приближённой к реальности, то придётся провести целое историческое расследование.

Удачный случай для такого расследования представляет древняя цитадель Арк в Бухаре, в которой до 1920 г. находилась главная резиденция Эмира Бухарского, вассального правителя полунезависимого государства. Прокудин-Горский сфотографировал в январе 1907 г. самый популярный открыточный вид - главный въезд в крепость:




Как нередко случалось со снимками Прокудина-Горского, тональность ушла в красноту. Её легко убрать, но далее надо определить, какой оттенок был у стен - желтоватый или бледно-серый.
По счастью, этот и вид в последующие десятилетия снимали много раз, но цветные снимки начали делать только спустя 50 лет после Прокудина-Горского, в конце 1950-х.

Один из самых ранних качественных цветных снимков был сделан упомянутый в предыдущем посту С.О. Фридляндом.
Въезд во дворец эмира Бухарского (Арк) в 1907 и 1959 г.:



Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/4810/500 ... 1721e_orig

Часов уже нет. Зато фактура стен совпадает, что может служить подсказкой для выбора тональности при реставрации.
Тем более, что здесь и освещение совпало. А разное освещение меняет не только тональность, но и цвет камня.

Вот, например, сравнение с Эдвардом Сохуреком 1907-1958, где освещение противоположное:



При пасмурной погоде, 1907-1966:


Крупнее: http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/500 ... 170d4_orig

Опять похожее освещение, 1907-1973:


Вышеприведённые сравнения ценны тем, что на более поздних снимках цитадель оставалась ещё в прежнем виде, т.е. не подверглась реставрации.

Для сравнения, теперь совсем другая окраска Арка - 1907 и 2008:


Высокое разрешение: http://img-fotki.yandex.ru/get/6740/500 ... 46994_orig

Очевидно, что такой вид уже не может служить для выявления нужной тональности.

Когда именно произошла реставрация, мне не известно.

1982:


1984 г.:


1990 г., фото Анатолия Кононенко:


Цветопередача, В ракурсе Прокудина-Горского, Коридоры времени, Туркестанский альбом, Фотосравнения, Бухара

Previous post Next post
Up