Сегодня папе, Сергею Михайловичу Половинкину, исполнилось бы 87 лет. Это интервью взято у нас дома Ольгой Владимировной Лисицей 3 июня 1996 года. Времена тогда были непростые, поэтому говорили не о кредитах, ипотеке или курсе доллара, а сразу о главном. Как мимолетно оказалось это настроение, как быстро оно сменилось на поглотившую нас рутину. Я вот грешным делом думаю, не посланы ли нам нынешние непростые обстоятельства, чтобы мы окончательно не превратились в обычную "западную" страну? Впрочем, это я заболтался. Выкладываю с любезного разрешения супруга Ольги Владимировны - Юрия Трофимовича Лисицы.
Здесь расшифровка, а видеоверсия на Youtube:
https://youtu.be/bcZGAC_Fc8c О.Л. Сегодня у нас состоится передача о русской философии. Мы находимся в гостях у известного ученого, исследователя творчества русских философов таких как Павел Флоренский, Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, исследователя деятельности Московского философско-математического общества, автора книги о духовном писателе Сергее Нилусе, доцента кафедры Российского государственного гуманитарного университета Сергея Михайловича Половинкина. Сергей Михайлович, сегодня, начиная этот разговор, мне хочется вспомнить те годы, это 89-й, 90-й год, когда к людям возвращались имена не то, что даже ими забытые, а те самые имена русских философов, которые были из нашей жизни и из нашего сознания вытеснены. В частности я вспоминаю вечер замечательный, который в 89-м году впервые прошел, вот я принесла его афишу, который состоялся в 89-м году, на который невозможно было попасть, когда в обществе был колоссальный интерес к возрождению, к возвращению русской философии. Я помню, что в те годы выходила газета "Литературная", которую мы каждый номер с нетерпением ждали, потому что почти в каждом номере была публикация русского философа начала века. Я помню Вашу блестящую статью о Трубецком там, замечательную. И вот, возвращение русских философов на родную же землю началось в то время очень бурно с колоссальным интересом со стороны общественности. А что происходит сейчас в этой области?
С.П. Вспоминая те времена, я помню мы начали собираться по поводу опубликования каких то... собрания сочинений, скажем, отца Павла Флоренского где-то в 85-м году. И первые собрания были такого типа, что мы всё думали какие статьи поместить, чтобы там поменьше религии было, а вот математики, языкознания, рассуждения отца Павла об иконах и прочее. Но очень быстро времена изменились и стало публиковаться всё. И поначалу это вызывало огромный интерес в московском по крайней мере обществе. Вот эти собрания, битком были забиты залы, все с напряжённым вниманием слушали, выставки разворачивались в фойе с уникальными экспонатами из, скажем здесь из архива отца Павла Флоренского. Народ толпился просто. Даже без суаре, без шампанского это обходилось и вызывало огромный интерес. "Литературная газета", о которой вы говорили, ведь она тогда выходила тиражом шесть миллионов экземпляров! Ну и мы себя тщили надеждой, что и вот эта серия публикаций биографий русских мыслителей на целую полосу с портретом [авторства] нашего покойного общего друга Юрия Ивановича Селиверстова [которые] здесь тоже играли свою роль. Вечер, посвященный памяти Нилуса, который в огромном зале "Меридиан" прошел собрал около тысячи человек! Все сидели и все слушали, ломились и так далее и так далее. Но вот сейчас как то этот интерес стал постепенно иссякать. Тиражи великолепных изданий, чем лучше издание, они сейчас выходят всё лучше и лучше, а тираж всё меньше и меньше. Собрания, конференции, которые раньше были бы переполненные залы, так и бывало, теперь собирают буквально только одних докладчиков, пустые залы, сидят люди только непосредственно участвующие в конференции. Публики такой, ну как, скажем, любопытствующей бескорыстно почти и нет. Вот идет такой процесс. Да падают тиражи, падают тиражи. Начинались со ста тысяч и даже более. Для философских книг это очень много. Сейчас эти тиражи - едва расходится пять тысяч экземпляров. Десять уже тираж лежит. Изумительные какие то книги. Так что интерес упал. Я бы не взялся решить однозначно этот вопрос - почему это произошло? Куда девалась эта публика? Что была за публика, которая вот так, с таким интересом сначала ходила а потом всё бросила. Или это заботы о пропитании, или какой то был поверхностный интерес? Который иссяк и все это рухнуло. Я не знаю. Но я думаю, что не нужно отчаиваться, а просто делать свое дело и читатель и слушатель я думаю всё таки и находится и в будущем найдется. Надо спокойно делать своё дело, делать добросовестно, и не обращать внимания на превратности в данном случае философской, что ли публики.
