Я обещал вернуться к теме противостояния американского и китайского флотов, если первая передача вызовет хороший интерес. Не сказать, что она сильно выделяется среди остальных, но сразу после публикации количество лайков было заметно выше обычного. Не могу же я разочаровать людей, которые меня поддержали? Поэтому сегодня мы продолжим рассматривать происходящее на наших глазах эпическое противостояние судостроительных промышленностей США и Китая.
https://youtu.be/-luT6_M8Bxg Для начала давайте вспомним на чём мы остановились в прошлый раз. Вот диаграмма, отображающая суммарное водоизмещение введенных в строй боевых надводных кораблей (более темным цветом) и подводных лодок (более светлым). Из нее отчетливо виден перехват китайцами у американцев пальмы первенства ведущей кораблестроительной державы мира. Особенно это касается надводных кораблей. По подводным лодкам американцы, особенно за счет качественного превосходства всё еще смотрятся очень достойно.
Но в целом картина очевидна. Единственно, что нужно упомянуть, применительно к этой диаграмме, так это то, что за счет передовых позиций, занимаемых американским флотом на рубеже веков и созданного задела фактический, действующий состав флота у американцев выглядит значительно убедительнее. В том числе и потому, что вводимые в строй где то до середины 10-х годов китайские корабли не могли приниматься в расчет на фоне американских. То есть мы говорим больше не о настоящем флота, а о тенденциях, которые определят его состав в ближайшем будущем. О том, удастся ли американцам сохранить свою гегемонию на море.
И в этой таблице нет еще двух компонентов любого серьезного флота - амфибийных сил и авианосцев. Давайте восполним этот пробел и составим уже более или менее полную картину того, как обстоят сейчас дела в борьбе за господство на море.
И начнем с амфибийных сил. Хотя амфибийные силы не оснащены боевыми кораблями и практически не вносят вклад в завоевание господства на море, их наличие и размер говорит об активной, наступательной направленности флота, способности его осуществлять, как модно говорить сейчас, "проекцию силы".
Для начала диаграмма, отображающая количественные показатели. А именно число и типы единиц, введенных в состав с 1990 по 2022 годы. Из этой диаграммы может сложиться ложное представление, что китайцы достигли пика в начале 2000-х. Но это совершенно не так.
До 2007 года они вводили в строй лишь небольшие танкодесантные корабли. Лучший из них, тип 072А, построенный в количестве 15 единиц, имел водоизмещение 4,800 тонн и мог перевозить и высаживать через откидывающуюся аппарель, то есть подойдя вплотную к берегу, 10 единиц бронетехники и 250 человек личного состава. Скорость 17 узлов.
Естественно, такие и еще более скромные единицы, построенные ранее могли использоваться лишь для тактических высадок относительно невдалеке от собственных баз. Первым серьезным шагом в создании океанских амфибийных сил, которые у США имелись со Второй мировой, стало создание классифицируемых как УДК (универсальный десантный корабль), но на самом деле соответствующих американским ДТД (десантным транспортам докам) кораблей тип 071.
Первый из них вошёл в строй в 2007 году и эту дату можно считать точкой отсчета, когда Китай громко заявил о своих амбициях, как ведущая морская держава, способная вести серьезные операции вдали от собственного побережья.
Эти корабли имеют водоизмещение 25 тысяч тонн, скорость 25 узлов и дальность 19 тысяч км. Оснащены доковой камерой, способной вместить до 4 десантных катеров на воздушной подушке, то есть способны проводить десантные операции не подходя вплотную к берегу, и просторной полётной палубой с ангаром на 4 вертолёта. Таких построено для флота КНР 8 единиц.
На этом китайцы не остановились, и в 2021 году в строй их флота вошёл первый уже настоящий УДК проекта 075. Он имеет водоизмещение до 40 тысяч тонн, то есть соответствует самым крупным американским УДК, оснащен сплошной полётной палубой с ангаром для 30 вертолётов и так далее. 3 из запланированных 8 единиц уже находятся в составе ВМФ Китая.
Именно эти два последних класса имеет смысл сравнивать с американскими десантными кораблями. Они отмечены в диаграмме более темным цветом. У американцев же, хотя построено и меньше единиц, но все они являются крупными, океанскими единицами, способными проводить операции в удаленных районах, не приближаясь к берегу.
