Думаю пора сделать в наших бурных дискуссиях перерывчик (небольшой :)), и затронуть какую-нибудь более спокойную тему. Корабельную артиллерию например. Принято считать, что после Второй Мировой войны, с установлением на море господства авиации, корабельная артиллерия начала постепенно утрачивать свое значение. Еще больше эта тенденция углубилась с внедрением на флотах ракетного оружия.
Но если сам по-себе тезис о утрате артиллерией своих прежних позиций на море сомнений не вызывает, то остается все же вопрос насколько именно утрачены эти позиции. Ведь в том или ином виде, но пушки на кораблях остаются и будут оставаться в обозримом будущем.
Наиболее заметным водоразделом отношения к артиллерийскому вооружению в ведущих флотах мира стал пожалуй англо-аргентинский конфликт за Фолклендские острова. К этому времени на вооружение Королевского флота стали поступать боевые корабли совершенно не несущие никакой артиллерии. Таковыми были например наиболее современные к тому моменту боевые единицы английского флота - фрегаты класса "Бродсуорд". Эти корабли, водоизмещением 4,400 тонн несли много разнообразного вооружения - трехтрубные торпедные аппараты для противолодочных торпед и палубный вертолет "Линкс", для борьбы с подводными лодками, зенитно-ракетный комплекс "Си Вулф" для противовоздушной обороны, противокорабельные ракеты "Экзосет" для поражения надводных целей. Не нашлось места лишь для традиционной артиллерии. Причем такое положение дел стало отражением тенденции, и перспективы у корабельной артиллерии были не радостными.
Война отрезвила адмиралов. Хотя "Бродсуорды", благодаря наличию новейшего ЗРК "Си вулф" во многом спасли английскую корабельную группировку от ударов с воздуха, не вооруженные артиллерией корабли оказались ущербными. Достаточно сказать, что эти крупные и дорогие корабли никак не могли воздействовать на береговые объекты. Последующие серии фрегатов получили стандартную для английского флота 114-мм артустановку, которая сохраняется на вооружении по сей день, а на новейших, находящихся сейчас в постройке, эсминцах "Дэринг" будет заменена на 155-милиметровую.
И все же, доказав свое право на существование, орудия современных кораблей ни по калибру, ни по количеству не идут ни в какое сравнение с тем, что было во Вторую Мировую. Впрочем сказать, что артиллерия с тех пор только деградировала тоже нельзя - технический прогресс на месте не стоял. Что же перевешивает - число и калибр орудий времен ВВ2 или совершенство теперешних? Чтобы сравнить огневые возможности кораблей периода расцвета артиллерии и современных надо обратиться к обективным показателям - цифрам. Давайте этим и займемся.
Для сравнения выберем лучшие по огневой мощи боевые единицы класса эсминец - крупнейшего из сохранившихся на вооружении по сей день кораблей, если не считать нескольких реликтов класса крейсер. В 40-х такими пожалуй считались французские лидеры типа "Фантаск". Эти корабли несли исключительно мощное для эсминцев вооружение - пять 138-мм орудий. Такие пушки могли выпустить в минуту по семь 40-кг снарядов. Это давало им минутный залп в 40x5x7=1400 килограммов.
Следует сказать, что игра с повышением калибра артиллерии на эсминцах проходила на грани фола. Это было вызвано ручным заряжанием. Манипулировать на раскачивающйся, заливаемой волнами палубе сорокакилограммовой болванкой не слишком удобно. Именно поэтому стандартным для тогдашних эсминцев был калибр в 5 дюймов - 127-мм. Вокруг которого и плясали конструкторы большинства морских держав. Хотя попытки повысить главный калибр эсминцев сверх этого предпринимались регулярно, например немцы пытались внедрить 150-мм пушки еще в конце Первой Мировой. Увы, проблемы с заряжанием и следовательно падением скорострельности сводили на нет преимущества более мощных снарядов.
Поэтому существовал и другой путь наращивания огневой мощи эсминцев. Когда к концу 30-х годов в воздухе запахло войной, англичане, в межвоенный период строившие большое количество весьма средних по своим характеристиками "адмиралтейских" эсминцев, убедились, что они существенно уступают очень сильным японским кораблям этого класса. Встала задача качественного усиления английских миноносных флотилий, что и привело к созданию самых мощных английских эсминцев периода ВВ2 - класса "Трайбл". Кстати, слово "трайбл" переводится как "племя", "племена" и эсминцы этой серии получили названия в честь диких и воинственных (с точки зрения англичан) народов. В этот список, наряду с зулусами и эскимосами (?) попали почему-то и казаки ;). Татар, кстати тоже не забыли, но тут еще можно утешаться тем, что имеются в виду те, древние татары.
Однако англичане, наращивая вооружение пошли по совершенно другому, нежели французы пути - они выбрали ничем не выдающуюся 120-мм пушку, зато хорошо отработанную и удобную в эксплуатации и гораздо более легкую. Это дало возможность использовать спаренные установки, и в общей сложности разместить на корабле 8 орудий. Более легкий 22,7-кг снаряд позволил поднять скорострельность до 10 выстрелов за минуту. Поэтому формально "Трайблы" получились даже более мощными, чем "Фантаски" - 1816 кг бортового залпа в минуту. Хотя за французами был более тяжелый снаряд, что имело большое значение, например в поединке с бронированным противником.