О.Л. Да, конечно, но всё таки что конкретно сейчас издаётся? Кто именно из русских философов сейчас издается? Я знаю Вы ведете активную деятельность по выпуску новых философских словарей. Если можно об этом расскажите?
С.П. Издается очень много и ряд таких фундаментальных изданий. Флоренский сейчас в издательстве "Мысль" выходит. Вышло два тома. Очень хорошо подготовлены. И намечен ещё ряд томов. Уж я не берусь говорить сколько, это всё вопрос в процессе его решения. Ильин, Ваш супруг Юрий Трофимович Лисица издает замечательно просто, феноменально совершенно. Василий Васильевич Розанов, несколько существует издателей. Это прежде всего Сукач Виктор Григорьевич, который просто феноменально готовит Розанова. Собрание сочинений издает Александр Николаевич Николюкин. Ну и чего не издается? Сказать легче, легче почему легче? Потому, что очень немногие не издаются, сказать что не издается у нас сейчас. И много серьезных исследователей. Хотя наряду с такой халтурой и прочее и прочее. Ну и помимо издания первоисточников, я считаю такое знаменательное событие, что мы на такой ранней стадии постижения что ли русской философии стали интенсивно выходить словари русской философии. Вот наша кафедра издала словарь, который называется "Русская философия. Малый энциклопедический словарь". Я считаю и многие какой то итог, правда на сегодняшний конечно день постижения русской философии. У нас много там и ляпов и каких то провалов относительных, но все таки это нечто. И очень характерно. Мы хотим дальше работать, собираемся издать второе издание. Которое как надеемся будет еще лучше. Но и издал словарь Институт философии. Издало издательство "Республика" тоже, издало словарь "Русская философия", с таким же названием. Так что, видите, уже попытки как то хотя бы в словарном виде синтезировать наши знания в области русской философии. Так что дело идёт и идёт очень интенсивно. Несмотря на то, что тиражи падают, но сами то книги прекрасные издаются. Я считаю сейчас время создавать библиотеки русской философии. Уже замечено, что книги по русской философии, изданные год, два, три тому назад, они разошлись и уже нигде их не найдёшь, не отыщешь. Когда они будут еще раз изданы неизвестно. Так что можно собрать очень хорошую библиотеку по русской философии. И она будет достаточно полно представлять основные направления русской философии.
О.Л. Сергей Михайлович, у простого человека встает один очень важный вопрос. А в чем же собственно говоря особенность русской философии. Та самая особенность за которую её так не принимали. И не то, чтобы не принимали большевики, а просто либо в лучшем случае высылали за границу, либо расстреливали здесь, на месте. Как мы знаем священник и философ Павел Александрович Флоренский тоже был расстрелян на Соловках. Несмотря на то, что помимо того он был философом, был тоже энциклопедически образованным учёным. Что же было в русской философии такого за что ее надо было всячески стремиться уничтожить из русского сознания вообще?