Более темным цветом отмечены универсальные десантные корабли типов "Уосп" и "Америка", а более светлым различные транспорты-доки, из которых последняя серия - класс "Сан Антонио" построена с применением технологии стелс.
Более объективную картину мы получим сравнив водоизмещение вступавших в строй кораблей, как всегда разбив на пятилетки. Как мы видим и в области амфибийных сил Китай быстро сокращает отставание от США, поддерживая значительно более высокие темпы строительства новых единиц. Американцы пока держатся благодаря созданному ранее заделу, но если они не взвинтят темпы, то такая ситуация продлится недолго.
Закончив с амфибийными силами перейдем к авианосцам. Во время Второй мировой авианосцы стали главным инструментом морской мощи, основной ударной силой флота, заменив в этом качестве линкоры. С этой точки зрения к середине третьей передачи этого цикла мы в общем к сравнению флотов то еще и не приступали ;)
Такая последовательность изложения понятна - в авианосных сила доминирование американцев по прежнему абсолютно, хотя и здесь имеются подвижки. Делать таблицы и диаграммы мы на этот раз не будем, поскольку авианосцы вступают в строй буквально единицами и можно спокойно рассказать о каждом из них.
Начнём на этот раз с американцев, так как первый в истории китайский авианосец вступил в строй лишь в 2012 году. На вооружении американского флота осталось сейчас два типа авианосцев. Это "Честер Нимиц" и "Джеральд Форд". Строятся они медленнее, служат дольше, поэтому с 1990 года в строй американского флота вошло всего 6 единиц.
Большинство из них принадлежит классу "Нимиц". Это "Джордж Вашингтон", вошедший в строй флота в 1992-м, "Джон Стеннис", построенный в 1995-м, Гарри Трумэн", "Рональд Рейган" и Джордж Буш", законченные постройкой соответственно в 1998-м, 2003-м и 2009-м годах. А в 2017-м вступил в строй американского флота "Джеральд Форд" - первый в новой серии авианосцев, которые даже по сегодняшним планам будут служить до конца XXI века.
Китай на сегодня ответил двумя единицами по 70 тысяч тонн. Они относятся к тому же классу, что и наш "Кузнецов". Это бывший "Варяг", вступивший в строй китайского флота, как уже говорилось выше, в 2012 году. И улучшенный "Шаньдун", уже собственной постройки, пополнивший ВМФ КНР в 2019-м году.
Как минимум в Китае заканчивается строительство еще одного авианосца - "Фуззянь". Он имеет водоизмещение 80 тысяч тонн и должен вступить в строй в этом году. У американцев очередной авианосец класса "Джеральд Форд" - "Джон Кеннеди" должен войти в строй в 2024-м.
Если задаться целью, то можно было бы даже утверждать, что с 2010 года в строй ВМФ Китая вошло уже два авианосца, а у США только один. И если всё пойдет по плану, то в этом году счет станет 3 : 1 в пользу Китая, сократившись в 2024-м до 3 : 2. Но это поверхностный взгляд. И дело тут даже не в водоизмещении, хотя два американских авианосца как раз равны по этому параметру трём китайским.
Все американские авианосцы атомные, оснащены катапультами, строятся большими сериями то есть хорошо отработаны. Два первых китайских авианосца даже не имеют катапульт, что серьезно ограничивает взлетный вес их самолетов. А неядерная силовая установка не позволяет иметь на борту сравнимый с "американцами" запас авиационного топлива. То есть качественное превосходство на стороне США. Собственно в той или иной степени это справедливо и в отношении других классов. Особенно более старой постройки. Но там это менее очевидно.
Если учесть еще и то обстоятельство, что у США в строю находятся в строю 11 крупных атомных авианосца, а у Китая только два, можно сказать учебных, то получается, что отыгрывать это отставание придется еще много десятилетий. Тем не менее Китай решительно сделал в этом отношении первые шаги и вряд ли намерен останавливаться.
Делает ли абсолютное превосходство в авианосцах и палубной авиации доминирование американцев на море неоспоримым? Это непростой вопрос. Во время Второй мировой устойчивость авианосных соединений обеспечивалась достижением абсолютного господства в воздухе в районе их действия. Но текущих условиях как авиация поможет защититься от дальнобойных гиперзвуковых ракет?
