Ежегодная выставка классических автомобилей Retro Classics является самым крупным подобным мероприятием в Европе и проходит в автомобильной столице Германии - Штутгарте в конце марта. Общая территория выставочных павильонов на прошлой выставке составляла 120 000 квадратных метров, на которых разместилось около 3 000 как ретро-автомобилей, так и современных суперкаров и люксовых лимузинов.
Будучи большим ценителем классических автомобилей, я не мог проигнорировать такое масштабное мероприятие, на котором провел весь день и еле успел обойти все павильоны - настолько огромную территорию занимала экспозиция.
Сегодня будет общий обзорный пост, в котором я расскажу об общих впечатлениях от выставки и покажу парочку главных звезд экспозиции. А в последующих постах уже детально покажу сотни наиболее интересных олдтаймеров из тех, что запечатлил мой фотоаппарат.
01. Выставка начинается еще до попадания внутрь выставочного комплекса. На большой парковке перед входом разместась экспозиция частных владельцев, которые приехали сюда на своих олдтаймерах, как правило с целью их продать.
02. Машин тут было немного, но среди них были крайне интересные экземпляры.
03. Один из редких представителей Восточного блока - Вартбург 353, пригнанный поляками с целью продажи. Автомобиль 1978 года выпуска полностью оригинальный с пробегом 38 000 км. Просят 9300 евро. Кстати, советский автопром на выставке полностью отсутствовал.
04. Целевым покупателем был выбран остальгирующий осси, уехавший в прошлом на Запад за длинным евро, судя по обилию ГДР-овской символики.
05. Тут же продавался и классический хиппи-бус.
06. Редкая для Германии машина - Honda NSX, которая в Штатах продавалась под брендом Acura. Редкая настолько, что за почти десять лет жизни в Германии я ее впервые увидел лишь в этот день.
07. Автомобиль стал первым японским серийным автомобилем с алюминиевым кузовом и деталями шасси. Кроме того, примечателен применением электрического усилителя руля, электронной педалью газа и многими прочими новшествами. Первое поколение автомобилей выпускалось с 1990 по 1997 годы.
08. Какой-то спортивный кабриолет 1930-х, который я не смог опознать. Фары, судя по всему, могут менять свое положение, улучшая коэфициент воздушного сопротивления, когда это необходимо. В дизайне автомобиля узнается типичный английский стиль, но что за производитель, не знаю.
09. Простенькое и совершенно невыразительное купе BMW 700 LS. Год выпуска 1963. За машину просят 9800 евро.
10. Теперь я знаю, откуда у Москвич-408 задние фонари. Советские дизайнеры даже не поленились хоть немного изменить их форму, просто скопировали почти один-в-один.
11. Роскошный красно-черный кабриолет Jaguar демонстрировал не только свою стильную внешность и не менее стильный салон, но и сердце.
12. Классический британский интерьер с обилием дерева и кожи.
13. Еще один автомобильчик из наружной экспозиции.
14. Никакой информации о нем не было, кроме шильдика Renault. Мне удалось при помощи интернета идентифицировать модель - это Vivaquatre Type ADL 1, выпускавшаяся в 1935-1936 годах.
15. Автомобиль, как видно на снимках, прекрасно отреставрирован. Сколько за него хотят - неизвестно, так как на стекле был лишь номер телефона хозяина.
16. Этот автомобиль в представлении не нуждается. Легендарная NSU Ro 80 с двигателем Ванкеля известна всем, кто хоть немного интересуется автомобильной историей.
17. Была тут и линейка современных электромобилей и гибридов, припаркованных рядом с зарядными устройствами.
18. BMW i8 благодаря своему яркому дизайну напоминает скорей концепт, чем серийный автомобиль, тем не менее машина производится серийно.
19. Перейдем к осмотру выставочной экспозиции. Плачу 20 евро за входной билет и вот я внутри первого павильона.
20. В первом павильоне расположилась выставка исторических концепт-каров от Porsche. Все их при желании можно осмотреть в музее Порше. Но и помимо Порше тут было что посмотреть.
21. Именно тут были выставлены две главные звезды выставки.