С.П. Понимаете, в русской философии было всё! Было множество направлений, как и во всякой философии. Спектр огромен. Это и социал-демократы, и анархисты, и либералы всех мастей. Ну и была православная русская философия. Если мы непредвзято посмотрим на все эти направления философские, то увидим всё-таки такую картину, что левая философия, либерально-демократическая и социал-демократическая себя полностью дискредитировала попыткой своей неудачной реализации. Ну о чем говорить, если люди не понимали ни истории, ни того, куда движется Россия. И когда Россия сделала шаги в сторону, указанную ими, то всё рухнуло здесь. Есть много у нас направлений, следующих западноевропейским течениям. У нас чего только не было. И Гегельянство, и неоконтианство, и феноменология, и экзистенциализм, и чего только не было. Но все эти течения грубо говоря в лучшем случае давали хороших переводчиков. Но ничего оригинального тут уж по определению, ничего оригинального не могло быть. И здесь ни западу это не интересно, ну нам это интересно постольку-поскольку мы хотим ознакомиться с этими течениями и найти какие то русские эквиваленты для них. Но в России была единственно оригинальная и великая философия, которая носит специальный термин, есть специальный термин - русская философия. Во многих местах слово "русская" настолько ненавистно, что целая кафедра называется - "кафедра истории отечественной философии". Непонятно какого отечества и так далее. Но есть специальный термин - "русская философия". И этот термин означает православную русскую философию. Это совершенно оригинальное явление. В русле которого создано и написано огромное количество трудов. Она интересна и для нас и для запада. Запад прежде всего хочет знать эту философию. Он хочет знать Владимира Соловьева, отца Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова, Бердяева, Франка и так далее. Всю эту плеяду православных русских мыслителей. Всё остальное мало интересно. Так, для полноты картины и прочее и прочее. Ну и потом все эти мыслители были правыми. Ну а правые всегда правы. Правые одесную сидящие, левые ошуию... всё это подозрительно. И как то история распорядилась так, что всё и выявилось. Ведь труды этих мыслителей просто невозможно читать. Ну как анекдот только, анекдот читать. Есть такие сборники фактически анекдотов, состоящие из одних цитат, там, Ленина, Сталина. Ну можно такие же цитатники делать из Милюкова, там, я уж не знаю ещё из кого? Из того же даже и Добролюбова, Чернышевского, Белинского. Такие тоже почти фельетоны, скажем глава в "Даре" Набокова о Чернышевском показывает, что это был за "мыслитель". Всё таки, в основном, несмотря на несколько легковесный тон. И читать нечего. Да они и не издаются потому что ну кто эту всю либерально-демократическую муть будет читать, переваривать? Ну кроме специалистов, историков русской философии, которые во всём призваны разобраться и поставить по своим местам и на свои полочки разложить. А вот православная русская философия это действительно оригинальное явление. Прежде всего это философия, которая зиждется на православном богословии, на православном богословии. Сознательно. Зиждется, основывает себя. Ну и затем на этой благодатной, живой основе пытается развивать свои взгляды и пытается дать ответы человеку на животрепещущие в том числе и на животрепещущие вопросы, касающиеся и социума и политики и так далее и так далее. Здесь мы находим поразительные откровения. Самый известный пример это сборник "Вехи", читая который просто удивляешься до чего люди дошли, что в 1909 году видели к чему идёт, к чему левые движут Россию, что будет. Предупреждали, предостерегали. Но никто правых не слушал. Можно сказать и не читал. Гремела левая печать, как и сейчас это делается. И окончилось всё тем, о чём они предупреждали и что они говорили. Это удивительное тоже явление. И поэтому и мы сегодня их труды, труды Ильина, и Бердяева, и Булгакова читаем как для нас написанные, предостерегающие нас сегодня. Главное о чем они говорят, что без Бога, без Церкви Россия обречена. Ничего хорошего её в принципе не ожидает. Так же, как и весь мир не ожидает. И насколько это верно показывает всё, что случилось с Россией, которая отступила от Бога и двадцатые, тридцатые, сороковые годы - террор, кровь, разрушение было результатом этого богоотступничества. Потом богоотступники сами друг-друга стали пожирать естественно. Волки от испуга скушали друг друга, как писал Корней Чуковский. Так что в России, в русской философии интересно именно это. Я бы сказал только это. Все остальное имеет такой золотушный, хилый, подражательный вид. ни к чему не ведёт. И даже просто не интересно.
