Об одном петербургском больничном храме

Sep 27, 2008 04:48

Обнаружила интересный текст, который почему-то не успела поставить весной.
…Кваренги, императрица Мария Федоровна, Всех скорбящих радости, сердобольные сестры, композитор протоиерей П.И.Турчанинов, сестры общины св.Георгия….


Когда администрация Мариинской больницы приняла решение о восстановлении больничного храма, долгие годы служившего аудиторией, встал вопрос о первоначальном виде церкви. ГИОП, в ведении которого находилось здание больницы как памятник архитектуры, запросил историческую справку. Исследованиями в архивах и библиотеках занялась Люба. Результатом, кроме справки, которую ГИОП с удовольствием оставил себе, стал, в частности, следующий интереснейший рассказ, размещенный на сайте Покровской общины: http://www.omophor.ru/articles/church.htm
и его вариант - на сайте настоятеля храма, о. Иакова Амбарцумова :
http://www.ap-pavel.ru/history.html
СВ



ЦЕРКОВЬ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
ПРИ МАРИИНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ ДЛЯ БЕДНЫХ

Теперь мало кто знает, что эта больница на Литейном проспекте, больше известная петербургским старожилам под названием "Куйбышевка", в первой четверти XIX столетия относилась к главным достопримечательностям столицы. Об этом, например, свидетельствует популярный путеводитель по нашему городу, изданный в 1816 году Павлом Петровичем Свиньиным, основателем журнала “Отечественные записки”, известным литератором и академиком живописи. Путеводитель, в большей части адресованный гостям Санкт-Петербурга, напечатанный параллельно на русском и немецком языках, включает подробные описания 19 наиболее интересных объектов. Среди них - привычные для нас Петропавловская крепость и памятник Петру Великому, Александро-Невская лавра и Казанский собор, Летний сад и Императорская публичная библиотека…
И, совершенно неожиданно, не в последнем ряду - Больница для бедных, позже названная Мариинской! Особого внимания автора она была удостоена даже не столько потому, что была «постройки и расположения знаменитого Гваренги», а поскольку являла одно из лучших в Европе благотворительных заведений подобного рода.
Больница для бедных была одним из первых богоугодных учреждений, основанных и опекаемых вдовствующей с 1801 года императрицей Марией Федоровной. С годами число таковых заведений возросло настолько, что для их управления было создано обширнейшее «Ведомство учреждений Императрицы Марии», а время деятельности Царственной вдовы благодарные потомки назовут «эпохой благотворительности Императрицы Марии Федоровны».
Примечательно, что строительство Больницы для бедных, приуроченное к 100-летию столицы, началось 28 мая 1803 года закладкой камня в основание её церкви с надписью: «Положен сей камень во основании св. храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно…».
По замыслу основательницы именно домовая церковь должна стать неотъемлемой и, даже, центральной частью больницы, её «сердцем», ибо милосердное служение болящим должно иметь подлинную духовную основу. Эта идея Марии Федоровны с блестящим талантом была воплощена знаменитым зодчим Джакомо Кваренги (помощник архитектор Белкин). Храм разместился на 2-х этажах, отмеченный со стороны фасада здания величественным портиком, а в верхней части - полукуполом и золоченым крестом. Позже, в 1868 году, на фронтоне здания была установлена пожертвованная графом В.П. Орловым-Давыдовым бронзовая фигура ангела. Двусветная церковная зала, вмещавшая более двухсот человек, была светла и празднична, благодаря расположенному под потолком ряду больших окон и огромной бронзовой, с позолотой, люстре. Храм имел прекрасную акустику, позволявшую слушать церковную службу и лежачим больным в палатах. Благолепно смотрелся иконостас с мраморными пилястрами и фронтоном над царскими вратами.
Церковь была освящена незадолго до открытия больницы - 2 июля 1805 года - во имя св. апостола Павла, небесного покровителя императора Павла I, любимого супруга Марии Федоровны. Храм постоянно благоукрашался самой Основательницей больницы и членами Императорского дома, а также представителями различных сословий. В иконостасе помимо иконы Спасителя, очевидно, по личному выбору императрицы представлены писанные на холсте иконы Богородицы всех скорбящих радости, а также образы святых, тезоименитых императору Павлу I, его супруге и детям. Праздничные иконы, писанные на досках, располагались частично по сторонам от запрестольного образа Воскресения Христова, частично - над клиросами.
Над престолом с 1829 года нависал бархатный балдахин в виде сени, стоящий на четырех золоченых столбах, украшенный бахромой и 12 золотыми кистями. Материалом для него послужило надгробное покрывало тела императрицы, подобная же сень была сооружена в Екатерининской церкви Вдовьего дома. После ремонтов в начале XX века сень убрали, а престол обложили мрамором.
Из предметов церковной утвари заслуживает упоминания пожертвованный чиновником Евсюковым серебряный позолоченный крест с частицами мощей нескольких святых.