22. Первый хедлайнер - Mercedes Benz 540 K в версии Autobahnkurier, главным отличием которой от базовой модели был роскошный обтекаемый кузов. На знаменитом конкурсе красоты среди классических автомобилей Concorso d’Eleganza Villa d’Este, проходящем в северной Италии, эта машина выиграла главный приз - золотой бокал, который экспонируется тут же.
23. Если и есть в автомобильной истории экземпляры, которые можно с полным правом назвать шедеврами дизайна и произведениями искусства - то эта машина точно одна из них.
24. Впервые автомобиль был представлен публике в 1934 году на международном автосалоне в Париже и должен был своим обтекаемым видом и характеристиками рекламировать новый тип дорог, появившихся в Третьем рейхе - автобан, что и отобразилось в его названии "Autobahn-Kurier". Изначально автомобиль задумывался лишь как концепт-кар, но позже было выпущено шесть таких машин для рынка.
25. На машине установлен восьмицилиндровый рядный мотор, объемом 5,4 литра, выдающий 115 л.с. При включении компрессора мощность возрастала до 180 л.с., а максимальная скорость до 170 км/ч. Произведен данный автомобиль в 1938 году.
26. Всего было выпущено шесть мерседесов с таким кузовом: четыре 500-х и два 540К, оснащенные более мощным двигателем с компрессором. Один из этих двух автомобилей был продан иранскому шаху и судьба его неизвестна, а второй приобрел испанский глазной врач, работающий в Гибралтаре, который использовал машину для поездок на дальние дистанции по северной Африке. До начала 2000-х автомобиль находился в собственности его семьи, после чего был отправлен на реставрацию и последующий аукцион, где его приобрел мексиканский миллиардер Arturo Keller, владеющий в Калифорнии винодельческим бизнесом. Новый владелец этого уникального автомобиля имеет свой собственный автомобильный музей в Калифорнии, в котором помимо прочих марок собрана редкая коллекций из 60 мерседесов. Машина пробыла в Европе несколько месяцев, после чего снова вернулась в Штаты.
27. Рядом с Мерседесом экспонировался еще один "автобанкурьер" с не менее интересной внешностью и более впечатляющими техническими характеристиками.
28. Не смотря на классическую внешность, которая даже меня ввела в обман, Isdera Autobahnkurier 116і является полностью современным автомобилем построенным в единственном экземпляре в 2006 году по мотивам аэродинамического стиля 1930-х.
29. Стилизация настолько качественная. что при всем желании подкопаться абсолютно не к чему.
30. Даже орел на крышке радиатора выглядит совершенно аутентично.
31. Зеркальца на обратной стороне прожекторов.
32. Про фирму Isdera я узнал еще в начале 1990-х когда собирал
вкладыши от жевачек Turbo. В то время это был единственный источник информации о забугорном автопроме и там на некоторых вкладышах мелькал суперкар с названием Isdera. Оказывается, это немецкая фирма с пригорода Штутгарта, которая с 1982 года производит суперкары на базе узлов и агрегатов от Mercedes и Porsche мелкой серией. Название фирмы Isdera (Ingenieurbüro für Styling, Design und Racing) расшифровывается как "Инженерное бюро стиля, дизайна и гонок". Создана фирма Эберхардом Шульцем, бывшим инженером компании Porsche.
33. Автомобиль, который вы видите на снимках является долгостроем. Эберхард Шульц начал его проектирование еще в 1984 году и с большими паузами строил в свободное от основной деятельности время. Таким образом лишь к 2006 году машина была полностью готова и представлена публике на конкурсе красоты среди классических автомобилей Concorso d’Eleganza Villa d’Este, про который я упоминал выше.
34. Помимо незаурядной внешности, автомобиль обладает не менее удивительной конструкцией. Под капотом в ряд расположены два рядных восьмицилиндровых двигателя общим объемом 10 литров и общей мощностью 600 л.с. Но самое удивительное, что каждый мотор приводит свою ось: один переднюю, второй заднюю. Максимальная скорость этого лайнера автобанов составляет 242 км/ч, полагаю, ограничена электроникой.
35. На корме характерный для аэродинамичных авто 1930-х киль.
36. Примечательно, что крыша, двери, окна и дверные ручки автомобиля взяты от обычного "жука" VW Käfer.
37. Такой вот интересный автомобиль.
38. Еще парочка деталей.
39.