О.Л. Наверно потому, что русская философия имеет очень глубокую религиозную основу, наверно поэтому так часто труды русских философов начинаются со слова "смысл". Смысл творчества, осмысление вообще собственной деятельности, осмысление жизни собственной страны. То есть это характерно, наверно, для русских философов - поиски именно в этом направлении?
С.П. Любая философия, определений философии множество, и конечно многие со мной не согласятся, но любая философия занимается такими проблемами: что такое мир в котором живет человек? Человек пытается постичь куда он попал, где он очутился, где он оказался? Что есть человек в этом мире? Что такое человек? Это задача очень сложная философская. И вот первые два вопроса пытаются решить, чтобы ответить на самый главный для философии вопрос - это о смысле человеческого существования. В чем смысл человеческого существования если он есть? Ведь есть такие философии, которые говорят, что смысла вообще нет. Это тоже особое миросозерцание, которое было развито еще начиная с античности. Но для русской философии характерны напряжённые поиски смысла человеческого существования. Зачем человек живет в этом мире? Конечно можно жить и ни о чём не думать. Жить в суете мирской, заботится только о хлебе насущном, о богатстве, еще о каких то мирских делах. Но все таки где то каждого человека настигает этот вопрос. Рано или поздно. Лучше наверное рано, чтобы можно было в своей жизни что то подправить и как то к существующему смыслу как то своей жизнью примкнуть. И русская философия этим и отличается. И русские философы смысл жизни искали именно на путях православия. Можно модную такую теперь фразу переиначить и сказать - если философия не ведет к храму, то зачем такая философия? Русская философия - оригинальная, интересная, самобытная она именно вела к храму. Делала это по-разному, тут были споры. Нельзя себе благостной картины представлять. Есть масса и богословских проблем. Есть и решенные богословские - Вселенскими соборами установленные проблемы по поводу которых споров не ведется. А если они ведутся, то спорящие называются еретиками. Но есть множество проблем, где нет решения. И здесь законно иметь и богословские и философские мнения. Как сказал Апостол: "пусть будет разномыслие между вами, чтобы выявились способные". Такое разномыслие есть и споры приобретают очень острый характер. Ну например, это спор об Имени Божием. Имяславческие споры, которые где то в десятых годах XX века возникли. Этой проблематике посвящены книги таких замечательных философов, как отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Алексей Федорович Лосев посвятили и многие другие писали на эти темы, жарко спорили, вопрос не решен до сих пор. Так что нельзя себе таким спокойным этот путь представлять. Он чреват и опасностями духовными и каким то напряжённым раздумьем и какими то спорами, часто принимающими довольно такой раздорный я бы сказал характер. Но через всё проходит напряженный спор о смысле. Много философий сейчас появилось и на западе и у нас, которые начисто пытаются отрицать возможность решить эти вопросы. Но русские философы всегда считали, что отрицание поиска смысла жизни смерти подобно. Это смерть нашей души.
О.Л. Мне кажется, что сейчас, под напором формирующейся вокруг нас новой действительности мы стали забывать о том, что в те тяжелые годы в 1917-й и далее ведь именно эти философы оказались правы. Правы в своих пророчествах, правы в своих глубоких предвидениях. И мне кажется даже не отдавать себе отчет в этом это просто нести какую то постоянную вину. Чувствовать свою вину перед ними. Что они оказались правы, они пострадали, они выстрадали своё слово. В конце концов они даже определили как нужно жить. Например Ильин сформулировал это таким образом: жить нужно только тем, за что стоит бороться и умереть. То есть так вот, не выстрадав этого нельзя сформулировать. И мне хотелось бы еще спросить Вас, Сергей Михайлович, что делать, например, жителям Магадана, которые несмотря на то, что жизнь диктует свои законы, окружающая. Законы выживания. Хотя для меня важен такой вопрос - выживать стоит любыми путями? Как быть людям у которых жив интерес к настоящей русской философии? Что Вы им посоветуете?
