76. Самолет для Сталина

Feb 15, 2010 15:55

В ветке No 74 имел место такой диалог:

oldadmiral: Пугает не Сталин, а то что слишком много людей не понимают, или не хотят понимать чем он являлся. И еще больше пугает, что некоторые люди, которые прекрасно понимают это, стараются поддержать культ. Неплохо было бы задуматься, а собственно зачем?

sgtmadcat: Шо, опять таки заговор? И кто на этот раз? Жыдомассоны, или опять след ЦРУ?

Действительно, а кому и зачем нужно поднимать на щит Иосифа Виссарионовича? Никому он не интересен. Новое поколение, учившееся в 90-е, знать не знает ни о каком Сталине. Вскоре о нем бы просто забыли. Но кому то ведь надо было организовывать омерзительное голосование, как там оно называлось? Лицо России? Я давно не испытывал такого унижения, как в те дни, когда Сталин мелькал, не знаю уж в результате подтасовок, или таково было объективное "волеизъявление", на первых местах. Поэтому давайте зададимся вопросом, cui prodest?

С моей точки зрения, логика, тех, кто это делает такова. В 1917-м году существовавший в России естественный порядок вещей, естественное государственное устройство, было сменено противоестественным. Во-первых, возникшее на месте России государственное образование существовало не как все независимые государства - в интересах своих граждан, а в каких-то особых, никому неведомых интересах. Официально, оно существовало в интересах установления диктатуры пролетариата в мировом масштабе. Но эта официальная версия никакой критики не выдерживает. Во-вторых, правящий слой СССР отбирался не по реальным способностям и желанию служить своей стране, а по непонятным критериям. Главное, будущий управленец должен был быть лоялен власти, а для этого либо глуп, чтобы искренне верить в марксистские бредни, либо циничен, чтобы не интересоваться природой власти. А скорее то и другое вместе взятое.

Современная Россия находится на перепутье. С одной стороны это нормальное государство, существующее в интересах своих граждан. С другой, наследник СССР, в значительной мере сохранивший старый управленческий слой. Соответственно возня вокруг Сталина, с моей точки зрения, это попытка старой элиты, не соответствующей по своим деловым качествам занимаемой позиции, сохранить власть путем введения в заблуждение населения, относительно его истинных интересов. То есть пока люди верят в Сталина, с ними можно делать все, что угодно. Обворовывать, унижать, создавать такое положение, когда они живут в собственной стране на птичьих правах.

К счастью, факты против Сталина. Сегодня об одном из них. Как мы знаем, гражданская война в Испании показала отставание советской истребительной авиации. Поликарповские И-16, созданные аж в 1933-м, устарели и не могли противостоять новейшим немецким Bf.109. Такое отставание вызвало форсированные попытки СССР запустить в серию современный истребитель. Причем талантливого, но "социально чуждого" Николая Николаевича Поликарпова, создавшего весьма удачный для своего времени И-16 (первый в мире свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси), советские "коллеги" от участия в конкурсе практически оттерли. Ну не совсем оттерли, конечно. Результатом гонки стало принятие на вооружение трех истребителей - МиГ-1, ЛаГГ-3 и Як-1. Фактически первый из перечисленных самолетов был спроектирован Поликарповым, и считается западными экспертами лучшим советским истребителем периода ВМВ. Впрочем, они смотрят несколько со своей колокольни. Да и не в этом суть. Мы поведем речь о Як-1. До создания этой машины Яковлев занимался в основном легкими спортивными самолетами. Одним из следствий чего была деревянная конструкция его истребителя. Дерево, как конструктивный материал для создания боевых самолетов, к тому времени давно себя изжило. Поэтому, например, немцы дали нашим истребителям презрительное прозвище "русфанер" (в конструкции второго по массовости советского истребителя ЛаГГ-3 - Ла-5 тоже широко использовалось дерево).

Исходя из этого, советское командования рассматривало Як-1 скорее не как боеспособный истребитель первой линии, а как переходную модель, которая позволит освоить новую машину промышленности и войскам. Параллельно с развертыванием серийного производства Як-1 Яковлеву поручили создать его более современный, цельнометаллический вариант, проходившей испытания под индексом И-30. Это была уже вполне боеспособная машина. Кроме цельнометаллической конструкции новый самолет имел перед Як-1 еще ряд преимуществ. Таких, как автоматические предкрылки, и заимствованную у уже упоминавшегося Bf.109 ручку управления самолетом с деталями управления огнем. А главное, сэкономленный за счет отказа от дерева вес и объем позволил "расшить" критические для всех советских истребителей периода войны болевые точки - запас топлива был увеличен на 25%, а вес бортового залпа вырос в 2,5 раза. Такая машина вполне успешно могла бы бороться с немецким мессершмиттом последней модели - "фридрихом". Новый самолет получил обозначение Як-3 и готовился к серийному производству во второй половине 1941 года. Заводы даже успели создать некоторый задел деталей для установочной серии. Однако война перечеркнула эти планы, и нашим летчикам пришлось вступить в бой и провоевать почти всю войну фактически на учебных машинах. Развитие семейства истребителей Як пошло по совершенно другому пути. И тот самолет, который в итоге пошел в конце войны в серию под обозначением Як-3 имеет очень мало общего с героем нашего рассказа.

Вот мы, наконец, и добрались до сути :). А суть эта такова. Некоторые наиболее ръяные поклонники советского строя умудряются использовать в качестве аргумента в его пользу сказки о том, что мол, дети советской элиты, наравне с прочими гражданами, участвовали в войне. И даже ставить это в пример Российской Империи!! Ага. Участвовали.

После завершения программы испытаний И-30 остался опытный образец. По своим летным данным он значительно превосходил все имевшиеся на вооружении советской авиации истребители. Вот, что пишет о его дальнейшей судьбе в своей книге "Истребители Як" А.Т.Степанец:

В 1942 г. Як-3-1 с М-105П был модифицирован в истребитель специального назначения (персонально для командира 434 иап полковника В.И.Сталина). Двигатель заменили на форсированный М-105ПФ. Из вооружения оставили одну мотор-пушку ШВАК со 160 снарядами; запас горючего был уменьшен с 383 до 270 кг.

Фактически был создан "выставочный" истребитель с исключительно высокими (для советской авиации) характеристиками. Но в единственном экземпляре. Для сына вождя народов. В итоге на фронт он не попал - его повредили во время испытаний, и восстанавливать не стали. Но ход мысли интересный. Попробуйте себе представить нечто подобное у немцев, англичан или американцев. Которые при этом вовсе и не декларировали всеобщее равенство, как это делал СССР. Равенство возможностей, да, некоторые из перечисленных декларировали, но не всеобщее равенство. И до такого все же не опускались. В истории авиации есть несколько случаев, когда единичные машины подвергались незначительной модификации по требованию известных асов. Но чтобы создавать специальный самолет для сынка местного набоба, это знаете ли…

истребитель, Яковлев, Сталин, Як-1, авиация, Поликарпов

Previous post Next post
Up