40. Дальше переместимся на стенд компании Mercedes-Benz, которая на выставку привезла несколько ярких автомобилей из своей истории.
41. Самым интересным из всех был опять же Mercedes-Benz 540 K Stromlinienwagen 1938 года.
42. Автомобиль задумывался для длительных поездок со скоростями вплоть до 185 км/ч и его аэродинамический алюминиевый кузов был образцом эффективности в свое время за счет легкости и низкого коэффициента аэродинамического сопротивления.
43. Планировалось использовать автомобиль для регулярных поездок по маршруту Берлин - Рим между двумя идеологически братскими в то время государствами, но что-то пошло не по плану и машина была приобретена изготовителем шин Dunlop и использовалась для тестов шин на больших скоростях.
44. В 1950-х годах машина была разобрана и от нее сохранилась лишь рама и задний мост, а то что вы видите на этих снимках - работа экспертов компании Mercedes Benz по реставрации исчезнувшего автомобиля на оригинальном шасси и с использованием оригинальных деталей от 540К, которая длилась около двух с половиной лет. Во время тестового заезда автомобиль развил максимальную скорость 185 км/ч, как и тогда в 1938 году.
45. Многие критикуют мероприятие Retro Classics Stuttgart за его чрезмерную коммерциализацию, которая выражается также и в том, что четверть экспозиции представлена отнюдь не классическими автомобилями, а современными люксовыми брендами, которые не упускают возможность толкнуть свою продукцию в месте массовой концентрации автолюбителей с деньгами.
46. Если классические автомобили были действительно произведениями искусства и дизайна, то современные даже самые дорогие и роскошные машины не вызывают у меня совершенно никаких чувств и эмоций.
47. Роллс-Ройсы были огорожены от публики ленточкой и подойти поближе к ним пускали лишь платежеспособных на вид господ.
48. В то время как к Бентли и Ламборгини можно было свободно подойти и даже потрогать.
49. На выставке было множество фирм, занимающихся реставрацией, продажей и ремонтом классических автомобилей. В Европе это большой рынок, в котором крутятся огромные деньги. Для привлечения внимания стенды таких фирм обычно украшены каким-либо четырехколесным раритетом, как этот Adler Favorit 1930 года, например.
50. Самый крохотный автомобиль выставки - BMW Isetta. За символ немецкого экономического чуда просят немалые 29 500. Очень странная цена за автомобиль, который не является редким и уникальным.
51. Малолитражка с оригинальной внешностью и понтонным кузовом Hanomag 2/10 PS являлась первым немецким автомобилем, производство которого было налажено конвейерным методом, а также первым автомобилем с понтонным кузовом в мире. Благодаря низкому весу в 370 кг и десятисильному одноцилиндровому двигателю автомобиль мог развивать неплохую как для 1925 года скорость в 60 км/ч.
52. Интерьер скромный, дверь только слева. "Ein Kilo Blech, ein Kilo Lack - und fertig ist der Hanomag!" - гласила пословица того времени, которую можно дословно перевести "кило стали, кило лака - и готова Ганомага". Автомобиль производился в 1925-1928 годах и разошелся тиражем под 16 000 штук.
53. Помимо самих автомобилей, встречались на выставке интересные инсталляции.
54. И даже мотоциклы.
55. В 2014 году во французской глубинке обнаружилась "находка столетия", как ее уже успела окрестить пресса. В старом сарае случайно нашли коллекцию люксовых автомобилей первой половины ХХ столетия, насчитывающую сотню редчайших авто, из которых больше половины машин находились в прекрасном состоянии. Один автомобиль из той коллекции был представлен на выставке в том состоянии, в каком был найден.
56. Amilcar являлся известным французским производителем компактных гоночных автомобилей, выпускавший продукцию с 1921 по 1939 годы. На снимке модель Amilcar C8, при помощи которой фирма пыталась выйти на рынок люксовых автомобилей. Данный автомобиль произведен предположительно в 1930 году.
57. При разработке этой модели фирма ориентировалась на американские тренды в автомобилестроении, поэтому машина комплектовалась восьмицилиндровым двигателем объемом от 2 - 2,3 литра и мощностью 58 л.с, что позволяло автомобилю развивать скорость до 120 км/ч. Впервые автомобиль был представлен публике в 1928, но последовавший вскоре экономический кризис сильно подкосил продажи люксовых автомобилей в мире. К тому времени было выпущено 800 Amilcar C8.