С.П. Вы знаете, в России был огромный опыт духовной жизни. Особенно интенсивно этот опыт реализовался в начале XX века. До революции. В России возникало множество так называемых религиозно-философских обществ. Если Вы достанете наш словарь, то увидите там много статей, посвященных разным религиозно-философским обществам. Что это означало? Люди собирались и обсуждали самые насущные проблемы духовной жизни, современной экономики, политики, чего угодно. Но в таком вот духовном освещении. Поразительное было особенно религиозно-философское общество памяти Соловьева в Москве. Поразительные люди туда ходили. Доклады бурно обсуждались и так далее и так далее. Но не только в Москве и Санкт-Петербурге это было. Это было во многих провинциальных городах России. И там общества были очень высокого уровня. Была потребность. Потребность каждого человека найти смысл жизни. Но одному ему трудно, одному ему трудно. Вместе, сообща сделать это гораздо легче. И люди собирались. Ищущие люди собирались. Собирались и совместно обсуждали. Ну во-первых, при этих обществах были библиотеки, которые содержали соответствующую литературу. Читали люди, делали доклады, которые бурно, нелицеприятно обсуждались. Поэтому не нужно унывать, ведь всюду есть интеллигенция, не только интеллигенция, всюду есть люди, которые пытаются понять, осмыслить. Отмечают, что на этих собраниях были простые очень люди, приходили. Они иногда приходили, ну так скажем, с завиральными идеями. Но в этих их выступлениях сквозил живой интерес. Это уже хорошо. Если человек встал на путь поиска истины, то обязательно истина его приведёт к себе. Поэтому я бы рекомендовал во-первых, доставать книги. Без книг трудно обойтись, ведь книги наши собеседники с теми людьми, очень умными, очень хорошими людьми, которые давно жили но оставили после себя своё слово. Читать, создавать библиотеки где, я не знаю, наверно превалировать должна русская философия, которая так великолепно об этом рассуждала. И затем собираться, создавать какие то, пусть маленькие даже, общества и обсуждать. Ну не хлебом единым ведь жив человек. Вырваться из пут суеты и заботы только о хлебе насущном. Такая потребность тоже есть у человека. И объединяться, собираться, обсуждать, говорить. Тем самым участвуя в таком вот глобальном процессе постижения смысла жизни. Смысла человеческого существования. Я считаю это очень доступно и можно делать. Книги очень плохо распространяются вне столиц. Даже в Санкт-Петербурге трудно найти московские книги, в Москве санкт-петербургские. Не говоря уж, скажем, в Калуге и московскую то книгу почти не найдешь. Но найти какие то средства. Я знаю в Уфе люди какие то самолёты, по служебным делам летающие между Уфой и Москвой, вот эти самолёты нашли их, загружают какую то литературу, переправляют в Уфу и там как то читают. Общество по-моему памяти Фихте образовано. Понимаете, люди как то пытаются быть людьми. Быть людьми, собственно. Человек и есть человек философствующий, да, человек размышляющий. Что же он такое? Животное не размышляет, оно бегает, ищет где покушать, размножиться как. Вот проблемы, которые его волнуют. Мы, люди, отличаемся. Разум дан нам на то, чтобы мы нашли смысл своего существования. Поэтому надо не унывать, а собираться и говорить.
О.Л. Ну что же, спасибо Вам огромное, Сергей Михайлович за Ваши советы и за то, что Вы приняли участие в нашей передаче. Я надеюсь, что нам удастся продолжить этот разговор.
С.П. Я благодарен Вам за то, что Вы пришли ко мне, оказали мне внимание. Спасибо Вам. Надеюсь не последний раз.