Таковы были показатели лучших стрелков в классе эсминец во время ВВ2. Пути дальнейшего увеличения артиллерийской мощи давала автоматизация процесса заряжания, которая позволяла как поднять калибр, так и повысить скорострельность. Эти перспективы четко просматривались к началу войны. Так французы имели в постройке лидеры типа "Могадор", с четырмя двухорудийными автоматизированными башнями 138-мм орудий. Они надеялись достичь скорострельности в 15 40-кг снарядов в минуту на ствол! В потенциале это давало исключительно высокую огневую мощь, несопоставимую с другими кораблями этого класса. То же и немцы, всю войну пытавшиеся внедрить на эсминцах 150-мм артиллерию, в том числе и в двухорудийной башне. Увы, при тогдашнем уровне техники эти попытки успехом не увенчались. Французская автоматика оказалась капризной, и "Могадоры" не дотягивали по скорострельности даже до 5-орудийных "Фантасков", да и немецкие "суперэсминцы" никаких преимуществ в огневой мощи не имели. Ну а во время войны конструкторы и вовсе думать забыли о том, чтобы уделять исключительное внимание повышению огневой мощи - у них появилось множество других задач, как то усиление противовоздушных и противолодочных возможностей эсминцев, средств обнаружения и т.п.
Теперь посмотрим как складываются дела на данный момент. Наиболее сильно вооруженными артиллерией среди современных боевых кораблей являются отечественные эсминцы 956 проекта. Они несут по две 130-мм двухорудийных установки АК-130. Формально это весьма среднее вооружение для эсминца 40-х годов. Именно так - 4 130-мм ствола, были вооружены первые советские массовые эсминцы проекта 7. Однако технологии нынче совсем другие. Полностью автоматизированные орудия "Современного" способны выпускать до 35 снарядов весом 33,4 кг в минуту! А всего это дает минутный залп в 4676 кг! Ни один эсминец 40-х не сможет потягаться в артиллерийском бою с современным "Современным" :).
Скорее уж надо сравнивать корабли не по классам, а по водоизмещению. При своих 6,200 т. "Современный" тянет на довоенный легкий крейсер. Небольшой и не самый мощный. Например английский крейсер ПВО "Дидо" при водоизмещении 5600 тонн нес 10 скорострельных универсальных 133-мм орудий. Это позволяло выпускать до 100 36,5-кг снарядов в минуту, то есть в общей сложности 3650 кг. Как видим до "Современного" пока далеко.
Лишь самые совершенные с точки зрения артиллерийского вооружения легкие крейсера, такие как американский "Бруклин", по весу минутного залпа могут перекрыть "Современный". Эти 10,000-тонные корабли несли пять трехорудийных башен со 152-мм пушками. За счет высокой механизации процесса заряжания скорострельность 59-кг бронебойным снарядом достигала 8 выстрелов в минуту. В пересчете на минутный залп это даст 7080 кг! Не считая вспомогательного калибра. Впрочем это теоретический максимум огневой производительности для класса крейсеров. Даже тяжелые "Балтиморы", за счет меньшей скорострельности 3 - 4 выстрела в минуту и меньшего количества орудий главного калибра, выбрасывали меньше металла, чем "Бруклины". Да и 5 орудийных башен это слегка перебор. Сами американцы всю войну строили более сбалансированные, нежели "Бруклин" легкие крейсера класса "Кливленд" с четырьма башнями и 12-ю орудиями главного калибра.
Если же учесть огромный прогресс за послевоенные годы систем управления стрельбой, а так же боеприпасов станет ясно, что артиллерийский поединок даже лучших представителей класса крейсеров 40-х годов с лучшими из имеющихся на сегодня по этому показателю кораблями не сулит первым ничего хорошего. Конечно, особенно если речь идет о тяжелых крейсерах, в дело вступает такой фактор как бронирование. Современные снаряды не рассчитаны на борьбу с бронированным противником. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что эсминец проекта 956 не оставит шансов в артиллерийском бою ни одному из крейсеров 40-х.
Скажу больше, даже линкор той эпохи не может в такой дуэли заранее чувствовать себя победителем. Ясно, что нанести критические повреждения тяжелобронированному противнику 130-мм снаряды не смогут, но благодаря скорострельности и точности современные орудия очень быстро выведут из строя хрупкие приборы управления огнем линкора 40-х, после чего он не будет представлять на предельных дистанциях никакой угрозы. То есть ситуация скорее всего сложится патовая.
Справедливости ради надо сказать, что артиллерийское вооружение эсминцев 956 проекта среди современных кораблей является уникальным. Как правило подобные корабли несут одно орудие 100-127-мм калибра, реже два. Тем не менее после долгого застоя в артиллерийском вооружении современных боевых кораблей наметился некий прогресс. Как я уже сказал выше калибр орудия перспективного английского эсминца «Дэринг» подняли до немыслимых еще каких-нибудь 10 лет назад 155 милиметров. Возвращается, казалось бы навсегда забытый шестидюймовый калибр и на американские корабли. Причем американский эсминец нового поколения «Зумвалт» должен получить два таких орудия.
Другими словами, вполне возможно, что корабельная артиллерия еще не сказала своего последнего слова.