Особо чтимой в храме была стоящая на аналое справа от царских врат, икона Божией Матери всех скорбящих радости, пожертвованная императрицей и, по преданию, лично ею златошвейно украшенная. При иконе имелась бронзовая дощечка: «В Бозе почившая благочестивейшая государыня Императрица Мария Феодоровна, во всю земную жизнь, призревая страждущих, последовала духу изображенной здесь Утехе скорбящих и, переходя в вечность, оставила в сем образе, коим благословила она сей дом милосердия, верное изображение великих ея добродетелей».
Уместно напомнить о почти забытой ныне истории этой петербургской чудотворной иконы, которая почиталась наряду с Казанской. По церковному преданию этот образ Богородицы явил себя как чудотворный 24 октября 1688 года в Москве исцелением от смертельного недуга Евфимии Паниной, сестры патриарха Иоакима. Потом он подавал исцеление множеству народа. В начале XVIII века, по просьбе благочестивой царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра I, образ Божией Матери всех скорбящих радости или, скорее, список с него был перевезен в столицу. Со временем специально для иконы построили одноименный храм, и петербуржцы «хоть несколько раз в год посещали храм Всех скорбящих радости, чтобы помолиться пред чудотворной иконой». Вместе с простым народом любила молиться в этой церкви императрица Екатерина II. Сугубо притекала она к чудотворному образу во время эпидемии оспы, угрожавшей жизни Наследника, сына Павла. После избавления его от недуга императрица пешком отправилась в Скорбященскую церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен. Императрица Мария Федоровна знала эту историю, часто сама вместе с детьми посещала церковь с чудотворным образом. Божия Матерь всех скорбящих радости была её любимым и домашним образом. Знаменательно, что Императрица-благотворительница скончалась 24 октября 1828 года - в день праздника любимой её иконы.
После смерти Марии Федоровны в средней части храма, с правой стороны, была вывешена мраморная доска, текст которой гласил: «Мариинская больница для бедных учреждена христианским сердоболием Императрицы Марии Феодоровны в 1803 году. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Матф.5,7»
В этой же части храма помещалась еще одна его достопримечательность: оригинальная миниатюрная икона, пожертвованная Основательницей больницы в 1813 году. На медной монете красками был написан образ Спасителя с предстоящими прпеподобными Сергием и Варлаамом, а вокруг них на славянском языке полностью вписаны: Символ веры и четыре молитвы: «Богородице Дево…», «О всепетая Мати…», «Непобедимая и непостижимая Божественная сила…», «Всё моё упование возлагаю…». Образок был обрамлен серебряной рамой, помещен в киот из красного дерева. Пред ним теплилась лампада и была подвешена лупа, дающая возможность рассмотреть искусное произведение неизвестного «левши».
Службы в церкви св. апостола Павла проводились по воскресным дням и по другим праздникам, а Великим постом - почти ежедневно. Для отпевания усопших на территории Больницы была построена сначала деревянная, а в 40-х годах - каменная часовня св. Лазаря. Еще одна небольшая часовенка с иконой Богородицы и кружкой для сбора пожертвований появилась при входе в Больницу в начале ХХ века. В 1904 году на средства купца П.О. Миняева для больных хирургического корпуса, на третьем этаже, была устроена домовая церковь вмч. Георгия Победоносца
По воле императрицы, «священник больничной церкви должен быть достойный и человеколюбивый, который сверх церковной службы частым посещением приносил бы больным большую пользу». Таким добрым пастырем с 1818 по 1833 годы был замечательный русский композитор протоиерей Петр Иванович Турчанинов. Здесь, в Мариинской больнице, он довел до изумительного звучания (отчасти, благодаря прекрасной акустике храмового помещения), состоявший при больничной церкви хор певчих Дубянского.
С больничным храмом св. апостола Павла связано такое значительное в истории России событие как учреждение императрицей Марией Федоровной института «сердобольных вдов». Он стал первой в нашей стране организацией женщин, посвятивших себя уходу за больными, предтечей будущих общин сестер милосердия. Особую славу сердобольные вдовы приобрели, когда под руководством знаменитого хирурга Н.И. Пирогова отправились в военно-полевые госпитали во время Крымской войны (1854-56 гг.).
В 1888 года на смену сердобольным вдовам в Мариинскую больницу приходят сестры милосердия общины св. Георгия. Это первая община сестер милосердия, основанная Российским обществом Красного Креста, самая многочисленная и прославленная на полях сражений.
Больничная церковь св. апостола Павла была официально закрыта в 1923 году. Иконостас, церковная утварь, всё убранство храма были изъяты или уничтожены государством. Помещение церкви недавно использовалось как лекционная аудитория для студентов медицинских ВУЗов. С Рождества Христова 2000 года в храме было возобновлено служение литургии. В конце 2000 года из числа сотрудников больницы, а также из братьев и сестер Покровской общины зарегистрирован приход церкви св. апостола Павла. В 2004 году начался капитальный ремонт главного здания Мариинской больницы. В рамках реставрационных работ церковь св. апостола Павла будет восстановлена в её былом великолепии и духовном значении.
Previous post Next post
Up