58. Найденный во французском сарае Амилькар очень редкий. К настоящему времени в мире сохранилось два или три подобных авто, так что вскоре машину ждет тщательная реставрация, после чего она займет место в одной из коллекций богатых любителей классики. Автомобиль был продан на аукционе за 26 000 евро. Посмотреть на остальные машины коллекции а также увидеть за сколько ушла та или иная рухлядь можно
тут. 59. Теперь немного впечатлений от самой выставки. Самое сильное впечатление - это, конечно, масштабы. Выставка огромная и классики тут так много, что, обойдя около половины павильонов, я достиг эмоционального перенасыщения и дальше смотрел на редчайшие автомобили равнодушным взглядом. Осознанно осмотеть 3 000 автомобилей в день просто невозможно, это факт. За весь день я едва успел к закрытию дойти до последнего павильона причем пару павильонов я просто осмотрел с высоты и пошел дальше.
60. В интернете много критических отзывов. Выставку ругают за тотальную коммерциализированность, за проблемы с парковкой и переполненность паркингов. Я же приехал сюда на общественном транспорте и вам рекомендую. Лучше оставить машину в городе, а сюда добираться на электричке, потому что парковка на день обойдется евро в 20, то есть столько же, сколько стоит входной билет. Еду и воду лучше брать тоже с собой. Бутылочка воды 0,33 стоила 5 евро, булка с сосиской тоже 5 евро, все остальное еще дороже. Да это коммерческое мероприятие и тут рубят деньги на всем. Но при разумном подходе, можно ограничится скромной инвестицией лишь в цену билета.
61. Что же касается экспозиции, то чего тут только не было: от малолитражек до суперкаров, тракторов и автобусов. География производителей была представлена в основном Германией, Францией, Америкой и Британией. Автомобили других стран были редкими, а Восточный блок и советский автопром отсутствовали полностью.
62. Шире всего была представлена продукция Mercedes и Porsche, что не удивительно, учитывая, где проходило мероприятие.
63. Один из многих павильонов выставки плотно забитый техникой. Таких павильонов было четырнадцать. Этот павильон я полностью пропустил - к тому времени не было уже ни физических, ни эмоциональных сил. Я посмотрел с высоты, увидел, что ничего примечательного нет и пошел дальше.
64. Один из павильонов представлял собою блошиный рынок, на котором можно было купить множество оригинальных деталей к самым разным автомобилям.
65. Также на выставке была небольшая экспозиция, посвященная автомобильному дизайну.
66. Ее представляли всего парочка фирм, привезших свои как старые так и новые прототипы. На снимке концепт Opel CD, показанный публике на франкфуртском автосалоне в 1969 году. Примечателен отсутствием традиционных дверей. Кокпит машины имеет целостную конструкцию и открывается при помощи гидравлики, откидываясь вперед.
67. Даже телефон в машине был, точней его муляж. Телефоная связь в автомобиле в то время была невозможна.
68. Автомобиль являлся концептом, призванным показать возможности дизайнеров компании Опель и поднять тем самым ее престиж на авторынке.
69. Тот же концепт, но слегка в разрезе с демонстрацией техники автомобиля.
70.
71. Рядом экспонировался более современный концепт от того же производителя.
72. Современный дизайн переживает далеко не лучшие времена. Где полет фантазии? Где поиск новых форм? Эти унылые поделки похожие друг на друга я как-то совершенно не могу воспринимать.
73.
74.
75. Тут уже немного интересней.
76. Но все равно не то.
77. Все эти новые формы не вызывают совершенно никаких эмоций. Эра стильных автомобилей, ярких форм, эра поиска и экспериментов в автопроме навсегда осталась в прошлом. Наверное, поэтому выставки ретроавтомобилей настолько популярны во всем мире, а рынок олдтаймеров настолько огромен - в мире полно романтиков стали и бензина, утолить жажду которых современный автомобильный фастфуд попросту не способен.
По материалам с выставки запланировал около пяти постов, так что в ближайшие пару месяцев буду постепенно показывать экспозицию выставки в деталях.