Выявившаяся во время СВО невысокая боевая эффективность авиации ставит под сомнение и ударный потенциал авианосцев. Правда беспилотники, по крайней мере большинство из тех, что применяются в текущем конфликте, не очень подходят для войны на море, где расстояния совсем другие. А увеличивая их дальность и скорость неизбежно увеличатся и размеры, а следовательно и требования к кораблю базирования.
Но, тем не менее, если обозначившиеся тенденции подтвердятся, авианосцы заменят гораздо меньшие корабли-носители дронов. Причем скорее всего это будут даже не специализированные единицы, а просто часть вооружения на современных эсминцах, фрегатах и корветах заменят дроны. Собственно этот процесс уже вовсю происходит. Так что может и не зря мы рассмотрели авианосцы последними.
Теперь давайте посмотрим окончательную сводную диаграмму, куда вошли надводные и подводные боевые корабли, амфибийные силы и авианосцы. То есть боевые единицы, определяющие мощь флота. Сюда не попали только мелкие корабли ниже фрегата, вспомогательные, береговая охрана, тральщики и так далее.
Что же мы наблюдаем на этой диаграмме? Резкий спад кораблестроения в США после окончания холодной войны. С понятной задержкой в виду длительности цикла строительства кораблей, а сюда еще надо включить цикл финансирования, составления и выполнения кораблестроительных программ и так далее. Кстати, кажущийся всплеск 2005-9 годов вызван завершением долгосрочных программ строительства авианосцев и десантных кораблей. По боевым кораблям роста мы не наблюдаем, и спад продолжился в следующем пятилетии.
Так же мы видим ничтожный уровень кораблестроения в Китае в начале 90-х. Причем это выражалось не только в объемах, но и характеристиках боевых единиц, отстававших от мирового уровня на десятилетия. Но затем, по мере увеличения экономической мощи Китая стал прослеживаться неуклонный рост военного кораблестроения. Тот вариант, что Китай не понимает, что это значит и куда ведет путь, на который он вступил отметаем.
Вызов брошен, и обе стороны это прекрасно понимают. США пытаются реагировать и казалось бы выйти на прежние показатели времен холодной войны не составит труда. Но пока это не так. В 2015-19 годах Китай уже обогнал США по объемам военного кораблестроения, и можно предположить, что в текущем пятилетии разница будет еще больше. Китай выходит на объемы США времен холодной войны, а вот самим американцам вряд ли удастся повторить результаты предыдущего пятилетия.
О проблемах в американском кораблестроении я делал отдельную передачу. Уже три десятилетия американцам не удается спроектировать удачную надводную боевую единицу. Дело дошло до строительства в США иностранными кампаниями кораблей по своим проектам. Увеличиваются сроки строительства. И так далее.
Благодаря созданному ранее гигантскому материальному и технологическому заделу ВМС США на сегодня всё еще значительно сильнее китайских. Но если обозначившиеся в последние десятилетия тенденции сохранятся, а признаков какого-то перелома на сегодня не видно, то в ближайшем будущем мы станем свидетелями смены лидера в области морских вооружений.
Надо ли говорить о том, что за последние века мы привыкли к тому, что мировой гегемон является по совместительству и ведущей морской державой. А мировое лидерство никто без борьбы так не отдает. И если они хотят бороться, время работает не на американцев. Если что то и будет, то скорее всего оно произойдет в ближайшее время. Максимум 5 - 10 лет.
К сожалению этот фактор крайне негативно сказывается и на нашем конфликте с Украиной. США, в то время когда оспаривается их гегемония, не могут себе позволить, чтобы их самый ценный союзник - Европа, усомнилась в их способности решать любые проблемы. Хотя бы на европейском континенте. Китай не может допустить поражения России, поскольку Россия последнее время открыто ориентировалась в своей политике на Китай, и если он допустит её крах, то станет очевидно, что такая политика была ошибочной. Что Китай защитить не может, а американцы могут. Так что возможно всё уже началось?
Наиболее политически корректно следить за анонсами новых передач в моём телеграмм-канале:
https://t.me/pizzecantrop